Работа над кавказскими ошибками
С основным докладом II форума крупнейших компаний Северного Кавказа выступил полпред президента в СКФО Александр Хлопонин.
Иллюстрация: Эксперт Online
II форум крупнейших компаний Северно-Кавказского федерального округа, организованный журналом «Эксперт Юг» при поддержке аппарата полпреда президента в СКФО, состоялся 26 октября в Кисловодске. Мероприятие собрало около 200 представителей крупного северокавказского бизнеса и региональных администраций. Проведение форума было приурочено к публикации третьего рейтинга крупнейших компаний СКФО, составленного аналитическим центром «Эксперт Юг». Основным трендом рейтинга является быстрое увеличение количества региональных компаний, которые по формальным основаниям (годовая выручка — более 1 млрд рублей) можно считать крупными. Если в первом рейтинге 2010 года в СКФО таких компаний не набиралось и сотни, то два года спустя их стало уже 168 — другими словами, за два года количество крупняка в СКФО выросло на 70%. В значительной степени это результат политики федеральных властей по повышению прозрачности бизнеса в округе — анализ показателей деятельности многих северокавказских компаний говорит о том, что в последние годы они целенаправленно выходят из тени.
Особенность рейтинга крупнейших компаний СКФО в том, что его лидер — зарегистрированное в городе Изобильный Ставропольского края ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» — фактически является бессменным на много лет вперед. Выручка контролируемой «Газпромом» ОГК-2 (крупнейший актив в СКФО — Невинномысская ГРЭС) за 2011 год составила 61,4 млрд рублей. Для остальных компаний Северного Кавказа это недосягаемый показатель. Остальные лауреаты рейтинга варьируются. Самой рентабельной и самой прибыльной компанией по итогам 2011 года оказалось ОАО «Невинномысский азот», входящее в холдинг «Еврохим». Его рентабельность (как отношение чистой прибыли к выручке) составила 24,2%, а чистая прибыль превысила 7,5 млрд рублей. Крупнейшим предприятием в промышленности строительных материалов СКФО стало ЗАО «Кавказцемент» из Карачаево-Черкесии, еще один представитель этой республики — автозавод ООО «ДерВейс» — оказался крупнейшим машиностроительным предприятием округа. Крупнейшим фармацевтическим предприятием СКФО в 2011 году стало ставропольское ОАО НПК «Эском», лидером в цветной металлургии — владикавказское ОАО «Электроцинк» (входит в холдинг УГМК), в нефтегазовой промышленности — ОАО «Грознефтегаз», в АПК — ООО «Птицекомбинат» из Ставропольского края.
С основным пленарным докладом форума выступил полпред президента в СКФО и вице-премьер российского правительства Александр Хлопонин. В качестве основных недавних достижений он отметил увеличение ВРП округа в полтора раза за первое полугодие этого года в сравнении с первым полугодием прошлого года; объем инвестиций за тот же период увеличился на 113%. С 2010 года безработица в СКФО сократилась с примерно 700 тыс. человек по методике оценки Международной организации труда и 450 тыс. человек по оценке органов занятости населения до соответственно 520 тыс. и 270 тыс. человек.
Следующий блок выступления Хлопонина был посвящен государственной программе социально-экономического развития СКФО, которая сейчас разрабатывается правительством. Она будет состоять из двух макроблоков: социальная инфраструктура и экономическое развитие; в последнем блоке, в свою очередь, Александр Хлопонин обозначил четыре направления. Во-первых, якорные проекты, такие как создание крупных индустриальных парков в Невинномысске и Буденновске Ставропольского края, строительство НПЗ «Роснефти» в Чечне, восстановление горно-обогатительного комбината в Тырныаузе (Кабардино-Балкария), проекты в сфере гидроэнергетики и др. «Государство здесь должно включаться в развитие инфраструктуры и снятие административных барьеров», — отметил полпред.
