Может ли государственный служащий быть верующим?
На модерации
Отложенный
Ученые физиологи и психологи уже давно установили, что работа правого и левого полушарий головного мозга человека не является симметричной. Каждое полушарие выполняет свою специфическую функцию. В результате многочисленных опытов было установлено, что правое полушарие больше связано со зрительным, пространственным и эмоциональным восприятием окружающего мира. Переработка поступающей информации о каком-то объекте производится одновременно и целостно. Оно ответственно за такие проявления человеческой деятельности как творчество, интуиция, озарения, сферы бессознательного мышления, способности мечтать, фантазировать. Мистика, религия, медитация – это также прерогатива правого полушария.
Левое полушарие больше ориентировано на аналитическую переработку информации, отвечает за логику и анализ, прогнозирование будущих состояний. Между этими полушариями постоянно происходит обмен информации и работа их одинаково нужна для человека. Симметричная работа обоих полушарий позволяет сформировать гармоничную личность, которая может проявить себя во многих направлениях достаточно успешно. Примером такой личности является Леонардо да Винчи. Но для подавляющего большинства людей характерны отклонения от этой нормы. Как правило, доминирует в той или иной степени, какая то одна половинка мозга. Это во многом определяет и выбор профессии, в которой человек может проявить свои способности. Весьма условно людей можно разделить на две категории – гуманитариев и людей, склонных к техническим дисциплинам. К представителям первых можно отнести писателей, музыкантов, композиторов, художников, артистов, философов, филологов, историков…. Именно представителям этих профессий человечество обязано тем, что принято называть культурным наследием. Представителями другой категории могут быть математики, ученые, изобретатели, инженеры, программисты, строители…. Им мы обязаны научно-техническому прогрессу. Тому, что составляет экономическую мощь любого государства и во многом определяет уровень жизни людей. Их достижениями, каждый пользуется в быту ежедневно. Характер деятельности этих категорий людей во многом отличается друг от друга. Филологу, наверное, было бы сложно рассчитать, к примеру, сопротивление балки или разобраться в каких то математических выкладках. Для него это трудно и непонятно. Также как хорошему математику вряд ли удастся сочинить симфонию, хотя в математике гармонии и красоты не меньше, чем в музыке. Спорить о том, деятельность какой категории людей является более важной, наверное, неуместно. Они взаимно дополняют друг друга и одинаково востребованы обществом.
Общение со многими верующими показывают, что в большинстве случаев их можно отнести к группе гуманитариев. И это во многом определяет поведение людей в той или иной жизненной ситуации. Мир, в котором мы живем, остается еще непознанным до конца. И в нем часто происходят события и явления, которые непонятны как для верующих, так и неверующих. Поведение людей в таких случаях сильно различаются между собой. Неверующий, столкнувшись с чем-то непонятным, пытается, полагаясь на свой опыт и знания, выяснить его причины, проанализировать к каким последствиям это может привести в будущем и на основании этого понять как вести себя при повторении подобных явлений. Верующий человек не особенно этим озабочен. Все непонятное он относить к проявлению Высших Сил и спокойно продолжает заниматься своими повседневными делами. И в этом неоспоримое преимущество верующих. Как показывают некоторые исследования и статистика, верующие люди меньше подвергаются стрессам, меньше переживают из-за своих ошибок, более уравновешены и в конечном итоге меньше болеют и дольше живут.
