Эпоха непрофессионалов в стадии расцвета

На модерации Отложенный

Сегодня достаточно часто звучат высказывания социологов, педагогов, участников интеракций с социальными институтами о том, что мы оказались в своеобразной ловушке непрофессионализма. Во всех сферах человеческой деятельности многие сталкиваются с той или иной формой констатации факта: вынужденно общаемся с расширяющейся общностью непрофессионалов, которые «указывают, как жить», малообразованны, некомпетентны, но «чрезвычайно амбициозны» [2]. Это усиливает социальную напряженность и в стране в целом, и в ее регионах.

С.А. Дружилов считает, что профессионализм – особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях [1].  В социологической интерпретации профессионал - (от лат. professio - специальность,  занятие)  - англ. professional/profi; нем. Professional/Profi) - индивид,  основное занятие которого является его профессией, специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию [6]. Авторы «Современного толкового словаря»  указывают, что профессионал – это человек, занимающийся чем-то профессионально в отличие от любителя, специалист своего дела [5, с. 337].

Представленная дефиниция несколько отлична от ее смысла на уровне обыденного знания, так как может быть истолкована и позитивно, и негативно для традиционного ценностного поля индивидов. Например – профессиональный убийца – человек, профессионально реализующий то, что представляется нам безнравственным.

Можно предположить, что профессионалом мы считаем того, кто, благодаря своему явному и скрытому знанию, вносит в нашу жизнь позитив, помогает в решении любых жизненных задач. Именно поэтому в практиках повседневности любой старается обратиться к профессиональному знанию. Однако, каждый из нас системно оказывается в ситуации поиска врача, который реально вылечит или хотя бы поставит правильный диагноз, учителя, который реально научит,  слесаря, который ничего не сломает в дополнение к сломанному, а, наоборот, починит, и т.д. То есть, среди людей, занимающихся тем или иным делом, мы пытаемся найти именно профессионала – знающего, умеющего, способного принять на себя роль эксперта при решении индивидуальных и общностных проблем.

Тогда можно ли назвать профессионалами менеджеров системы образования, здравоохранения, СМИ и пр., при активном участии которых достигается то, что определяется В.Л. Иноземцевым, Р.Х. Симоняном  как «дебилизация, деинтеллектуализация нации»? Так, С.П. Капица констатирует: «Россию превращают в страну дураков! Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы, наконец, пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить» [4].

Возможно, мы имеем дело как раз с профессионалами, миссия которых эффективно реализуется уже более двух десятилетий. На семинарах по социологии однокурсники одного из авторов статьи высказывали предположение о том, что сокращение учебного времени на освоение гуманитарных дисциплин в вузе и общекультурных знаний в общеобразовательной школе сегодня напоминает некую очень изощренную и изворотливую практику известного из истории циркуляра «о кухаркиных детях (1887 г.)». В результате ширится сегмент студентов, которые «делают вид, что учатся», и преподавателей, «делающих вид, что учат».

Если на уровне обыденного сознания профессионализм коррелирует с позитивом по отношению к индивидуальным и общностным жизненным планам, то негатив воспринимается как непрофессионализм. Тогда как можно назвать субъектов, профессионально привносящих негатив в ценностные ориентации и жизненные планы  людей? Думается – профессиональными непрофессионалами. «Водораздел» сущностных признаков непрофессионала и профессионала можно определить на уровне общечеловеческих, общегуманитарных ценностных ориентиров. Профессионал поддерживает своей деятельностью эти ориентиры, а непрофессионал, наоборот, деформирует. Но он может это делать, как показано ранее, очень профессионально с точки зрения технологий манипулирования сознанием и удержания власти.

К этой мысли подталкивает обобщение биографических интервью однокурсников одного из соавторов статьи о том, что можно было бы назвать «вытравливанием» профессионалов из активной трудовой среды. В каждой студенческой группе не менее двух пятых студентов параллельно с «очной» учебой работают. Спектр профессий - самый разнообразный, но, чаще всего, мало связанный с будущей профессиональной деятельностью. Среди работающих студентов – официанты кафе и ресторанов, охранники, диспетчеры. Некоторые помогают родителям в реализации их бизнеса: развозят товары из интернет- и других магазинов по заказам потребителей. По студенческим биографическим описаниям можно составить представление о некоей технологии  того, что  названо «вытравливанием» профессионалов.

Например, профессионала – человека опытного и знающего весь технологический цикл определенных операций в банковской сфере,- «выжимают» из трудового процесса под предлогом сокращения штата. На его место принимаются 4-5 человек, каждый из которых работает с небольшим участком «освобожденного» технологического цикла. Они, как правило, моложе уволенного лет на 20-25, плохо знают о сущности всей банковской операции, поэтому «довольствуются» теми «горизонтами», которые оказались для них открыты.