Вторым направлением экономического развития СКФО станет туризм. Основным проектом здесь является туристический кластер Северного Кавказа, который за два года значительно расширился за счет включения в него прибрежных территорий Дагестана и проектируемых горнолыжных курортов Ингушетии.
В связи с этим ОАО «Курорты Северного Кавказа» планируется докапитализировать с нынешних 15 млрд до 60 млрд рублей. Отдельный акцент планируется сделать на развитии Кавминвод, для чего потребуется принятие отдельной госпрограммы.
Третья часть экономической повестки — локализация в СКФО производственных мощностей. В данном случае разработчики программы развития округа апеллируют к советскому опыту, когда на Северном Кавказе осуществлялась сборка машин, приборов и оборудования, компоненты для которых производились в других местах СССР. Наконец, четвертое — это развитие малого и среднего бизнеса. По словам Александра Хлопонина, основную роль в этом процессе должна сыграть Корпорация развития Северного Кавказа (дочерняя структура Внешэкономбанка), которую предполагается переориентировать с сопровождения крупных проектов на проекты меньшего формата. «Тем не менее говорить о грандиозных успехах рановато», — признал Хлопонин, обозначив шесть проблем региона, которые пока не удалось решить.
Во-первых, из отмеченного полпредом роста инвестиций 113% половина пришлась на Ставропольский край — в национальных республиках объем вложений в основные средства оказался куда более скромным. Примечательно, что похожая тенденция обнаружилась в рейтинге крупнейших компаний СКФО: Ставропольский край представляют в нем 64 компании, их доля выросла за год с 74 до 78,7%. Это тревожный факт, свидетельствующий об усилении неравномерности развития округа. Во-вторых, полпред выдал порцию критики в адрес Корпорации развития Северного Кавказа, которой пока не удалось дойти до малого и среднего бизнеса, составляющего основу экономики округа. «Корпорации проще, наверное, заниматься проектами от 3–4 млрд рублей, но опуститься на уровень муниципальных образований ей пока не удалось. Думаю, корпорации надо перестраивать свою работу», — заявил Хлопонин. В ответ генеральный директор КРСК Антон Пак заверил, что в 2013 году корпорация планирует перейти к конвейерной модели сопровождения инвестпроектов, ориентированной именно на компании малого и среднего бизнеса. В своем выступлении Пак также внес лепту в перечень проблем экономики СКФО, назвав такие застарелые болезни региона, как низкий уровень корпоративного управления и большие трудности с выделением земли для реализации инвестпроектов.
В-третьих, Александр Хлопонин обозначил ряд «узких мест» финансовой системы региона, назвав ее неразвитость одной из главных проблем экономики Северного Кавказа. Прежде всего пока не слишком эффективной оказалась правительственная программа предоставления госгарантий по заемным средствам для приоритетных инвестпроектов СКФО. «По факту госгарантии оказались слишком забюрократизированным механизмом, — констатировал Хлопопнин. — Есть огромное количество случаев, когда бизнес из-за этого отказывался от получения гарантий». По словам полпреда, первоначальный расчет на то, что благодаря получению госгарантий по выдаваемым кредитам банки станут снижать процентные ставки, не оправдался. Аналогичные проблемы возникли в процессе освоения 8 млрд рублей, которые МСП-банк (дочерняя структура ВЭБа, кредитующая малый и средний бизнес) планировал в прошлом году разместить в региональных банках СКФО для дальнейшего кредитования местных предприятий. Оказалось, что местные банки, выразившие желание участвовать в этой программе, получив эти деньги под 4% годовых, предлагали кредиты со ставкой 20%. В итоге средства остались неосвоенными.