Есть категория людей, для которых вера является единственным, что позволяет им удержаться на плаву и не потерять человеческий облик. В одно время представился случай пообщаться с одним православным верующим. В прошлом успешный предприниматель, который пытался вести свое дело честно, не проводить сомнительных операций и оставаться в рамках существующего законодательства. Этим воспользовались недобросовестные конкуренты. Его подставили. Он потерял свой бизнес, квартиру. Вдобавок его избили так, что он попал реанимацию и имеет серьезные проблемы со здоровьем. От него ушла жена, отказался взрослый сын, посчитав его неудачником. В короткое время человек оказался никому не нужным, с подорванным здоровьем, без средств на существование и крыши над головой. Редко кому удается выдержать подобные удары судьбы, чтобы не сломаться. И таких опустившихся на самое дно людей (бомжей) можно встретить в любом городе немало. Но мой знакомый выстоял и нашел свое спасение в вере. И теперь видит свое предназначение в служении Богу и приобщение к православной вере других. Он скромно, но опрятно одет, без каких либо вредных привычек. Готовый прийти на помощь любому, кто в ней нуждается. В своем, казалось бы, незавидном положении, он умудряется оказывать значительную материальную помощь монастырям. Используя свои, еще сохранившиеся связи он организовывает поставку строительных материалов, необходимых товаров и продуктов питания в те религиозные учреждения, которые в этом испытывают потребность. При этом не требует взамен никакого вознаграждения. Все его «имущество» состоит из небольшой дорожной сумки, в которой немалое место занимают церковные книги. У него смутное представление о том, как он проведет свой следующий день и где ему придется ночевать. Но его вера настолько сильна, что это его совершенно не беспокоит. Такие люди заслуживают уважения уже потому, что, попадая в сложные житейские ситуации, сумели выстоять и найти смысл своего существование на этой земле.
Но есть и обратная сторона медали. Верующие люди очень уязвимы. Привыкшие во многом полагаться на высшие силы, они не всегда верно могут оценивать происходящие вокруг них. И есть немало желающих воспользоваться этой особенностью верующих и использовать их в своих не всегда благовидных целях. Стоит верующему в разговоре сказать несколько фраз, как опытный мошенник, обладающий острым аналитическим умом, сразу определит, что перед ним потенциальная жертва. А дальше, как говорится, дело техники. Пространные разговоры на религиозные темы, о смысле жизни, о бренности земного существования и т.п. с постепенным смещением акцентов, завлечением на соответствующие собрания или «богослужения» на которых в результате различных отработанных приемов психологического влияния человек доводится до состояния религиозного фанатизма. Это особенное состояние еще мало изученное учеными. Неизвестно точно, какие именно процессы происходят в мозге человека, когда его функции, отвечающие за логическое мышление, почти полностью отключаются. Можно говорить только о его внешних проявлениях. Это неспособность адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, зависимость от своих «духовных наставников», готовность выполнить любые их указания, в том числе совершать преступления. Повышенная агрессивность по отношению к тем, кто не разделяет их взглядов. Религиозный фанатик готов пожертвовать всем – своим имуществом, благосостоянием родных и близких, своей жизнью и жизнью других. Вывести его из этого состояния крайне тяжело. Исследования показывают, что пребывание человека в подобном состоянии на протяжении 4-5 лет приводит к необратимым изменениям. Человек атрофируется как личность и ему нельзя уже ничем помочь.
По такой схеме «работают» все без исключения секты. К вере они не имеют никакого отношения. Большинство из них создается для собственного обогащения их основателей, которые представляют себя не иначе как мессиями, пророками, божьими посланниками и т.п. Остальных различные спецслужбы используют для того, чтобы под видом миссионерства и, прикрываясь законом о свободе совести, проникнуть на территорию других государств и начать постепенное разрушение устоев этих государств изнутри. Независимо от того, какое религиозное учение используют секты то ли это христианство, то ли учения восточных религий, в их руках это только инструмент для достижения своих, далеких от веры и совести целей.
Но секты это не единственные структуры, которые пытаются использовать особенности мышления верующих с целью подчинения их своей воли. Склонный в вере человек с такой же легкостью может фанатично поверить не только в какое то божество, но и в самую, что ни на есть бредовую идею. Примеры? Адольф Гитлер. Он был буквально одержим идеей о превосходстве арийской нации. Обладая незаурядными организаторскими способностями и умением влиять на сознание людей, он сумел убедить в этом и немецкий народ. Его зажигательные речи действовали на людей почти магическим способом. Он говорил то, что нравилось людям. Им хотелось в это верить, и многие поверили. Гитлер хорошо знал об этом, и умело пользовался. Еще в 1925 году в своей книге «Моя борьба» он писал: «Чего люди хотят тому они легко верят». И слишком дорого пришлось заплатить народам мира и в первую очередь советскому народу за то, чтобы привести в чувство и немецкий народ и самого фюрера.