Можно привести пример смены ведущих менеджеров - профессионалов на предприятиях, занимающихся продажами.

Как известно, часто с ними заключаются договоры по оплате труда, включающей стимулирующую добавку за расширение клиентской базы. Выполнив производственное задание, менеджер ждет соответствующего стимулирования. Но в этом ему отказывают под разными предлогами. В результате, профессионал уходит, оставляя свое место, наработанную клиентскую базу и более низкий размер заработка менее подготовленному последователю.

 Многим современным управленцам намного выгоднее набирать неквалифицированные - низкопрофессиональные кадры, так как ими легче управлять, им можно меньше платить, и одновременно уменьшается вероятность того, что появятся претенденты на «управленческое» место.

Студенческие биографические интервью показывают, что значительной части современных «топов» ближайшая цель видится не в развитии общества, отрасли, а в сохранении места и передаче его по наследству. Наследственность власти, о которой пишет О. В. Крыштановская  [3], имеет реальное подтверждение не только в политике, но и в практике частных предприятий, других структур. Как известно, любое наследственное право – весьма значимое основание социального капитала, что активно демонстрируют современные управленцы.

В связи с тем, что описываемые нами явления недостаточно глубоко исследуются в социологии, мы можем предположить, что эпоха непрофессионализма пока находится в стадии расцвета. Как только связанные с этой эпохой социокультурные процессы начнут обретать более «зрелые» характеристики, внимание исследователей к ним неизбежно возрастет.

 Другой вопрос – насколько сами будущие профессионалы готовы к реально профессиональной деятельности?

Ведь непрофессионализм – это не только недостаточность образования, но и нежелание развиваться. Мы можем «кивать» в сторону «плохого» телевидения, рекламирующего нереальный для большинства из нас образ жизни, торжество агрессии, насилия и «торможения» интеллекта. Но, как показывает студенческая жизнь, именно социология предлагает каждому посмотреть на себя как бы со стороны: хочешь или не хочешь сам развиваться, ищешь или не ищешь любой повод, чтобы не требовать от себя умения работать с информацией, отсеивать «вредное» и расширять «полезное». Большинству из нас нужно «все сразу» и «за более высокую заработную плату».

Отсюда - банальное стремление не развиваться, неумение распоряжаться собственным временем и гедонистические ожидания от жизни. Не исключено, что здесь играют роль и бесконечные тесты, которыми сегодня переполнена система образования. Они не учат думать – они констатируют результат механистического запоминания информации. А она без применения, как известно, памятью утрачивается. На ее утрату и об истории своей страны, и о трагедии обществ, лишенных креативного потенциала, вероятно, рассчитывают профессиональные непрофессионалы. Но мы не можем это утверждать на уровне научного осмысленного факта, так как внешне профессиональные непрофессионалы используют три ведущие тактики: умолчания в ответ на вопрос, «забалтывания» реальной проблемы рассуждениями о сторонних вещах, цитированием текстов законов, планов и программ и компрометации вопрошающего. Поэтому объективные исследования здесь представляются пока проблематичными. Нужно время для того, чтобы «отсеять» лишнее, выявить и очевидные, и пока латентные причины тех катастрофических последствий, в которых уже говорят ученые. Стадия расцвета эпохи непрофессионалов продолжается, актуальный анализ профессиональной деятельности непрофессионалов недостаточен в силу и объективных, и субъективных источников, но чрезвычайно востребован.

 

 

Библиографический список

  1. 1.                Дружилов С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека //Психологические исследования: электронный научный журнал.  2012. № 1(21). С. 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 06.06 2012)
  2. 2.                Карпатский С. Как назвать время, в котором мы живем? Может, так: «Эпоха непрофессионалов»? URL: http://news.samaratoday.ru/news/69857/ (дата обращения 21.10.2005)
  3. 3.                Крыштановская О.В. Форматы российской власти // Полис (Полит.исслед.). 2010. №1. С. 27-34.
  4. 4.                Медведев С. Неизвестные Нобели. Более 81 процента россиян не могут назвать имена отечественных ученых // Российская газета - Федеральный выпуск № 5437 (61). 24 марта 2011.
  5. 5.                Современный толковый словарь русского языка /Авто. Сорст. А. Чемохоненко. – Мн.: Харвест, 2002. С.337.
  6. 6.                Социологический словарь. URL: http://vslovare.ru/slovo/sotziologicheskiij-slovar/professional/44019.  (дата обращения 06.06.2012)