Леонид Ивашов: Россия перестает слушаться Запад

На модерации Отложенный

Обращение к России за кредитом - это естественное желание и намек

Дай Бог мне не ошибиться: похоже, Россия сейчас меняет свой вектор развития, а точнее, пытается его нащупать. Сегодня Россия устами Путина отворачивается от Запада и возвращается к своему естественному историческому пути. Заявления Путина о Евразийском союзе, проведение саммита АТЭС, попытка укрепить обороноспособность страны, появление самостоятельной позиции в отношении сирийского вопроса, когда Россия вместе с Китаем трижды ветирует в Совбезе ООН западный проект резолюции, – все это не может не радовать.

Опорные точки Россия обозначила

Сегодня Россия начинает собирать своих союзников. По крайней мере, мне так видится. Россия пытается играть самостоятельную роль в мировой ситуации. Говоря о Евразийском союзе, следует сказать, что евразийская матрица России проявляется четко. При этом отмечу, что если Россия действительно хочет играть самостоятельную игру, иметь собственный геополитический проект, то, выстраивая более теплые и конструктивные отношения со странами Востока, она должна обратить внимание и на наши братские славянские народы, на народы Балкан. Здесь мы наблюдаем некоторое потепление. Николич, победив на президентских выборах в Сербии, прилетел в Россию: его встреча с Путиным, договоренности, попытки развивать экономические отношения не могут не касаться развития и политических отношений. Сегодня это проявляется во внешней политике России.

Опорные точки Россия обозначила: постсоветское пространство, Индия, Ближний Восток (поэтому мы отстаиваем Сирию) и, конечно, Балканы. Вот такие опорные точки, страны которых могут стать геополитическими союзниками России.

Сербия сегодня (как, кстати, и Черногория, и другие балканские страны) находится в непростой ситуации.

В отношении Сербии действует определенное эмбарго. Ее пытаются затащить в Евросоюз, в НАТО... Сербам, конечно, этого сегодня не хочется. Они наблюдают за соседней Черногорией, когда, по сути дела, все предприятия, все экономические структуры которой постепенно переходят в руки иностранных владельцев. Надежда остается только на туризм и на кредиты, которые Запад будет давать – и надевать их, как удавку, на шею государства Черногории. Поэтому сербам этого не хочется. Они понимают, что только в тесном союзе с Россией они могут сохранить какую-то степень своей самостоятельности и самобытности.

Сегодня у России дефицит союзников

Сербы ждут от России конкретных политических действий и конкретной экономической, прежде всего финансовой помощи. Обращение к России за кредитом – это естественное желание и намек, что они не хотят брать на Западе, а хотят брать у России и быть вместе с Россией. Поэтому поддержать такое желание нужно. Сегодня у России дефицит союзников. Огромный дефицит! Их практически нет. И вот через выстраивание таких отношений мы должны формировать свое геополитическое пространство, обретая партнеров, а главное – обретая союзников.

Удастся ли это? Сегодня мы видим, что Россия перестает слушаться Запад. Да, есть пятая колонна Запада в России, и она будет этому препятствовать. Она будет находить какие-то отговорки и препятствия для сближения Сербии и России. Так что вопрос заключается в воле президентской команды. Мы видим, что идет мощный натиск на изменение вектора политики Путиным, видим сопротивление уходу от Запада на Восток. Если Россия выделяет кредит, развивает экономические и тем более политические отношения с Сербией, то, конечно, последуют противодействие и вопль со стороны Запада. Такое же противодействие будет внутри России.