В тени пирамид

На модерации Отложенный

После Второй мировой наша армия участвовала в войнах более чем в 20 странах мира, потеряв 18 тысяч человек. Имена героев до сих пор - тайна.

 

Горькое озеро

Только через Ближний Восток прошли более 30 тысяч советских военнослужащих. Люди служили в крайне тяжелых условиях, по оценке очевидцев - порой просто адских. И воевали, погибая в абсолютной безвестности. С конца 90-х сам факт участия наших военных в ближневосточных и прочих войнах перестал быть секретом. Иногда журналисты берут интервью у ветеранов, реже они сами публикуют воспоминания - в специализированных изданиях. Но страна своих героев по-прежнему не знает.

...Недавно на одном из самых авторитетных военных сайтов Израиля - www.waronline.org - разгорелась дискуссия. Участники пытались восстановить таинственный эпизод сорокалетней давности: гибель самолета "Стратокрузер". Ничего, кроме догадок-предположений, высказано не было.

Итак, что же случилось 17 сентября 1971 года такого, о чем до сих пор вспоминают в Израиле?

Самолет американского производства "Боинг-377 Стратокрузер" ("Стратосферный крейсер") в авиации Израиля использовался для разведки и радиоэлектронной борьбы. Разведчик был создан на базе военно-транспортного самолета С-97, который в свою очередь был версией печально-знаменитого ядерного бомбардировщика В-29.

60-тонный "Стратосферный крейсер" не заходил в зону поражения зенитных средств Египта. Тем не менее ракета класса "земля - воздух" уничтожила летевший на 9-км высоте в 23 км к востоку от Суэцкого канала самолет. Из девяти членов экипажа остался в живых один. Обломки упали в районе Большого Горького озера. Интрига состояла в том, что по "Крейсеру" стреляли оттуда, где у египтян в принципе не могло быть ракетных установок.

          

Автора!

У трагедии была предыстория. За неделю до инцидента, 11 сентября, израильтяне с земли расстреляли египетский истребитель-бомбардировщик Су-7Б. Летящий на бреющем "Сухой" сбила пехота: меткой пулеметной очередью. Летчик погиб.

Атака на "Стратокрузера" фактически была местью за сбитый "Сухой". Зенитчики организовали засаду: скрытно выдвинули к каналу и развернули комплекс С-75 "Двина". Экспертов до сих пор изумляет виртуозность замысла и его исполнения: не надо путать те маломаневренные старые комплексы с современными высокомобильными. Ракетчики сумели скрытно от всемогущей израильской разведки проверить радар, доложить в штаб, получить "добро".

Начальник египетского Генштаба Саад Шазли в своих мемуарах, недавно переведенных на русский язык, гордо описывает доблесть египетских военных, осуществивших рискованную операцию.

Мы отмолчались. И тогда, и позже...

Лишь недавно к председателю Совета Федерации Сергею Миронову обратилась группа ветеранов египетской войны, которые и рассказали истинную историю. Наконец-то прозвучало имя героя, руководившего дерзкой операцией. Это русский офицер Виктор Петрович Копылов. К сожалению, два года назад он умер.

Вот что нам удалось узнать о нем.

Копылов - выпускник Рижского Высшего Краснознаменного артиллерийского училища береговой обороны ВМФ (КАУБО). Проходил службу в частях береговой обороны Балтийского флота, а затем в войсках ПВО страны. В марте 1970 года был направлен в Египет советником командира зенитно-ракетного дивизиона С-75 "Двина". Уже в первых боях в небе над Суэцким каналом его дивизион сбил израильский истребитель-бомбардировщик "Фантом". По воспоминаниям сослуживцев, он слыл весельчаком, любил петь и играть на гармони. Решительный, храбрый, изобретательный человек, готовый вступить в спор с начальством, если это было необходимо для пользы дела.

История с "Стратокрузером" вызвала неоднозначную реакцию руководства. Копылов после конфликта с советником командующего истребительной авиацией ПВО Египта получил предписание досрочно вернуться в Союз, но в конце концов был награжден орденом Красной Звезды. После увольнения из армии жил в Ульяновске.

Узнать имя этого человека удалось благодаря Игорю Смирнову - сыну участника войны в Египте подполковника П.М.

