Лестница сознания

На модерации Отложенный

1. Ступени лестницы сознания.

 

2. Животный мир человека.

 

3. Как «выплыть».

 

 

Люди, хочет кто этого или нет, в той или иной степени, общаются друг с другом, это неоспоримый факт. По большому счёту, без этого общения люди не были бы людьми. Также, в подавляющей своей массе, они вряд ли хотели бы, чтобы их действия по поводу такого общения были для них бессмысленными, бесцельными и бесполезными (какой бы конкретный объём ни вкладывался ими в эти понятия). Поэтому вполне логично, что  на протяжении истории постоянно появляются разного рода рецепты, касающиеся эффективности жизненной стратегии – как личностной, так и человечества в целом. Данный текст – из той же категории.

 

1

 

Люди говорят много, это для них почти так же естественно, как дышать. Большинство использует этот навык, что называется, автоматически, никак над ним не размышляя, и поэтому, скорее всего, этот текст не для них. Он, как минимум, – для тех, кто не удовлетворяется просто процессом проживания своей жизни, а настроен эксплуатировать свои мозги поисками «оправдания» этого процесса, для тех, кому по жизни свойственно не только так или иначе поступать, но и важно и интересно пытаться объяснять и свои и чужие поступки. Хотеть и уметь, однако, – не одно и то же. И речь не о том, что у всех разные умственные способности. Ум – это просто «соображательная» способность мозга (кто-то таблицу умножения запомнить не может, а кто-то за считанные секунды в уме извлекает корень такой-то степени из чёрт знает сколько значного числа) и совершенно здесь ни при чём. «Собака зарыта» в несколько иной «плоскости». Всех людей условно можно разместить на шкале степени их ориентации на разум – от тех, у кого подобной установки нет вовсе, через массу промежуточных ступеней, где важность разума так или иначе признаётся, но считается меньшей, чем важность либо чувств, либо верований, к тем, для кого разум – «мера всех вещей» и «вещь» самодостаточная и являющаяся главным руководством к действию. Лишь последние способны быть «глобально» адекватными (разумеется, это не страхует их от совершения тех или иных ошибок в жизни), и лишь у них их поиски способны приводить к адекватным ответам. Приводят, однако, не у всех из них в равной степени, поскольку даже при старте в «правильном» направлении природные силы «стартующих» не равнозначны. Тем не менее, обращаться к разуму этих людей всегда имеет смысл. Те же, кто, формально пользуясь разумом, при этом почему-то принижают его значение, подобны чудакам, пилящим сук, на котором сидят.

Мало-мальски пристальный взгляд на историю человечества не может не говорить о том, что человеческое сознание, вообще говоря, совершенствуется. Более пристальный взгляд и – уже на само сознание – позволяет выделить, как минимум, четыре его ступени (понятно, что сделать это можно лишь находясь на последней из декларируемых ступеней). Начальную ступень я уже упомянул – это сознание, фактически, первобытного (даже если и современного) человека. Его носитель способен понимать, что есть внешний по отношению к нему мир и есть он сам в этом мире, и это, пожалуй, и всё. Для попадания на вторую ступень сознанию необходимо иметь склонность более-менее постоянно оценивать действия своего носителя. Сознание, находящееся на третьей ступени, имеет склонность регулярно оценивать действия самого себя. Сознание четвёртой ступени имеет установку на оценку верности своих оценок самого себя. Видимо, можно продолжать и дальше двигаться вверх по этой лестнице, но лично я на сегодня там реальных, а не умозрительных, ступенек не прозреваю. Что касается ориентации сознания на разум, то, вообще говоря, её степень с каждой ступенькой возрастает, и мне, скажем, сложно представить сознание четвёртой ступени, не имеющее подобной ориентации. Т. е., чем большими возможностями обладает сознание, тем оно качественнее, или, другими словами, тем оно разумнее. Сознание четвёртой ступени и, отчасти, третьей не только адекватно отражает окружающий мир, но и способно конструировать новую реальность. Это – тот случай, когда сознание творит бытие. Такое сознание не замыкается ни на своём носителе, ни даже на себе самом. Объектом его адекватной заботы является весь мир. Увы, носители подобного сознания не обладают сегодня полномочиями принимать решения, от которых много чего зависело бы, и именно поэтому мир пока ещё полон маразмов и разных необязательных проблем.

 

2

 

Примеры неразумности в человеческом сообществе поистине бесконечны.  Основана она, естественно, на мировоззренческих ошибках, а сферы её распространения – самые разные. Основные – это, пожалуй, сфера религий, сфера политики и сфера взаимоотношения полов.