Другой пример. Развал Советского Союза. Вера вроде бы здесь ни причем. В середине восьмидесятых в «Светлое Будущее» уже мало кто верил. Речи престарелых вождей, чередой сменявших друг друга никого больше не вдохновляли. Жизнь была сносной, экономика и государственные органы еще кое-как функционировали. Ситуация не была критической. Из нее можно было выйти без социальных потрясений. Как пример можно привести Китай. Его экономика перед началом реформ была в еще худшем положении, чем в Советском Союзе. Но тщательно продуманные реформы и поэтапная их реализация позволили Китаю выйти на стабильный путь развития, сочетая государственное регулирование с элементами рыночной экономики. У руководства же Советского Союза, похоже, не было никакого желания что-то изменить, как и осознания того, что это уже давно необходимо было делать. То, что говорилось вверху, совсем не соответствовало тому, что происходило в реальной жизни. Многие понимали это, и было большое желание что-то изменить. И появился новый лидер, молодой и энергичный. Он не успел сделать еще ни одного шага, но его уже было готово поддержать большинство. Появилась надежда на перемены к лучшему. И эти перемены не заставили себя долго ждать. В массы было брошено слово «Перестройка». На какое то время оно приобрело чудодейственную силу, как некий фетиш, как некое заклинания. Это слово можно было слышать везде: на работе, на улице, дома, на митингах и собраниях. В «Перестройку» поверили. В это хотелось верить. Общество проснулось от долгой спячки, и готово было действовать самым решительным образом. В такие переломные моменты, используя всеобщую, без преувеличения, поддержку народных масс, можно было достичь многого. Но все произошло намного прозаичней. Оказалось, что к такой активности народа не были готовы даже сами организаторы. По крайней мере, никакой конкретной продуманной программы действий обществу не было предоставлено. Умышленно это было сделано, или по элементарному неумению реально оценить ситуацию в обществе, неизвестно. Это еще предстоит выяснить историкам и исследователям. Вместо конкретных указаний, сверху были слышны только пространные речи, из которых ничего невозможно было понять, что именно и в какой последовательности нужно делать на местах. Но это уже не имело никакого значения. Дальше начала действовать стихия. «Процесс пошел». Любой, порой даже самый необдуманный клич сверху воспринимался низами на «ура» и приводил к немедленному его исполнению. Борьба с алкоголизмом? Полезное дело! И значительная часть виноградников была уничтожена. Демократизация? Почему бы и нет! Неугодных руководитель предприятий вон! Мы сами будем руководить! Это все наше! Мешает старая партийная номенклатура? Не вопрос! В кратчайшие сроки разгром и погром обкомов и райкомов партии был завершен. В стране возник хаос. И уже никакой ГКЧП, ни армия этого остановить не смогли бы. Сам инициатор «процесса» был выброшен на свалку истории из-за полной ненадобности. Необузданная стихия продолжала бушевать. Все события развивались стремительно и сразу в нескольких направлениях. Активизировались националистические силы. Это был их шанс: «Нам будет лучше, если мы отделимся друг от друга». Сделаем! Парад суверенитетов прошел почти в торжественной обстановке. Экономические связи были разорваны. И все бывшие республики, в том числе и Россия, оказались в глубокой луже Нужны рыночные механизмы? Согласны! Шоковая терапия? Выдержим!!! Ваучеры? Еще лучше! Каждый надеялся получить и свой кусок. Кто-то оказывает сопротивление? Расстрелять белый дом, чтоб другим неповадно было! «Процесс» завершился. Только небольшая группа прагматиков, в отличие от многих, сумела реально оценить происходящее. И пользуюсь всеобщей неразберихой, спокойно и по-деловому, прибирала все к своим рукам, чтоб спустя два десятилетия предстать перед почтеннейшей публикой во всей своей красе уже как новая элита общества. И многие, взирая на это великолепие, все чаще задаются вопросом: «А к этому ли мы стремились в бурные девяностые?». Поздно. Чудес не бывает. Слепая вера, во что бы то не было, всегда разрушительна. В условиях падения уровня производства стремительное обогащение одних неизменно сопровождается столь же стремительным обнищанием других, которых всегда больше. Всего на всех не хватает. Это можно было понять еще до перестройки. То, что произошло, был самый обыкновенный грабеж, прикрытый словесной шелухой о демократии, свободе выбора, равных возможностях, правах человека и прочее. В это нельзя было верить. Из всего этого остались только одно право и одна свобода - право сильного свободно и безнаказанно грабить слабого. И здесь иллюзий не должно быть. Это будет продолжаться до тех пор, пока слабые будут это позволять.
