Послание папы Иоанна XIII чешскому князю Болеславу

На модерации Отложенный

Это послание полностью приводится в хронике Саксона Анналиста. Датируется оно 967 годом. После смерти чешского князя Болеслава Грозного 15 июля, его сын, тоже Болеслав, занял престол. Саксонский Анналист приводит свидетельства о нем, как о прилежном христианине. Из Рима к нему приехала сестра Млада, которая была возведена папой в сан аббатисы. Она привезла Болеславу послание от Иоанна XIII.

«Иоанн, раб рабов Божьих, [шлет] Болеславу, поборнику католической веры, апостольское благословение. Справедливо будет обратить [ваше] благосклонное внимание на справедливую просьбу, ибо Бог есть справедливость, а те, кто Его любят, будут оправданы, и все дела тех, кто любит Бога, будут направлены к добру. Наша дочь и твоя сестра среди прочих не подлежащих отказу просьб передала и такую, приятную нашему сердцу просьбу с твоей стороны, а именно: чтобы в твоем княжестве с нашего согласия в честь Бога и во славу церкви разрешено было основать епископство. Приняв просьбу с особой радостью, мы возблагодарили Бога, который всегда и повсюду опекает и расширяет свою церковь среди народов. Поэтому апостольской властью и властью св. Петра, чьим недостойным наместником мы являемся, мы, дав наше согласие и одобрение, разрешаем основать при церкви святых мучеников Вита и Венцеслава епископскую кафедру, а при церкви святого мученика Георгия, по уставу св. Бенедикта и в послушании нашей дочери и твоей сестры Марии учредить конгрегацию святых дев. Однако не избирай для этого дела человека, принадлежащего к обряду или секте болгарского или русского народа, или славянского языка (aut sectam Bulyarice gentis vet Ruzie aut Slavonice lingue), но, следуя апостольским установлениям и решениям, [выбери] лучше наиболее угодного всей церкви клирика, особенно сведущего в латинском языке, который смог бы плугом слова вспахать целину языческих сердец, посеять в них пшеницу добрых дел, плоды урожая вашей веры отдать Христу.

Будь здоров».

Послание интересно тем, что папа указывает на христианские секты болгарского и русского народов. Сектами, как чем-то еретическим, папа называет христианские общины православного обряда. Но как мы знаем, Русь не была еще крещена в 967 году. Более того, миссия Адальберта в 961 году на Русь провалилась. И об этом хорошо знали в Риме. Хотя небольшие христианские общины существовали и на Руси, но никакого влияния они не имели, и вряд ли о них даже знали в Риме. Тем более не могли оказывать влияние на чехов. Поэтому, здесь не идет речь о, том, что папа опасается православного влияния из Киевской Руси. Не может речь идти и о южнобалтийской варяжской Руси, которая тоже еще была в основной своей массе языческой, и православие  там вообще не было распространено. Русский народ здесь упоминается в связи с болгарским. Поэтому, в данном случае как раз подразумевается дунайская Русь.   В латинском тексте стоит Ruzie, которое образуется от Ruzia и Ruzi. Это хорошо известные термины для обозначения Русий. Я уже приводил в статье «Расселение славян и Русь в западноевропейских источниках» указания на латинских авторов, использовавших эти термины в отношении подунайских славян, а не Киевской Руси. Это и упоминание русской марки Ruzaramarcha в грамоте Людовика II, и запись в Хильдесхаймских анналах, относящаяся к 1031 году, о смерти Имре, сына венгерского короля, герцога руси (dux Ruizorum), и грамота герцога Леопольда V, и другие документы. Послание папы Иоанна XIII также является подтверждением существования дунайской Руси, которое относится к X веку.