Смирнова, командира зенитно-ракетного дивизиона. Игорь создал свой сайт в Интернете "Хубара. Рус", посвященный египетской войне, по крупицам собирает воспоминания ее участников.

 

Страсти египетские

Больше известны подвиги наших летчиков. Особенно нашумели полеты МиГ-25 над Израилем, один из которых вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Неофициальный рекорд скорости в 3395 км/ч был установлен с оригинальной формулировкой: "По данным израильских радаров". Один из асов - летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Гордиенко - не без юмора комментирует те достижения:

- Летчики Юрий Марченко, Александр Бежевец и я отработали профиль полета сначала над нашей территорией и только потом переместились в зону Суэцкого канала. У нас было ограничение: скорость не больше 2.83 скорости звука. Тем не менее Саша Бежевец в одном из полетов выскочил за 3 звука. Когда мы у него спросили: "Что же ты, Александр Саввич, нарушаешь инструкцию?" - прижатый объективным контролем, он признал: "А что делать, когда по тебе пускают ракету!"

Израильские "Фантомы" ракет по МиГам пускали много. Ни один МиГ-25 сбить не удалось.

А вот служба наших моряков - тайна, покрытая мраком. Между тем у командиров египетских эсминцев, субмарин, ракетных и торпедных катеров тоже были советские советники. "Руси хабир" (русский специалист), как и должность "советник", не вызывает каких-то героических ассоциаций. Между тем именно эти офицеры фактически командовали кораблями, планировали операции, ходили в атаки.

- Пришли прямо в Хайфу на рейд, - вспоминает капитан 2 ранга в отставке Владимир Крыштоб, ныне пенсионер из Риги. - Посмотрели через перископ на ночной город: красота, весь в огнях. На разгрузке у терминала стоят гражданские танкеры. Ну куда стрелять!..

Боевая задача гласила: торпедировать нефтяной терминал, выставить на рейде мины. А для страны это были мирные 70-е...

Однажды "мистер Володя" спас мирный греческий океанский лайнер от гибели. Лодка десять часов уклонялась от атак израильских катеров "Саар", египетский командир был взвинчен. И неожиданно отдал приказ: торпедировать обнаруженный по шуму винтов надводный корабль. Цель он лично объявил "еврейским эсминцем".

"В отсеках страшное давление, жарко, - пишет в мемуарах Крыштоб. - По отсекам бродит араб-санинструктор и колет всех шприцем. Тут первое дело выпить для расширения сосудов, и спирту у них залейся - в каждом отсеке по паре канистр. Да ведь не пьют. Плохо им. Все на пределе. Багир (командир-египтянин) орет в первый отсек: готовят шесть торпедных аппаратов. Я кричу: "Багир, подожди!" Не слушает, решил воевать.

Вот уже и торпедную атаку объявил. Я лечу в первый отсек. А там все ручки крутят, данные вводят, шесть торпед готовы. Я назад: "Стоп! Всплываем". - "Нет, - кричит Багир,- из подводного положения будем стрелять! Всплывать не будем!" - "Сука! - ору. - Легкой жизни захотел?!"

Подвсплыли, посмотрели. Мама моя, такой красавец лайнер идет греческий, любо-дорого посмотреть. И весь автомобилями заставлен, на палубах народу, как в доме офицеров на танцах. Я вниз скатился, подхожу к Багиру: "Ну, ты видишь?" Насупился: "Вижу". - "Что ты видишь?! Что бы мы сейчас с тобой натворили, мать твою?!"

Кроме наших офицеров и прапорщиков в секретные командировки на войну отправляли солдат срочной службы. По западным данным, в Египте между 1967 и 1973 годами несли службу до 50 тысяч советских военнослужащих. По нашим данным, меньше, но и 30 тысяч штыков - цифра огромная. Служили ведь еще и в Корее, Сирии, Анголе, Йемене, Афганистане - всего более чем в двух десятках стран. Что до Египта, то когда новый президент Анвар Садат принял решение фактически выдворить наших, группировка советских войск и советников составляла около 15 тысяч человек.

      Русские в стране песка и пирамид

В фотообъектив разведчика Су-7 (тень внизу) попали обломки израильского "Миража" занесенные песком — видно, что носовая часть лежит отдельно (вверху справа)