Имеется еще одна особенность верующих, которая позволяет использовать их в своих целях. В большинстве религий проповедуется никчемность человека по сравнению с Высшими Силами, которым он не может противостоять. Необходимо покорно сносить удары судьбы, поскольку это наказание за грехи. Нужно постоянно молиться, чтобы заслужить прощение за свое плохое поведение. В христианстве каждый верующей именуется не иначе как «раб божий». Этим умело пользовались на протяжении многих тысячелетий представители власти. Только схема здесь немного другая, более усовершенствованная. Не заниматься непосредственно каждым верующим в отдельности, а подчинить себе только верхушку церкви и уже через ее структуры добиваться своих целей. Это давало возможность умело скрывать свои истинные намерения. На этом уровне и происходит подмена понятий. И большинство верующих на низах даже не догадывались, чью на самом деле волю они исполняют. Поскольку им постоянно говорили, что, все, что они должны сделать, это угодно Богу и является единственной возможностью спасти себя. Возможно, первый, кто осознанно пришел к такому выводу был император Константин. Оставаясь всю жизнь язычником, он, тем не менее, сделал для укрепления христианской церкви возможно больше, чем все последующие императоры. В 313 году Константин провозгласил терпимость относительно христиан и мучительные гонения, которым подвергались верующие на протяжении нескольких столетий, закончились. По всей территории империи строились христианские храмы. Церкви были предоставлены значительные льготы. Она была освобождена от налогов и общественных повинностей. В 321 году был издан указ, который утвердил за церковью право приобретать имущество и владеть им. Когда возникла угроза раскола церкви, Константин воспринял это как угрозу раскола империи и стал инициатором созыва первого Вселенского Собора в 325 году (Никейский Собор). Он предложил святым отцам обсудить имеющиеся разногласия и не расходиться до тех пор, пока они не придут к единому мнению. Расчет прозорливого политика оказался верным. Неожиданно получив полную свободу действий и значительную материальную поддержку, святые отцы в полной мере оправдали надежды Константина. Поддерживали его во всех его делах, исправно доносили друг на друга и в своих внутренних церковных спорах всегда обращались к нему как к главному арбитру.
С тех пор тандем власти и верхушки церкви стал неразрывным. В разных конфигурациях и сочетаниях его влияние прослеживается во всех значимых исторических событиях до сегодняшнего дня. «За Веру, Царя и Отечество» воевали русские солдаты в первую мировую войну. «За веру и императора» шли в бой солдаты австрийской армии. В обоих случаях вера на первом месте. В обоих случаях одни и те же христианские ценности. Различия только в их толковании и обрядах. Но этого различия оказалось достаточно для того, чтобы доведенные до отупения проповедями люди готовы были убивать друг друга вопреки тому же учению Христа, которого они придерживались. Политики, развязавшие эту мировую бойню, наверное, меньше всего заботились о состоянии веры. Цели были другие – захват чужих территорий, укрепление своей власти и расширения политического влияния. Вера только как средство, вспомогательный инструмент. Ради этих, в общем-то, низменных целей в котел мировой войны без всякого сожаления были брошены десятки миллионов людей, которые с остервенением убивали, калечили друг друга и погибали сами. И все это лишь для того, чтобы виновники этого побоища позже в более спокойной, комфортной обстановке за столом переговоров смогли разделить испеченный на адском огне политический пирог и закрепить этот раздел соответствующим договором.
