СССР, который мы потеряли

На модерации Отложенный

Подборка фотографий с таким заголовком найдена на ресурсе www.adme.ru. А чтобы уж ни у кого не оставалось сомнения о том, какой хороший СССР мы потеряли, автор подборки снабдил ее эпиграфом из Аркадия Гайдара: «А жизнь, товарищи, была совсем хорошая». Что конечно лишний раз должно подчеркнуть, насколько плохой стала жизнь сейчас. Меня всегда удивляет эта способность некоторых граждан пытаться доказать какой-то свой тезис тем, что доказать его не может никаким образом.

Ну, вот хотя бы фотография в начале поста, из той же подборки. В оригинале она называется «Юность» (фотограф А. Рявошапка, 1976 г.). Вопрос ребром – а что, после того, как мы потеряли СССР, юноши перестали влюбляться в девушек и дарить им цветы? Разве сейчас такую фотографию сделать нельзя?

Я не имею в виду художественное качество этой фотографии. Как, впрочем, и сам автор подборки имел в виду не работу фотографа. Нет, ну если имеется подборка чего-то, связанного с ПОТЕРЯННЫМ СССР, то, видимо, там должны быть такие (символичные) фотографии, которые НЕВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ В НАШЕ ВРЕМЯ.

Все мы вышли из СССР.
Но СССР не вышел изо всех нас!
 

В общем, руководствуясь этим соображением, я решил воспроизвести всю фотоподборку, снабдив её соответствующими подписями.


После исчезновения СССР, люди перестали высовывать голову из окна поезда и смеяться бьющему в лицо ветру.


После исчезновения СССР, люди перестали ездить на велосипедах и держать дома собак.


После исчезновения СССР, люди перестали дурачиться, играя в различные игры на природе.


После исчезновения СССР, автомобили перестали ездить по улицам, а дети перестали переходить улицы.


После исчезновения СССР, из продажи исчезло молоко, а взрослые перестали ходить в магазины с детьми.


После исчезновения СССР, студенты перестали мечтать, сидя на лекциях.


После исчезновения СССР, дети перестали летом баловаться с водой.


После исчезновения СССР, люди перестали стрелять из лука.


После исчезновения СССР, бабушки перестали выглядывать из окна.


После исчезновения СССР, дети перестали отвлекаться на уроках от объяснений учителя и смеяться.


После исчезновения СССР женщины перестали на производстве обсуждать свои личные дела.


После исчезновения СССР исчезли общаги (очень важный объект ностальгии), а дети перестали ремонтировать свои велосипеды (которые у них, разумеется, исчезли).


После исчезновения СССР, исчезли бабушки в платочках.


После исчезновения СССР, маленькие дети перестали удивляться птичкам.


После исчезновения СССР, дети перестали пускать мыльные пузыри.


После исчезновения СССР, исчезла зима, собаки на зимних улицах и люди в зимней одежде.


После исчезновения СССР, дети перестали тянуть руку на уроках в начальной школе.


После исчезновения СССР, на производстве люди в рабочей одежде перестали обсуждать друг с другом производственные проблемы.


После исчезновения СССР акушерки перестали подбрасывать грудных детей в воздух.


После исчезновения СССР, люди перестали отдыхать на природе.


После исчезновения СССР, школьники перестали радоваться наступлению летних каникул.


После исчезновения СССР, мальчики потеряли возможность прижимать к груди щеночков.


После исчезновения СССР, исчезли и любящие друг друга сёстры.


После исчезновения СССР, исчез Невский проспект.


После исчезновения СССР, исчезли мел, доски и люди, которые умеют писать на этих досках формулы.

Что, мои подписи – дурацкие? Не спорю, они дурацкие. Как дурацкой является и исходная подборка фотографий в контексте утверждения про потерянное нечто, очень-очень дорогое. Дурацкой и потому, что всё «дорогое», запечатленное на фотографиях, никуда не делось даже после того, как исчез СССР. Спрашивается: так к чему это кликушество и выдавливание надрывной слезы? Разумеется, одежда уже не та. И автомобили на улицах другие. И песни, конечно, на природе поют совсем с другими словами. Но ведь это называется «дух эпохи». Разумеется, любой исторический период не похож на любой другой. И, конечно, каждый из нас помнит какие-то детали из детства, которые дороги ему – именно потому, что они из детства – и которых сейчас нет, как нет и самого детства.

Но ведь не детство имеют в виду авторы всех этих ностальгических подборок, в которых всегда аффектируется то, что, мол, это «родом из СССР», а не «родом из детства». И что, мол, только в СССР такое могло существовать, а вот сейчас подросток не может подарить цветы однокласснице, мужик с накачанной мускулатурой не может работать простым рабочим, а маленькие мальчик с девочкой не могут с восторгом глядеть на воробья. И, получается, что автор подобной подборки подсознательно исповедует мысль о том, что быть чистым человеком можно было только в каком-то недоступном «прекрасном далёке», а теперь можно быть только лишь моральным мутантом. Так ведь никто в конце концов не виноват в том, что моральный мутант не имеет сил жить нормальной жизнью, а только и делает, что в перерывах между своей мутантской деятельностью пускает мутные слёзы, рассматривая старые фотографии (якобы) родом из детства.

