Война на Тихом океане. Рейд, которого не было.

Продолжение альтернативных историй войны на ТО.

предполагаемый рейд авианосцев Нагумо в Красное море,

захват Индии или её части.

К исходу дня 6 апреля 1942 года воздушные силы противника были уничтожены, флот англичан, изначально слабейший, понес серьезные потери. Японцы сохранили боеспособность всех пяти  авиагрупп; на кораблях оставался достаточный запас горючего и боеприпасов. Право же, Нагумо ничем не рисковал, распространяя операцию к западу от меридиана Коломбо. Ведь если порты Цейлона пусты, то куда могли деться многие десятки английских кораблей? Японская разведка ничего не знала об острове Алду, но удобных стоянок в Индийском океане очень мало, так что разведка Мальдивского архипелага — ход напрашивающийся.

Далее могли последовать удары по Бомбею. Надо заметить, что после разгрома в Бирме английское командование всемерно укрепляло Индию. Однако снабжение полуострова осуществляется только морским путем (единственная транспортная магистраль из Индии на запад через Карачи имеет малую пропускную способность).

Вероятно, в Бомбее повторилась бы история Рангуна — трупы на улицах, страшные пожары, бегущее из города население. Только Бомбей намного больше столицы Бирмы, потому и масштабы катастрофы были бы неизмеримо значительнее. Во всяком случае, связь Индии с метрополией прервалась бы на долгие месяцы. С учетом очень сложного внутриполитического положения в Индии это могло вызвать любые последствия. Например, провозглашение Ганди нейтралитета страны в войне между Британской и Японской империями.

Выйдя с запада на параллель Бомбея, соединение Нагумо перерезало важнейшую коммуникационную линию Индийского океана. При этом у линейных крейсеров класса Конго и, по крайней мере, у авианосцев пятой дивизии еще оставалось горючее для рейда в Персидский залив (правда, в Сингапур пришлось бы возвращаться уже на пределе дальности). Эти действия вынудили бы англичан бросить в битву за Аравийское море все оставшиеся к этому времени от Восточного флота корабли.

Такой рейд имел бы стратегическое значение, он мог даже

поставить под вопрос дальнейшее участие    Великобритании  в войне, но бомбейский варианта был лишь промежуточным решением, сравнительно безопасным и потому почти безвредным. В распоряжении Нагумо был гораздо лучший план.

Здесь уровень риска поднимается до значений, характерных дли Перл-Харбора и позднейших японских операций вроде «Се-)». Правда, шансов на успех было намного больше.

На подготовку рейда в Индийском океане Нагумо был отведен месяц. Достаточный срок, к тому же при необходимости растягивающийся до шести недель: никто не требовал в обязательном порядке начать операцию до 3 марта. За это время можно было создать систему снабжения кораблей с дозаправкой на 90 меридиане или несколько восточнее — под прикрытием базовой авиации с Андаманских островов, которая могла действовать с конца марта или начала апреля. Затем следовало организовать две оперативные групп»а: «ближнюю в составе «Акаги», «Сорю», «Тоне», «Тикумы» (при поддержке в восточной части Индийского океана крейсеров Одзазы) и «дальнюю»: «Хирю», «Секакуэ, «Дзуйкаку», линейные крейсера типа «Конго..

Дальность «ближней группы — 1000 миль (с учетом запаса топлива на боевое маневрирование).

Она выходит из Сингапура, дозаправляется на 90 меридиане и направляется к Коломбо, произведя «по пуги» также разведку Тринкомали.

«Дальняя  группа с тактическим радиусом в 5000 миль идет Зондским проливом, ложится на курс, ведущий к Адену, в обход Цейлона с юга и также дозаправляется на 90 градусе. Вблизи Цейлона «дальняя» группа отклоняется к северу, а «ближняя» — к югу, имея в виду взаимную поддержку на случай морского боя или наличия у противника в Коломбо заметных» сил авиации.

Продолжая маневрировать на пределе «радиуса взаимной поддержки», соединения продвигаются к Мальдивским островам, где уничтожают Восточный флот неприятеля или вынуждают его отход на юг. Далее «ближняя группа оперирует в районе Бомбея (с описанными выше последствиями), «дальняя же продолжает рейд к Адену, атакует эту базу и, если противник остается пассивным, входит в Красное море.

В этом  районе, являющимся глубоким тылом Западного, Североафриканского, театра военных действий, нелзя было ожидать осмысленного сопротивления. Эффект неожиданности и связанная с этим растерянность не позволили бы англичанам за те несколько дней, которые понадобились бы авианосцам для марш-броска через Красное море, перебросить на аэродромы Александрии и Суэца необходимое количество авиации.

Удар по Суэцу, сооружениям канала, Каиру, Александрии стал бы кошмаром — и потому прежде всего, что он совпал бы или почти совпал с наступлением Роммеля в Западной пустьне. Тем наступлением, которое без всякой помощи со стороны японцев привело войска «Оси» в Тобрук и к Эль-Аламейну.

Нетрудно понять психологическое значение этого рейда для обеих сторон — для наступающих немцев и для напрягающих последние силы в обороне англичан. Самолеты с красными кругами на крыльях над Суэцем! Пилоты, сокрушившие Перл-Харбор, Дарвин, Коломбо, прошедшие с боями и треть окружности земного шара, атакуют Александрию! Танки Роммеля на полпути в Персидский залив... а японские войска наверное уже там???

Между тем снабжение 8-й британской армии горючим шло из Абадана через Аден.

Тогда, в апрельские дни 1942 года, японским морским командованием была произведена совершенно необычная внешнеполитическая акция, имеющая глубокий смысл именно в рамках «большого» — Аден-Суэцкого или хотя бы «промежуточного» — Бомбейского варианта. Объединенный флот (то есть Нагато и Ямамото, а вовсе не МИД Японии) выступил с предложением посреднических услуг в деле заключения компромиссного мира между Германией и Советским Союзом. Как любил цитировать академик А.Н.Крылов: «Я тебе моргну, а ты догадайся... »

Германское командование предложение о посредничестве отклонило. Интересно, что советская сторона в послевоенное время этот вопрос старалась не обсуждать, из чего можно заключитъ, что дипломатический зондаж Японии был встречен Сталиным достаточно благосклонно.

Ямамото не мог отдать Нагумо приказ перейти меридиан Коломбо, то есть расширить операцию сверх пределов, оговоренных в Соглашении по блокаде Бирмы.

Нагумо должен был взят ответственность на себя.  Не взял!