В-четвертых, Хлопонин отметил пассивность местных элит округа, в первую очередь органов местного самоуправления, привыкших осваивать бюджеты, вместо того чтобы работать с инвесторами. В-пятых, по словам полпреда, на Северном Кавказе серьезно дискредитирована система высшего образования, несмотря на то что ряд хороших вузов в регионе сохранился. В качестве рецептов лечения от этой болезни Александр Хлопонин назвал закрытие неэффективных региональных филиалов столичных вузов, централизацию системы высшего образования и формирование нового «знака качества» на базе недавно созданного Северо-Кавказского федерального университета. Наконец, шестым негативным фактором Александр Хлопонин назвал негативный имидж региона в СМИ, не способствующий его инвестиционной привлекательности. «Сегодня итальянские предприниматели быстрее и больше вкладывают в проекты на Северном Кавказе, чем российские инвесторы. Это значит, что мы не верим в себя, в свой потенциал», — заключил полпред.
Комментарии
Какими- честно не знаю, самим нам быть с ними просто осторожнее - и основное зависит от власти- даже от тона , как с ними разговаривать.
Вроде уже начали это понимать- правда очень робко . Ещё пару вспышек посерьёзнее , мож тогда поймут.((((((((((((((((
с одно стороны , кто только не просил помощи от тех или иных народностей, Россия всегда выручала. И в то же время присоединяла к себе нное к-во земель. А кто не присоединял ?.Только после 2-ой мировой войны более менее обозначились границы государств и то не совсем .
Маленькие республики Кавказа- откажись мы от них- другие быстро приберут к рукам.
Прибалты отсоединились от нас- что им лучше стало?
За последние же 16 лет за пределы Эстонии в поисках лучшей доли уехали более 130 тысяч человек, то есть почти каждый десятый житель страны. …
Ежегодно из стран Балтии на заработки в Западную Европу уезжают десятки тысяч молодых людей. Все они считают, что в странах ЕС, которые сейчас тоже переживают непростые времена, все равно лучше, чем дома.
С Кавказа огромное к-во молодёжи едет в Россию, взять тех же гастербайтеров.
Отсоединились- захотели свободы- русских повыгоняли - всё поотбирали , а теперь опять к нам - к ЗАХВАТЧИКАМ ???
если С-К республики кто то приберет так и на здоровье ,это будет их геморрой а уже не наш.
Прибалты и русские которые там кстати проголосовали за выход из СССР получили что хотели пусть наслаждаются.
с Кавказа гастарбайтеров нет и быть не может , кавказцы работать не хотят ,что бы там не говорили о безработице ,они хотят быть новыми дворянами а нас русских себе в холопы,затем и едут в русские края.
Теперь захватчики они,только в отличии от русских они не оставят после себя школы,больницы,университеты,заводы и прочее,оставят только рознь и ненависть.
Как бы не было жестоко, но я с Вами согласна.
И почему то русских отстаивающих свои права в своей стране , пытаются записать в фашисты,а разве не фашисты те чеченцы,что устроили геноцид русского населения Чечни в начале 90-х,где расследования этих преступлений?а разве не фашисты власти Татарстана принявшие местные законы дискриминирующие русских по языковому принципу?где конституционное равенство всех народов и субъектов РФ?а разве нефашисты таджики которые расстреливали русских на улицах Душанбе в 90-х,не одно убийство не раскрыто,а в Россию едут сотни тысяч тех с чего согласия и одобрения эти убийства происходили и почему мы их должны принимать да еще в равных правах?Нам не нужны гастеры ,нам нужна граница и визы.
И почему то русских отстаивающих свои права в своей стране , пытаются записать в фашисты,а разве не фашисты те чеченцы,что устроили геноцид русского населения Чечни в начале 90-х,где расследования этих преступлений?а разве не фашисты власти Татарстана принявшие местные законы дискриминирующие русских по языковому принципу?где конституционное равенство всех народов и субъектов РФ?а разве нефашисты таджики которые расстреливали русских на улицах Душанбе в 90-х,не одно убийство не раскрыто,а в Россию едут сотни тысяч тех с чего согласия и одобрения эти убийства происходили и почему мы их должны принимать да еще в равных правах?Нам не нужны гастеры ,нам нужна граница и визы.