 

            Религии, верования и т. п. явления

Поистине поразительны масштабы поражения людей данным видом «опиума». Этому недугу сознания подвержено огромное количество представителей обоих полов, людей любого возраста, любых профессий и сословий, любых наций и народностей. Это, поистине, пандемия из пандемий. Суть явления совершенно проста: люди нередко сталкиваются в жизни с необъяснимым и вместо того, чтобы в таких случаях говорить, что объяснения тому или иному феномену пока нет, они начинают пускаться в фантазии и обосновывать упомянутые феномены наличием тех или иных высших сил. Если это подаётся в качестве гипотезы, ещё, как говорится, куда ни шло, но подаваемое в виде явных утверждений, не лезет ни в какие ворота и свидетельствует об элементарной непорядочности мышления, ибо порядочному мышлению свойственно ничего из необъяснимого не принимать на веру.

Сказок религиозного характера «больное на голову» человечество напридумывало за свою историю великое множество, и они множатся и по сей день. Разница между всеми ими лишь в том, что одни из них «живут и здравствуют» в течение столетий и тысячелетий, а другие существовали (или существуют) в течение всего лишь десятилетий или даже лет. Несмотря на их столь разный возраст, и те и другие равно достойны осмеяния, ибо основаны на заблуждениях и на непорядочности мышления. Как давно сказал поэт, «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Одурманивать своё сознание мировоззренческой наркотой неизмеримо легче, чем идти по жизни, смотря правде в глаза. Самое смешное в этих сказках и фантазиях – не основное утверждение и не «аксиомы», а «теоремы», «следствия» и прочая «атрибутика». Т. е., и для авторов и для последователей подобных всевозможных ахиней важным зачастую оказывается не только декларируемый ими дурман, но и порождаемый им дурдом.

Вымышленным и недоказуемым существованием «высших сил», при необходимости, элементарно оправдывается всё и вся, ибо в таких случаях голословная ссылка на эти самые силы заменяет необходимость какого-либо обоснования. Как правило, оказывается достаточно фразы типа «так угодно богу», чтобы верующее (читай «больное») сознание на этом успокаивалось и не искало никаких реальных причин того или иного происходящего. Это ли не смешно?

Особь статья – заповеди и им подобные «уложения». Это, на самом деле, уже из области политики, хотя и преподносятся такие вещи исходящими от всё тех же пресловутых высших сил. Попытки нахождения тех или иных оптимальных правил сосуществования в социуме, естественно, полезны. Ссылка же при этом на «неизвестно что», разумеется, вредоносна.

Вера в т. н. высшие силы, по определению, является проявлением глупости, ибо не основана на разуме. Жалки и смешны те, кто страшится тех или иных «наказаний» себе от этих самых «сил». Для всех такого рода «перестраховщиков» могу сказать следующее: «Смеялся над этим, смеюсь и буду смеяться, кто бы что в связи с этим ни говорил и ни предрекал».

 

            Политика

            Кто не слышал фразу о том, что политика – дело грязное? Вероятно, что таковых нет, а если есть, то, впервые столкнувшись с ней (политикой), они, скорее всего, тут же с этим утверждением согласятся. На самом деле, вся жизнь – пока – «дело грязное», просто в политике эта грязь, видимо, наиболее очевидна. Причём, совершенно не важно, каких политических и экономических воззрений придерживается тот или иной политик – в подавляющем большинстве случаев главенствующим для него оказывается просто желание быть «наверху», «рулить» независимо ни от чего. Если же случается подавать в отставку, то, как правило, - под давлением обстоятельств, а не в силу осознания «методологической порочности» своих действий. Если же волею случая в высших эшелонах оказываются, в полном смысле, разумные люди, их, рано или поздно, «съедает» неразумная окружающая их среда. Проблема здесь в том, что подавляющее большинство людей беспокоятся по жизни не об оптимальном мироустройстве (независимо от понимания ими последнего), а исключительно - о своём собственном месте в мире и о своём личном жизненном успехе. Многие же из тех, кто озабочивается упомянутой оптимальностью, увы, воспринимают её, в той или иной степени, неадекватно. Поэтому меняются правительства, идеологии, принципы государственного устройства, но, по большому счёту, «воз и ныне там».

 

            Взаимоотношение полов

            На сегодняшний день, в подавляющем большинстве случаев, взаимодействие мужчин и женщин походит на «взаимодействие» вражеских армий. У данного факта имеются, что называется, объективные и субъективные причины.