Попытки возобновить этот тандем отчетливо просматривается сейчас и в России. Это обоюдное стремление власти и высшего духовенства. Как представляется, власть надеется путем более широкого распространения влияния Церкви на все общественные процессы решить несколько проблем – улучшить моральный климат в обществе, укрепить национальное единство страны и третье, используя влияние и авторитет церкви и ее структур за пределами государства, возродить Третий Рим, то есть добиться такого геополитического положения, которое занимала Россия до 1914 года после упадка Византии. Конечно, все три задачи достаточно важны. И стоит поддержать стремление власти их осуществить. Но надеяться, что Церковь в этом может помочь, является ошибкой. Это приведет к противоположным результатам.
Во-первых, со времен возникновения христианства, люди в моральном плане не стали лучше. Как и прежде процветает преступность, бандитизм, взяточничество, проституция, алкоголизм. К этим порокам добавилась еще наркомания, которая не имела такого сильного распространения в прошлом. И не какие проповеди на протяжении двух тысячелетий с этими пороками справиться не смогли. И дело здесь не в ущербности христианского учения. Там как раз в отношении нравственности очень много полезного и хорошего. Все дело в несоответствии между тем, что проповедуется и между тем, что происходит в реальной жизни. Если человек каждый день в церкви слушает правильные слова, а в жизни сталкивается с противоположными явлениями, то услышанные нравоучения производят в нем как раз обратное действие. Американские исследователи, изучавшие этот вопрос, пришли к весьма неожиданным результатам. Оказалось, что атеисты больше склонны к состраданию к чужой беде, чем верующие. А верующие чаще совершают преступления. Отчасти этого можно понять. Неверующий человек четко осознает, что в этой жизни надеяться, на чью то помощь свыше нельзя. За все содеянное придется отвечать самому. Тогда как у верующего всегда есть шанс. Даже совершив тяжкие преступления, он знает, что может покаяться, отмолить свои грехи и спастись. На уровне подсознания это приводит к значительному понижению барьера, который нельзя нарушать. И тот факт, что верующие совершают преступления в 7-10 раз чаще, чем атеисты не такой уж неожиданный. Поэтому, если есть желание улучшить моральное состояние в обществе, то первое, что необходимо сделать, это привести условия жизни к тем нормам, которые проповедуются христианской моралью. А это полностью прерогатива светской власти. Если этого не сделать, то никакие усилия Церкви не помогут. Все будет оставаться на своих прежних местах.
Второе. Национальный вопрос в России имеет действительно большое значение. Угроза распада государства на более мелкие образования существует. И попытки осуществить этот замысел будут постоянными. Многие заинтересованы в том, чтобы таким образом ослабить Россию. Но и в этом деле Церковь может только навредить. Ведь те или иные народности могут иметь и свою веру. Необходимо помнить, что носителем национальных идей всегда является национальная буржуазия, которая постоянно подпитывает национальные движения. Это стремление обусловлено отнюдь не заботой, о каком то национальном меньшинстве, чтобы этот народ смог сохранить свою культуру, язык, обычаи. Хотя и этот фактор имеет немалое значение и его нужно решать. Причина более банальная – обезопасить свой бизнес. А национальные требования, которые при этом выдвигаются и попытки разжечь национальную нетерпимость это только способ для достижения поставленной цели, чтобы, отделившись, стать полноправными хозяевами на своей территории. В этом буржуазии охотно подпевает бездарная часть местной интеллигенции (несостоявшиеся писатели, поэты, филологи, историки) поскольку ни в чем другом проявить себя не могут. А это единственный шанс заявить о себе как о «борцах» за интересы собственного народа. Хотя их деятельность ничего кроме вреда принести не может из-за полного размягчения мозгов. И для устранения опасности развала страны центральной власти в первую очередь необходимо наладить такие отношения с национальной буржуазией, чтобы она могла свободно осуществлять свой бизнес в пределах существующего государства, и прекратила направлять средства, на разжигание межнациональной розни. Одновременно следует перекрыть все каналы, через которые осуществляется финансирование националистов из-за рубежа. Всякое политическое движение, в том числе и националистическое, нуждается в средствах. Если этих средств его лишить, то его влияние ослабнет. А отдельные рецидивы можно устранить, приняв соответствующий закон об ужесточение уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни. И это все должна делать светская власть, а не Церковь. Хотя полностью решить национальный вопрос в условиях сохранения частной собственности на средства производства не удастся. Об этом свидетельствует ситуация с национальным вопросом в таких странах как Канада, Англия, Испания, Турция и др., где национальные движения время от времени напоминают о себе.
