Учился ли Гудериан в Казани?

«Русские танкисты учились лучше наших» - эти горькие слова  генерал-полковник германской армии,  один из разработчиков военной стратегии «блицкрига» и командующий 2-й танковой армией  вермахта в начале Великой Отечественной войны  Хайнц Гудериан написал в своем дневнике после знаменитого танкового сражения на Курской дуге, где бронетанковые войска вермахта потерпели сокрушительное поражение, навсегда развеяв миф о прочности крупповской стали и непобедимости  танковых армад фюрера.

А при чем здесь учеба, спросит иной читатель, разве наши и немецкие танкисты когда-нибудь обучались вместе? Да, были времена в истории Вооруженных сил СССР, когда немецкие и советские танкисты действительно сидели и за одними партам, и за рычагами  одних бронированных машин. И  было это  не где-нибудь, а в нашем славном городе Казани, где в далеком 1926 году, на базе Каргопольских казарм, располагавшихся на берегу озера Кабан, были созданы секретные  советско-германские курсы танкистов «Кама».

Об этой странице  истории Казанского такового училища (ныне- КВВКУ), ходило немало легенд. Говорили, например, что по секретному соглашению между Германией и СССР тут готовили кадры для бронетанковых войск вермахта, которые в 1941 году составляли главную ударную силу сухопутной группировки врага, вторгшейся 22 июня  на территорию нашей страны и сумевшей всего за полгода дойти с боями до Москвы. Говорили и то, что в этой школе учились многие видные немецкие военачальники, среди которых был и один из главных танкистов Третьего рейха Гудериан. Даже в его биографии, напечатанной в Энциклопедии Третьего  рейха сказано, что  Хайнц Вильгельм Гудериан «прошел секретные курсы танкистов в школе «Кама»». А недавно об этом еще раз «поведали» россиянам  авторы одной из передач, показанной по крупному  федеральному телеканалу.

- У нас такие «сенсационные» сообщения кроме улыбок, ничего не вызывают, - говорит начальник училища, генерал-майор Валерий Миронченко. – Гудериан был в Казани только с  инспекторской проверкой. А в школе танкистов он  учиться никак не мог, потому что к моменту ее создания  окончил военную академию и  был уже в большом чине…

Как свидетельствует та же энциклопедия, в конце двадцатых годов Гудериан  служил  в военно-транспортном отделе Управления сухопутных войск рейхсвера – так тогда именовались бронетанковые части.

Дело в том, что  по Версальскому договору, заключенному после 1-й мировой войны,  Германия не имела права создавать наступательные воска, и в первую очередь, танковые. Да и кадры для них они открыто готовить не могли, потому и договорились с тогдашним руководством СССР о создании совместных курсов, где готовили кадры  для двух армий, которые тогда еще не были врагами. К тому же создание такой школы было выгодно и Красной  армии, в которой тогда  еще только зарождалась концепция  создания мощных бронетанковых войск. К тому же курсанты «Камы» обучались на передовой для того времени немецкой технике, среди которой были и  два самых современных  танка.

Курсы «Кама просуществовали до середины 1933 года. А когда к власти в Германии пришел Гитлер, их немедленно расформировали, оставив, впрочем, на «добрую память»  всю немецкую технику, которая затем здорово помогла нашим  конструкторам  при создании легендарных «тридцатьчетверок» и «КВ».  Можно не сомневаться и в том, что  именно эти курсы  стали основой  для дальнейшего  перепрофилирования  Казанского пехотного училища в танковое. А среди первых его преподавателей  наверняка были и те, кто когда-то готовил и немецких танкистов.

 Что касается Гудериана, то во  время своего визита в Казань он, по данным очевидцев, остался очень доволен тем,  как поставлено военное дело и обучение курсантов  в школе. А вот наш  город ему не очень понравился. В частности он выразил свое «фи» по поводу неудовлетворительного содержания некоторых памятников архитектуры,  улиц,  домов и дворов.

Добавим, что если за успешное начало войны с Советским Союзом Гитлер наградил Гудериана Рыцарским крестом, то  затем его карьера танкиста пошла на спад: после поражения под Москвой его зачислили в резерв, затем он был  назначен генерал-инспектором бронетанковых войск, а в 1944 году - начальником Генерального штаба сухопутных войск. Ну а после того, как советские танки въехали  на территорию Германии, Гитлер сместил Гудериана и с этого поста.

Умер генерал-полковник Хайнц Гудериан в  1954 году, написав перед смертью  известные мемуары «Воспоминания солдата». В них он признал, что война на Восточном фронте была трагической ошибкой Гитлера, а советские танкисты  воевали лучше немецких, особенно, на завершающей стадии второй мировой войны. И этот исторический факт сегодня вряд ли кто-нибудь оспорит.

Владимир МУЗЫЧЕНКО.