Последние аналогичны тем, что упомянуты в «разделе» политики: фактически, это – узость мышления. К первым следует отнести разность чисто биологических задач полов: мужской, в целом, ориентирован на развитие, поиск новых путей и т. п. («дорогу осилит идущий»), а женский – на сегодняшний день и его максимальную комфортность (любовь – вот смысл жизни). Результат данной комбинации причин – бесконечные противоречия и разговор на разных языках. «Конфронтация» (как явная, так и скрытая) снимается только в тех, увы, весьма редких случаях, когда у взаимодействующих имеет место обоюдная ориентация на разум.

 

Возвращаясь к жизни социума в целом и рассматривая самый интересный и важный её аспект - межличностное взаимодействие, - трудно не зафиксировать в последнем весьма удручающую картину, а именно: большинство современного (как и любого прошлого временного среза) населения мира – это, образно выражаясь, «олигофрены» и «пидорасы».  Даже при том, что я утрирую и что, разумеется, соответствующую границу в каждом из этих «качеств» не проведёшь, т. е., - не отделишь однозначно «на все случаи жизни» здоровое бытие от нездорового, всё равно сказанное – это факт. Ситуация усугубляется тем, что представители указанных категорий лиц, в большинстве своём, не осознают или почти не осознают степени своей ущербности. Те из людей, которые понимают, о чём здесь идёт речь, если они, так или иначе, не изолировали себя от мира, сталкиваются с соответствующими примерами ежедневно и в «бесконечном» количестве – от бытового уровня до уровня «высокой» политики. «Пидорас» – это всякий тогда и постольку, когда и поскольку он в своих действиях априори плюёт на возможные интересы кого бы то ни было. «Олигофрен» – всякий тогда и постольку, когда и поскольку он не помышляет об оценке собственных действий. Понятно, что объёмы этих понятий есть пересекающиеся множества, но и то и другое явление – есть результат проблем у их субъектов с разумностью.

            Как правило, если человек – дебил, то он дебил во всём: и в вопросах мировоззренческих и – в политических, и – в касающихся взаимоотношения полов и т. д. А есть ещё такая разновидность дебилизма, как политкорректность и т. п. «корректность». Эта разновидность предписывает не называть чёрное чёрным и предлагает наряду с нормальными людьми уважительно относиться и к разного рода «пидорасам» и «олигофренам» – на том «глубоком» основании, что «все мы – люди». Да, конечно, уважительно следует относиться ко всем и каждому, но стопроцентно - только до тех пор, пока эти «все и каждые» не начинают себя проявлять, ибо тогда становится, в той или иной степени, очевидным, кто из них есть кто, и «грести», в свете сказанного, «под одну гребёнку» - значит либо не обладать адекватностью реакций, либо сознательно глушить в себе оную, продвигая духовный мазохизм. Другими словами,     любить ближнего, как самого себя, значит не что иное, как страдать слабоумием. Оставим этот путь «дегенератам разума» всех мастей и эпох и будем называть вещи своими именами.

            Если вы – адекватный и порядочный человек, то вы, как элемент социума, естественно, настроены на конструктивное сотрудничество и настроены на него (в тех или иных вопросах) именно с себе подобными (в противном случае, вы не являлись бы ни адекватным, ни порядочным). А много ли вы знаете таких подобных? В том-то и дело, что чем сильнее у вас развиты упомянутые качества, тем с большим трудом вы будете находить единомышленников. «Пидорасы» настроены не на конструктивное сотрудничество, а на создание максимально комфортных условий себе любимым, а дальше – хоть трава не расти, т. е., в сущности, они настроены чисто на животный образ жизни. И из-за этих «говорящих животных» сплошь и рядом отравляется жизнь разумных людей. Не обращать на это внимание невозможно: пофигизм – есть разновидность дебилизма. Весь этот «балласт эволюции» собрать бы где-нибудь за колючей проволокой и пусть там «поедали» бы друг друга. К сожалению, - нереально.

           

3

 

            Естественно, возникает «извечный» вопрос: «Что делать?». Находится немало «умников», заявляющих о первостепенной важности в деле «облагораживания» человечества воспитания и просвещения. Для них почему-то не очевидно, что дрессированный медведь не перестаёт быть медведем, что ни воспитание, ни образование не способны на главное – научить думать, - если эта способность не заложена в «объекте воздействия» самой природой. Процесс продвижения по лестнице сознания не может происходить «сам собой», мысль о том, что «вода камень точит», здесь, увы, не годится: человеческих «камней для обтачивания» появляется в мире всё больше и больше, и на них не хватит никакой «воды». Выход из данного «тупика» может быть только качественным, а именно – может происходить только путём улучшения  людьми самой человеческой природы (на генетическом уровне). Вряд ли кому-либо сейчас удалось бы расписать, как это улучшение будет происходить, а я и вовсе – не генетик и даже – не биолог. Однако, полагаю, не составляет сложности в общих чертах спрогнозировать, как оно могло бы происходить. Во-первых, очевидно, что процесс – не быстрый, и, во-вторых, он должен (и будет) иметь место только на добровольной основе.