Ну, и опять же – почему-то авторы таких подборок забывают о том, что исходные фотографии сделаны профессиональными фотографами, и это, в самом деле, в художественном плане — очень хорошие фотографии, при помощи которых фотограф передал те чувства, которые хотел передать. Хороший фотограф, как и любой художник, может любую сцену снять так, что она будет смотреться захватывающе. Линия электропередач на фото хорошего фотографа запросто превратится произведение искусства.
Фотографы-любители же ту, советскую жизнь снимали несколько иначе. Я и сам  как-то делал подборку любительских фотографий (http://germanych.livejournal.com/130938.html). Их художественная ценность равна нулю, в связи с чем на передний план выступает бытовая сторона как таковая, и открывается не самая радужная действительность. Примерно вот такая:

Впрочем, это, конечно, детали. Мы же ведем речь о советском времени, а не о фотоискусстве. То время было «более светлым» в плане человеческих отношений, как любят выражаться некоторые? Если бы тщательно фиксировать всё, что творилось, скажем, возле советского гастронома после окончания заводской смены, то «ваша светлость» сильно померкла бы. Как там говорил один из героев фильма «Старый новый год»: «По Луне-то мы ходим, а ты пройдись вечером по Малой Арнаутской…»
Но этого-то никто не фиксировал. Фотохудожники делали действительно замечательные фотографии. Режиссёры могли и снимали «добрые фильмы». Но что же сейчас случилось с теми же самыми людьми, которые «родом из этого якобы светлого советского детства»?

Недавно сняли ремейк старого советского молодёжного фильма «Розыгрыш». Режиссёр нового «Розыгрыша» образца 2008 года, Андрей Кудиенко, родился в 1971 году, то есть еще в том самом, советском детстве. Но то, что он снял, особенно сравнивая с советским оригиналом – это такая мерзость, в которой нарочито подчёркивается самое гнусное. Например, главный герой прямо на педсовете бросает в лицо однокласснице  - в ответ на ёё признание в любви – «да я тебя просто трахнул без всякого удовольствия». Или финальная песенка «Затянись мною последний раз, ткни меня мордой в стекло»… Ну и т.п.

Так вот, кто заставлял этого, «родом из светлого советского детства» режиссёра снимать именно то и именно так, а не иначе? Куда же выветрилась у него вся его, так называемая советская, светлота?

Чтобы вы там ни говорили, а сейчас главной действующей силой в обществе являются люди советского происхождения. И вот вопрос – если «там»/«тогда» всё было таким светлым, то чего же они сейчас не демонстрируют это самое доброе, что в них усиленно «засовывали» на уроках литературы, на пионерских/комсомольских собраниях и на классных часах? Впрочем, почему — «они»? Не они, а – мы!!! Я ведь тоже «рождённый в СССР». Но я-то, по крайней мере, не притворяюсь. Не вздыхаю «ах, как же там было хорошо и светло, и как же это ужасно, что сейчас проклятый рынок не даёт быть светлым и добрым».

Может прав был БГ, когда спел в 1983 году:
«Локоть к локтю, кирпич в стене;
мы стояли слишком гордо – мы платим втройне».

Вот мы и платим сейчас втройне за эти былые «локоть к локтю». И ведь довольно точно сказано – лица были уж очень нервные, так что — быть беде!

Грязное и тёмное в сегодняшних душах пришло оттуда, из этого «ми-ми-ми, пиииу, пиииу», из такого Светлого, Доброго, Нашего, Советского Детства».

К чему это я? Да так, ни к чему. Просто поток сознания от лицезрения очередной порции «ми-ми-ми, пиииу, пиииу, СССР который мы потеряли». Захотелось напомнить, что когда на очередном историческом витке перед советским гражданами возникла дилемма – развал СССР или полные полки в магазинах и свобода выезда за рубеж, то большинство советских граждан решило её не в пользу сохранения СССР. Вот, собственно, и всё. Остальное же – липкие слюни.

Государство, как и вообще любая система, познаётся по произведенному продукту. СССР произвёл советского человека. И этот советский человек лихо начал орудовать буквально с начала 90-х.

А вообще – фотографии, конечно, хорошие. И детство всегда вспоминается в радужных тонах. Что, разумеется, даёт простор для разного рода спекуляций. Особенно в той среде бывших советских граждан, которые когда-то громче всех орали «Даёшь демократию! Даёшь полные полки!»