Язык депутата долог, да ум короток

На модерации Отложенный

Депутат смоленского горсовета может стать изгоем за свои слова в адрес малолетних узников фашистских концлагерей

Язык – опасный орган. Особенно для некоторых депутатов, не имеющих нравственных ориентиров и, вместо того, чтобы это тщательно скрывать, храбро демонстрирующих свои особенности на публике. В этом случае язык может довести не только до Киева, но и до лишения всех постов и полномочий, а также, возможно, до уголовной ответственности.

Именно такая история и приключилась с депутатом Смоленского горсовета Андреем Ершовым, который в запале дискуссии по распределению прав на бесплатный проезд в общественном транспорте выступил против наделения им бывших малолетних узников фашистских концлагерей, и сделал это в крайне циничной форме. «Чем мы обязаны малолетним узникам концлагерей? Тем, что их не добили?!» – вопросил он.

Аудиозапись заседания выложена на сайте «Комсомольской правды». Удивление вызывает тот факт, что при этих словах Ершова в зале прозвучали несколько смешков. Очевидно, поначалу некоторым показалось, что это – такая шутка: добродушно-хамская, но не со зла. Это ободрило Ершова, и он даже попытался развить и обосновать свою мысль, но его все же осадили и объяснили, что государство обязано перед этими людьми тем, что не смогло защитить их детство.

Цена вопроса, вызвавшая такую реакцию Ершова, тоже поражает. В городе осталось около двухсот человек бывших малолетних узников, из них ходячих, которым нужны проездные, – чуть более пятидесяти. На всех в месяц требуется выделить порядка 37 000 рублей. И тут же – возражение: «Чем мы им обязаны?». Дескать, стране не было от них никакой пользы: не воевали же, Победу не приближали... О простом человеческом сострадании к детям, разлученным с родителями и пережившим запредельный ужас в возрасте, когда сам Ершов с красными щеками наверняка бегал на каток, занимался в кружках и отдыхал у моря в детских лагерях, депутат не вспомнил. А у них были другие лагеря – за колючей проволокой, с «гансами» на вышках, злобными псами, голодом, выкачиванием крови для немецких солдат и смертями. Что называется, сытый голодного не разумеет.

Лишь позднее кощунственная фраза Ершова была оценена по достоинству. Депутаты Смоленской областной думы рекомендовали горсовету рассмотреть вопрос о сложении Андреем Ершовым своих полномочий. Поняв, что наговорил много лишнего, Ершов попытался извиниться перед оскорбленными им людьми, ссылаясь на то, что его слова вырвали из контекста и неправильно поняли. Контекст же, повторимся, виден по аудиозаписи, и там хоть вырывай, хоть не вырывай – хамство остается хамством. Особую пикантность всему этому придает тот факт, что Ершов – не просто депутат, а руководитель комиссии по законности, регламенту и (внимание!) этике. Вот такое своеобразное представление об этике и у самого народного избранника, и у того, кто рекомендовал его на такой пост.

Не найдя понимания, Ершов принялся изображать из себя непреклонного борца за права всех льготников: заявил, что не сдаст мандат, пока депутаты облдумы не вернут льготникам право на бесплатные земельные участки, не примут закон о социальной поддержке всех «детей войны», а также не поспособствуют созданию памятника советским воинам.

Не помогло и это. Не собираются прощать обиду и сами оскорбленные. Председатель городского отделения Смоленской региональной общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей Ирина Воробьева написала открытое письмо, в котором вступила с депутатом в полемику.

«Хотелось бы предложить вам, А.Ершов, поменяться судьбами с нами, чтобы вы оказались в лагере за колючей проволокой. А мы – на вашем месте, – говорится в письме. – Мы тогда видели детские скелеты с торчащими ребрами (у вас есть дети?), детей со смертью в глазах, большими, раздувшимися животами (от супчика из гнилой капусты с червями и хлеба из опилок)... Так что же, господин Ершов, будем меняться судьбами? Согласны? Нет?! У нас не было детства, а такие, как вы, разрушили и нашу старость». Члены организации намерены инициировать судебное преследование Ершова с целью возмещения морального ущерба.

Далее в дело вмешалось Следственное управление Следственного комитета России по Смоленской области, которое начало доследственную проверку. «Проверка инициирована на основании заявления жителя Смоленской области и публикаций местных СМИ, – сообщила старший помощник руководителя СУ СК РФ по Смоленской области Наталья Хомутова. – По ее результатам следственные органы примут процессуальное решение».

Действительно, почему бы и не наказывать уголовно за подобные речи? Во многих странах Европы, например, существует уголовная ответственность за отрицание факта Холокоста. Это же, по сути, то же самое – пренебрежительное отношение к чужим страданиям в ходе некогда произошедшей трагедии народа.

Слова Ершова получили оценку и от его партии – «Единой России». 31 октября на сайте ЕР появилось заявление вице-спикера Госдумы, секретаря Генсовета партии Сергея Неверова. «Таким, как он, не место в депутатском корпусе», – заявил он и подчеркнул, что предложение депутатов областной Думы сложить полномочия прозвучало неубедительно: «После таких заявлений нужно не предлагать, а требовать».

Нам кажется, что после таких заявлений можно потребовать и другого – того, что раньше называлось: «Партбилет – на стол!»

Смоленские власти уже потребовали, чтобы депутат не только сложил с себя полномочия, но и был уволен с занимаемой должности замдиректора Заднепровского рынка, а также посоветовали ему покинуть город.

 «Сегодня утром я обратился к главе администрации города Николаю Алашееву с просьбой рассмотреть мое обращение, учесть позицию губернатора области и в 24 часа уволить господина Ершова с должности, которую он занимает в Заднепровском рынке. Сегодня было подписано обращение к главе города господину Данилюку с просьбой на ближайшей сессии рассмотреть вопрос лишения Ершова должности руководителя комиссии по законности, регламенту и этике, учитывая при этом позицию губернатора», – сказал губернатор Смоленской области Островский.

Непонятно тут еще и другое. Высказывания Ершова (в том, как их оценивать, разногласий, конечно, быть не может) прозвучали еще 17 октября, но долгое время все это было лишь местным, внутрисмоленским скандалом. И вдруг – прорвало: центральные газеты, федеральные телеканалы, которым обычно нет никакого дела до того, как живет российская глубинка, наперебой стали рассказывать о том, какой нехороший депутат Ершов. Безусловно, то, что он сделал, не может быть оправданно, но привычка наших властей использовать малейшие поводы для того, чтобы развязать очередную кампанию по ужесточению законодательства, заставляет видеть во всем подвох.