            Итак. Начнётся (фактически, уже началось) всё с чисто медицинских вещей. Скажем, в принципе, любая пара потенциальных родителей сможет обратиться за генетической консультацией и получить прогноз о вероятности проблем со здоровьем у их будущего ребёнка. На основании данного прогноза пара затем сама решает, стоит ли им рисковать и инициировать зачатие. Далее, со временем, медицинская генетика каким-то образом научится предотвращать подобные «ошибки природы», и любой ребёнок сможет гарантированно рождаться без риска каких-либо физических или психических отклонений.

Следующим шагом на пути улучшения человеческой породы станет возможность генетической работы с чертами характера, или, беря шире, - с характеристиками личности. Уже сейчас делается масса открытий касательно ответственности того или иного гена или их группы за то или иное качество личности. В дальнейшем, когда существенно прояснятся все взаимосвязи и механизмы воздействия, очевидно, сможет применяться процедура, аналогичная процедуре избавления от медицинских недугов. Т. е., та же гипотетическая пара получает в консультации прогноз о вероятности наличия у их будущего ребёнка тех или иных личностных качеств и затем так же решает, хочет ли она иметь ребёнка с такими качествами (например, - завистливого, злобного, жадного и т. п.). Естественно, потом научатся и предотвращать (только по желанию родителей) возникновение в потомстве подобных качеств, что и приведёт постепенно к общему сдвигу человеческой природы в сторону адекватности и конструктивности, т. е., - в сторону разумности.

Т. о., со временем, в социуме не останется ни пидорасов, ни олигофренов (без кавычек - раньше, с кавычками - позже). Кто же останется? Что это будут за люди? Как минимум, они будут находиться на третьей ступени сознания и будут иметь внутренние установки на непременную объективность своих оценок и на адекватность своих поступков. Общий спектр человеческих интересов при этом нисколько не становится уже, зато меняется в лучшую сторону качество любого межличностного взаимодействия, что, в конечном итоге работает на повышение эффективности бытия всего социума.

Конечно, на пути к этому «раю» человечество не могут не подстерегать определённые трудности. Например, в тех или иных отдельных регионах мира в социуме (как во власти, так и в обществе в целом) могут оказаться преобладающими «олигофрено-пидорасы», которые будут сознательно или бессознательно стремиться тормозить эволюционный процесс в человечестве. В таком случае, все здоровые силы постепенно «утекут» за пределы данных регионов, и последние неизбежно станут проигрывать в развитии, являя собой примеры вырождения. Палки в колёса могут вставляться «олирасами» и в «нормальных» обществах, т. е., там, где они не находятся у власти. Задача последней в таких ситуациях – не позволять «заразе» взять над собой верх, ограничивая её возможности влияния. Но всё это ещё впереди, тогда как на сегодня «нормальных» обществ, похоже, пока нет вообще. Думаю, однако, что развитие науки, генетики – в частности, будет иметь более опережающие темпы, нежели любые негативные процессы в социуме, и человечество (в лице своего «пелотона») сознательно меняя человеческую природу, сможет в обозримой перспективе, подобно Мюнхгаузену, вытащить себя из болота множащихся пока проблем. Очевидно, что слишком маловероятно как-либо (если не рассматривать вариант космической катастрофы) остановить эволюционный процесс, и что передовое, рано или поздно, всегда пробивает себе дорогу. Чтобы прогрессировать, человечеству не избежать в дальнейшем того, что можно было бы назвать новым или, если угодно, демократическим, разумным фашизмом (кто не мыслит стереотипами, тот не превращает слова в ярлыки). Задача конструктива – «гуманными методами» постепенно вытеснять деструктив на обочину жизни, и генетика непременно обеспечит подобное развитие событий. Общество будущего не есть ни «джунгли», ни коммунизм. Никто не будет в отношении другого «волком», но и «другом, товарищем и братом» тоже быть не обязан. Каждый будет и являться и осознавать себя самодостаточным конструктивным элементом единого человечества.