Чиновник: Они служили народу?

Белорусский чиновник пуглив, как нимфа, молчалив, как аквариумная рыбка, и нежен, как хорошо протушенный хрящ теленка. Он нервозен, капризен и самовлюблен. Он не приспособлен к жизни и может существовать только в специфической среде нашего госаппарата, где от человека требуется минимум мысли и максимум исполнительности. На месте президента, их стоило бы сократить не на треть, а на 100%, а потом набрать с нуля - из числа людей, знакомых с понятием new public management.

Ниже представлены портреты наиболее узнаваемых типов служащих. Не каждый аппаратчик подойдет под эту классификацию. Но большинство подойдет. По этим плакать и скучать не будем.

АМЁБА

Чиновника-амёбу незаметно. Лучшее, что он умеет делать - это сливаться с фоном и не отсвечивать. У него нет узнаваемых черт лица и собственной позиции. Его основной навык - умение «динамить» решения, откладывать, отправлять на доработку, запрашивать экспертизу и признавать несвоевременным. Его невозможно привлечь к ответственности и посадить, т.к. его, по сути, нет - есть только те законодательные акты, которые он цитирует. При этом чутко чувствует конъюнктуру и всегда знает, в какую сторону нужно «динамить». Благодаря таким персонажам некоторые инвестпроекты ждут нужных разрешений годами.

Перспективы трудоустройства. После увольнения может работать в институте метеорологии флюгером.

АРИСТОКРАТ

Любит ходить по модным кафе. Знает, как включать IPad, и может появиться с ним на публике. Ходит в оперу, во время арий обдумывает покупку нового IPhone и то, как перенести в него телефонную книжку с Nokia (это сообщает лицу вдумчивое и где-то даже возвышенное выражение). Убеждает себя, что среди «коллег-колхозников» выглядит белой вороной, настоящим дворянином, аристократом. Знает, кто такой Марк Шагал, и имеет дома на виду два его альбома. Гордится знанием языков и может блеснуть белорусским, путая, правда, слова «спагада» и «пагарда». Получив по телефону-двойке распоряжение снести исторический центр вверенного ему города, исполняет беспрекословно, прекрасно понимая, что, ослушавшись, моментально лишится собственного «дворянского» статуса.

Перспективы трудоустройства. Убеждает себя, что когда «все изменится», станет вице-премьером или, может, даже президентом. Потому как нравится журналисткам либеральной прессы и умеет говорить по-белорусски, пусть даже путая слова «спагада» и «пагарда». Однако в случае резких перемен в своей карьере может претендовать разве что на статус продавца-консультанта в фирменном магазине техники Apple.

ПРИЛИПАЛА

Тип «мальчика-референта», который до 50 лет сохраняет умение порхать вокруг своего босса, хихикать, травить анекдотики, щелкать каблучками и хлопать папочкой. Он розовощек, строен и подтянут, т.к. лишний вес будет мешать ему порхать вокруг босса. Его единственный навык - услышать просьбу и пересказать ее тому, кто принимает решения. Распространен на всех уровнях госаппарата. Классическим мальчиком-прилипалой был один человечек в ранге министра, которому удалось дослужиться до вице-премьера. Он сколотил себе капиталец на умении правильно пересказывать просьбы богатых мира сего, а потом куда-то делся. Видимо, наконец вырос.

Перспективы трудоустройства. После отставки может работать ассистентом fashion-фотографа. Мир моды любит таких амбивалентных типов.

КОНТРОЛЁР

Взгляд контролера суров, брови насуплены, губы сжаты.

Он не умеет делать ничего. Он и контролировать-то, как правило, не умеет. Он настолько сконцентрирован на сохранении зверского выражения лица, что даже отчеты бухгалтерии прочитать не может. Ведь для этого нужно разгладить угрожающие складки на лбу и погрузиться в процесс. А погружаться в процесс контролер не умеет. Специально для таких опытные финдиректора оставляют в отчетности предприятия пару-тройку очевидных и незначительных огрехов, которые чуть ли не подчеркивают маркером. Если этого не сделать, контролер целыми днями будет сидеть в проверяемом офисе и пялиться в документы, терроризируя фирму и отпугивая клиентов.

Говорят, они страшны даже дома за поглощением борща. Это совершенно щедринский тип, их словесный портрет состоит из нескольких увесистых слов и пары аббревиатур. В нашей системе вырастает до руководителя облисполкома и даже замглавы администрации. На высоких постах занимается тем же: супит брови и угрожающе сопит, приводя подчиненных в ужас.

Перспективы трудоустройства. Из контролеров получаются хорошие сторожа на автостоянках и охранники в гипермаркетах. Увидев выражение лица, воры и угонщики навсегда раздумывают совершать свои преступления.

КРЭПКИ ХАЗЯЙСТВЕННИК

Родом обычно из Могилевской или Гомельской областей. Имеет много знакомых и еще больше родственников. Оказавшись на должности, тотчас начинает тянуть кругом «своих». Больше всего похож на бобра, только у бобра морда умная, а тут - как получится. Став номенклатурщиком, тотчас же принимается строить себе дом, записывая его на жену или любовницу. Параллельно с этим управляет вверенным ему сектором народного хозяйства. Любит экономию стройматериалов, удешевление, бесплатную рабочую силу. Как правило, через некоторое время забывает о том, что поставлен служить народу, а не строить дом, и начинает видеть единственным смыслом существования при должности улучшение собственной жилплощади. Иногда на этом попадается, а чаще всего - нет. Реальными делами при нем обычно занимается мальчик-прилипала, который подсовывает на подпись нужные бумажки.

Перспективы трудоустройства. Как правило, уезжает в Москву и развешивает в Бирюлево объявления типа: «Ложу плитку. Недорого».

АВТОЛЮБИТЕЛЬ

Есть два типа чиновников-автолюбителей. Первые хотят джипы «Фольксваген Туарег» (они их называют «Тоурегами»). Вторые предпочитают «Тойота Ленд Крузер». Размер районного бюджета, доходность управляемого колхоза, баланс предприятия - все это неважно для чиновника-автолюбителя.

Оказавшись при должности, он первым делом убеждает всех своих помощников, что ездить на старенькой (5 лет) «Нива Шевроле» ему не к лицу, стыдно. Что это унижает не только его лично, но и вверенный ему сектор. Он спит и видит эту новую машину, ему кажется, что едва она появится у его раздолбанного крыльца, как все проблемы сразу будут решены. Спроси у него прямо: «Зачем тебе «Туарег», дурень?» - он только тихо покраснеет, как голубой воришка Альхен из «12 стульев», и убредет к себе в кабинет. Мечтать о «Тоуреге». Дела у таких вообще не делаются, стоят. Пока он не купит свою заветную машину.

Перспективы трудоустройства. Шиномонтаж «У Ашота» в Заводском районе Минска. С учетом опыта управленческой работы бывшему чиновнику доверяется должность прораба бригады мастеров, новая роба и постоянное место у печки, работающей на отработанном масле.

Виктор Мартинович.