Третье. Само название Третий Рим, хотя оно публично и не произносится и больше распространено среди высшего духовенства, уже говорит о том, что в вопросе восстановления геополитического влияния, одну из ведущих ролей предполагается отвести Церкви. Это утопия. В истории все происходило как раз в обратном порядке. Сильная Римская империя была создана еще до того, как в нее проникло христианство. И церковь в данном случае использовалась императорами только как вспомогательный фактор, для лучшего контроля над своими подданными. Как только империя ослабла, церковь в 1054 году раскололась на две части: Римско-католическую на западе и Православную на востоке. И во всех дальнейших расколах, которые происходили позже, определяющим всегда был политический фактор. Это можно наблюдать и на территории постсоветского пространства. Новообразованные государства стремятся укрепить свою независимость не только политически, но пытаются использовать для этих целей и церковь. При этом светская власть бесцеремонно вмешивается в церковные дела, принуждая духовенство делать шаги в направлении создании поместных церквей, независимых от Московского Патриархата. В таких условиях использование Церкви может привести только к разрушающим следствиям, а не консолидирующим. С другой стороны, создание нового устойчивого политического и экономического объединения государств на постсоветском пространстве было бы выгодно и России и другим бывшим республикам. Это позволило бы более успешно противостоять возможным внешним угрозам и создать благоприятную ситуацию для разрешения собственных, внутренних проблем. Для решения этой проблемы в первую очередь необходимо сосредоточиться на вопросах развития собственной экономики. Сделать ее динамичной и привлекательной в глазах соседей. И на равноправной основе, без претензий на доминирование, предлагать решать имеющиеся проблемы сообща там, где возникает необходимость, и где это было бы выгодно всем. Таким путем объединялась Европа. Там религиозная тема никем не затрагивалась. Хотя на территории объединенной Европы существуют самые разные религиозные течения.
В последние время, особенно перед выборами, можно часто наблюдать как чиновники самых разных рангов и политические деятели участвуют в богослужениях в храмах. И это является очень хорошим тестом, чтобы определить их профессиональную пригодность для несения государственной службы. Возможны только два случая: или это предвыборное шоу для повышения своей популярности, или политик является искренним верующим, и случайно попал в объективы камер. В первом случае сомнений не должно быть никаких. Уже само использование храмов для проведения предвыборной рекламы само по себе кощунственно. В храм люди ходят для того, чтобы пообщаться с Богом, найти успокоение для своей души. Это своего рода таинство и присутствие здесь журналистов, фотокорреспондентов деловито и суетливо занимающихся тем, чтобы в самом выгодном свете представить того или иного политика, организовавшего это шоу, неуместно. Такой человек - циничный прагматик, без каких либо моральных принципов, готовый использовать любую ситуацию для того, чтобы увеличить свое влияние и популярность. Он всегда будет говорить людям то, что им нравиться, но цели его будут совершенно другими. Такого человека к власти допускать нельзя. И если такое уже случилось, то необходимо принять все возможные меры, чтобы этого деятеля «отрешить» от занимаемой должности, пока он не успел натворить больших бед. Но не лучшая ситуация если чиновник верующий. В большинстве случаев это люди высоких моральных принципов и имеют самые искренние намерения честно исполнять свои обязанности. Это необходимые качества, но недостаточные. Профессия государственного служащего, особенно если он занимает высокие посты в государстве, чрезвычайно сложна. Общество и мир в целом развиваются динамично. Каждый день поступает большой поток информации, которую нужно тщательно проанализировать, выявить возможные негативные тенденции, разработать механизмы их устранения, правильно расставить приоритеты, что можно сделать уже сейчас, а что может быть реализовано позже. Разработать и принять решения, проанализировать к каким следствиям они могут привести, просчитать возможные риски и таким образом спрогнозировать ход будущих событий. Каждое происходящие событие имеет