Кургинян: справедливость тезиса Маркса об абсолютном обнищании народа!

На модерации Отложенный

«Развивавшиеся на протяжении последних 30 лет тенденции привели к углублению неравенства в уровнях доходов как внутри стран, так и между ними. Доля заработной платы в совокупных доходах снизилась в большинстве стран, в том числе на 5 процентных пунктов и более – в США, Англии и Австралии, на 10 процентных пунктов и более – в Германии, Франции, Ирландии. В ряде стран на 1% богатейшего населения приходится от 10 до 20% всего национального богатства.

<dl>Аналогичный общий сдвиг авторы обнаружили и между странами. Если в 1980 году доходы на душу населения 15 богатейших стран превышали доходы на душу населения 15 беднейших стран в 44 раза, то к 2009 году этот показатель увеличился до 56 раз.» (Сергей Сафронов. Неравенство доходов как тормоз экономического роста, Независимая Газета, 2012-10-12)</dl>

Всё, что здесь говорится, подтверждает абсолютную справедливость тезиса Маркса об абсолютном обнищании. Просто капитализм стал глобальным, и абсолютное обнищание идёт в глобальном масштабе. То, что здесь говорится, свидетельствует о том, что места нам может быть только в периферии капитализма, причём капитализма, который будет наращивать эти диспропорции.

Но главное, конечно, в другом. В том, что капитализм проиграл регулятивную модель человека. Главное противоречие капиталистической эпохи не только между общественным характером производства и частным характером накопления, не только между неравномерностью развития стран и внутренней неравномерностью. Главное противоречие капитализма сегодня – это противоречие между неуправляемом во многом и неостановимом развитии научно-технического прогресса и человеком, модель которого лежит в основе капиталистического мироустройства [рисует].

Человек этот был объявлен архитекторами всего [капиталистического] мироустройства неисправимо злым и подлежащим только некоторой регуляции. Регуляция оказалась такой, что время от времени происходят сбои. При каждом очередном сбое, человечество приносит жертвы, соразмерные уровню научно-технического прогресса. Поскольку прогресс нарастает и никто не собирается его останавливать, то жертвы будут приноситься всё большие.

Если дерегуляция, породившая Первую Мировую Войну, принесла жертвы в виде 10 миллионов человек, полегших так или иначе на полях Европы, то, если Третья Мировая Война окажется такой же как Первая (а она, судя по всему, будет именно такой), то этот сорвавшийся с привязи зверь будет рвать человечество уже не химическими, а ядерными зубами.

Даже если после этого что-то останется (а непонятно, что останется), произойдёт очередная стабилизация и новая дерегуляция. Не только экономическая, не только социально-структурная, – антропологическая. А это значит, что нужно менять модель.

Нужно не семечками разного рода заниматься, не бантики вязать, а зрить в корень и видеть где ось сегодняшних противоречий. Между этой моделью и научно-техническим прогрессом – всё. Это противоречие без его кардинального разрешения, чревато гибелью человечества. Поэтому коммунизм как раскрепощение и пробуждение высших творческих сил человека, то есть как ставка не на регуляцию, а на некий возвышающий поток смыслов, неизбежна.

Эта регуляция приводит к гибели, а раскрепощение зверя и позволение свободно гулять вместе с Pussy Riotами, которые на нём будут ездить, ничем, кроме гибели человечества, кончиться не может. А поскольку не всё человечество согласится на это, то та часть, которая не согласится, уничтожит ту часть, которая согласится. Значит, выход один: вот эта Красная Весна, эта новая модель регуляции, новый антропологический тип существования.

Именно Россия, при всём её ничтожестве сегодня, способна дать ответ на этот вопрос. У неё для этого есть и советский опыт, когда она многое сделала в сфере раскрепощения, но не пробуждения, и опыт целостности вообще. Той целостности, без которой пробуждение не произойдёт. Россия не должна бежать по пятам гибнущей модели, тем более, что она свою эту модель тоже проиграла, регуляции нет.

Всё, что я вам показываю – это безумие, это не регуляция в том духе, в котором она должна происходить в классической западной модели. Это – сумасшедший дом. Регуляторы были разрушены сразу – мораль, этос, ценности, традиции. К чёрту. Иконы с Pussy Riot. Под аплодисменты гностиков, которые мечтают, конечно, о разрушении и ликвидации человечества.

Но, если мы хотим другого, мы видим только эту возвышающую модель, и нам нужно понимать, что при всей невероятной сложности борьбы за неё, другого варианта просто не существует.

До встречи в СССР.

С.Е. Кургинян.