свои причины. Только установив причинно-следственную часть можно принять верное решение. Все это функции левого полушария. Верующий с этими обязанностями не справится. Его мозг работает иначе. И надежда на Высшие Силы или на «Авось» здесь не поможет. Поэтому пребывание верующих людей у власти должно быть ограничено, а на высших постах и вовсе исключено. И это не повод считать верующих людьми второго сорта. Они вполне могут проявить себя в других направлениях, где необходимость в логическом и рациональном мышление не столь существенна. Среди верующих выдающихся людей не меньше, если не больше чем среди атеистов. Но профессия государственного служащего требует, чтоб здесь был человек с незаурядным аналитическим умом и только в таком случае его деятельность может быть успешной. Это нужно осознать обществу, когда оно посредством выборов направляет своих представителей во власть. Игнорирование этого может привести к серьезным разрушительным последствиям. Примером может послужить правление последнего императора России Николая ІІ. Он был хорошо образован, имел отличную память, был всегда уравновешенным и никогда не повышал голос. Главным в своей жизни считал служение на благо своего Отечества. И в тоже время он был глубоко верующим человеком, неукоснительно посещал воскресные и праздничные богослужения. И последний фактор оказал немалое влияние на ход последующих событий. За иных, более стабильных и спокойных исторических периодов его правление могло быть весьма успешным. Но тот промежуток времени, на которой волею судьбы пришлось действовать Николаю ІІ, отличался бурными революционными событиями во всей Европе, в том числе и в России. Это требовало от руководителей государств уделять этому вопросу постоянное внимание. Тщательно анализировать быстро меняющуюся ситуацию и применять своевременные меры, чтобы держать ее под контролем. Такими качествами, как и всякий глубоко верующий человек, Николай ІІне обладал. Он не сумел вовремя оценить опасность нарастающих в обществе социальных противоречий. Не было принято никаких мер для того, чтобы их как-то сгладить или устранить. Эти противоречия особенно обострились из-за первой мировой войны. В это время для Российского государства как никогда была нужна сильная власть. И была необходимость употребить эту власть на полную силу. Но произошло обратное. Поддавшись влиянию «старца» Распутина, Николай ІІ полностью потерял контроль над ситуацией и отрекся от престола. При этом даже не предпринял никаких попыток, чтобы спасти себя и свою семью. Последствия были катастрофические. Не разрешавшиеся на протяжении продолжительного времени опасные противоречия в обществе привели к социальному взрыву, гражданской войне, экономической разрухе и к невосполнимым многочисленным человеческим жертвам.
Из всего сказанного можно сделать несколько выводов:
- 1. Никто в этом мире не может однозначно утверждать существуют какие-то Высшие Силы или нет. И одно и другое можно принять только на веру. Такое состояние может продолжаться неопределенно долго. Это необходимо учитывать. Поэтому у каждого человека должен быть свободный выбор относительно его религиозных воззрений. Для многих вера действительно нужна и она помогает им в жизни. Исходя из этого, закон о свободе совести и вероисповедания должен выполняться неукоснительно.
- 2. Нужно лишить светскую власть возможности манипулировать сознанием граждан при помощи Церкви. Времена императора Константина безвозвратно ушли в прошлое. Всех одурачит, не удастся. Такие попытки приведут только к возрастанию напряженности в обществе. Поэтому принцип «Отделения Церкви от государства и школы от Церкви» должен соблюдаться не менее строго. Любые попытки нарушить его должны быть уголовно наказуемыми. Внутренняя политика власти должна быть прозрачной и понятной для общества без всяких закулисных интриг. Только в этом случае она может рассчитывать на доверие и поддержку у своего народа.
- 3. Пребывание в высших эшелонах власти верующих людей или людей, одержимых какой то бредовой идеей, должно быть исключено и закреплено на законодательном уровне. Такие руководители всегда опасны для общества, даже если руководствуются самыми благими намерениями. И это является объективной необходимостью. Иначе Россия будет обречена на постоянное шараханье из одной крайности в другую.
Комментарии