Салахаддин Саша Боженко

На модерации Отложенный

17 октября 2012 года в казахстанском Жанаозене похоронили Александра Боженко. На свежей могиле лежит серый кирпич с выцарапанной надписью «Салахадин Саша». Временно лежит — всё обустройство могилы по мусульманскому обряду положено делать потом, а хоронить надо в день смерти. Саша был русским или украинским сиротой, вырос в казахской среде, свободно говорил по-русски и по-казахски. Принял Ислам вместе со своими друзьями детства. Саудовских эмиссаров в Жанаозене пока не замечали, так что он мог принять только традиционный казахский Ислам, который свободно соединяет в одной молитве имена древнетюркского Тенгри, древнеиранского Кудая, арабского Аллаха и священные имена родовых предков — аруахов.

Срок похорон, конечно, всё равно не выдержан. Саша умер в больнице от ран 11 октября, в возрасте 23 лет. И всё это время полиция держала его смерть в тайне. Потому что показать его мёртвым без подготовленной версии преступления было никак нельзя — в городе все знали, кто такой Саша Боженко. И теперь официальная версия хулиганского ночного избиения вызывает у большинства большое недоверие.

Дело в том, что Александр — это тот самый свидетель, который сказал правду. Сказал её прямо в суде над простыми жителями Жанаозена, обвинёнными в организации массовых беспорядков 16 декабря 2011 года, которые закончились расстрелом безоружных людей по неизвестно чьему приказу.

Хорошо известно, что подготовлены эти беспорядки были многомесячным издевательством местных властей и полукитайских владельцев нефтедобычи над бастующими казахстанскими рабочими и над всяким здравым смыслом. Вся эта история расписана в Интернете по шагам. Кто не слеп и глух, тот её знает, хотя российская пресса и телевидение позорно показали всю свою слепоту и глухоту.

И спровоцированы эти беспорядки были почти наверняка по команде местных властей, организовавших физическое столкновение на площади колонны празднующих День Независимости детей с бастующими нефтяниками. Дети частью разбежались, частью присоединились к своим бастующим знакомым и родственникам, а полицию демонстранты прогнали с площади толчками и тычками без единого разбитого полицейского носа. Откуда вдруг появились никому не знакомые провокаторы-поджигатели, позаботившиеся об уничтожении не только новогодней ёлки, торговых палаток и полицейской машины, но и невыгодных нефтевластям финансовых документов в соседнем офисе — это осталось тайной следствия.

И кто приказал действовать по психопатическому секретному плану под кодовым названием «Гонг», который, очевидно, предусматривает огнестрельное мочилово без разбору, и кто сочинил сам этот план — эти вопросы остались висеть в воздухе после того, как всего нескольких казахских полицейских экзекуторов посадили. Видимо, за превышение нормы отстрела казахов.

Интересно, а что написано в российском аналоге этого плана? Как он тут называется? Какой-нибудь «Набат» или «Рында»? Школа государственной безопасности в нашем постпространстве у всех одна — советская. Хочется надеяться, что узнать этих деталей не придётся. Хочется, да не получается. Сколько уже раз вбивали народам в их простые головы, что ни гонг, ни колокол никогда не звонит по чужим — всегда только по тебе лично. И всё утекло в забытое прошлое, как кровь из простреленных голов.

Что успел сделать Саша Боженко в этом мире за свою короткую жизнь? В апреле 2012 года он под полицейскими пытками был принуждён к лжесвидетельству против бастовавших нефтяников. На суде он сначала выступал под вымышленной казахской фамилией через электронный канал. Но один из нефтяников его узнал по голосу, и тогда Александр расплакался и рассказал, что его принудили к даче ложных показаний органы следствия. Два дня его не могли найти, его продолжали давить следователи. Но потом он пришёл в зал суда и рассказал всю правду — о незаконных массовых арестах, о зимнем содержании босиком в воде, об избиениях, о том, как жесточайшими пытками ломали его волю и заставляли согласиться оговорить невиновных.

Слёзы не красят мужчину. Но когда в забитом существе возрождается Человек, тут ничего не поделаешь — новорождённый всегда плачет. Оказалось, что его не сломали, а только сильно скрутили и прогнули. А он взял и распрямился, когда появилась возможность. И распрямился так, что вышел за наши представления о пределах возможности жить по совести в наше время.

Вот фразы из его интервью у зала суда 26 апреля 2012 г.

 

«Бог с ним, пускай, (если) президент сказал — (тогда) мучайте.»

«Я пообещал Аллаху, что скажу правду.»

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.»

«Каждый переживает за кого-то. Кто бы он ни был, он брат наш. С одного Адама мы, с одной Евы мы.»

«Хоть я умру, я достойно умру.»

«Я в себе знаю, что я верю себе и — в людей.

Всё.»

 

Да, тут слышен Ислам по форме традиции. Но по смыслу, по содержанию, мы видим могучий дух всеединства, не знающий деления на веры, национальности и расы. Он в людей верил, он в нас верил, чистая душа. И если это истинный Ислам, то кто же тогда все эти суицидальные уродцы с бомбами, готовые убивать невинных людей?

Вот человек в 23 года прошёл пытки и сказал Правду, зная, что идёт на смерть. Мало? А вы попробуйте. Сотня таких воинов Духа не то что Казахстан — мир перевернут, и поставят с его одуревшей головы на ноги. С одним лишь оружием в руках — с Правдой в чистом виде, которая одним ударом наотрез отделяет чёрное от белого и пробуждает совесть народов ото сна. Которая по-настоящему страшна всем лжецам и ворам, и которая никогда не убивает невинных.

После своих показаний в суде и интервью Александр был вынужден бежать в степь и прятаться там в тайных норах, как будто это он преступник, а не те следователи, которые его пытали. Ну что ж, один из вариантов перевода слова «казак» (которым называют себя и славянские казаки, и казахи) - это «беглец». Если знаешь, что тебя будут убивать — беги и скрывайся, степь не выдаст, волки научат. Почему же он оказался в городе на улице в тот роковой день 7 октября в три часа ночи?

По официальной версии — зашёл за бутылкой минералки в ночной магазин. Двое пьяных покупателей ссорились с продавщицей из-за недоплаченных ими 50 тенге (10 рублей). Саша заплатил за них и попросил отстать от женщины. Двое дождались его у выхода из магазина и избили насмерть, недовольные его вмешательством. После героических поисков полиция арестовала виновных.

Правдоподобно тут только одно — защита Сашей женщины от ночных неприятностей. Во всём остальном версия висит на соплях, возможно — на кровавых. То есть на показаниях подозреваемых и продавщицы. Есть ночная видеозапись камеры наблюдения, но на ней, естественно, никого нельзя будет опознать — вряд ли в Жанаозене эти камеры лучше московских. И мы теперь уже знаем, какими методами добывают признательные показания в Жанаозене. А может быть, кто-то другой действительно был убит так, как описано полицией, но его труп увезли, а его случайная смерть стала началом плановой «спецоперации»? Почему Александра нашли совсем не там, где избивали по версии следствия? Зачем это вдруг убийцы перевезли умирающего из освещённого места в другое, освещённое ещё лучше — к ресторану на центральной улице? Чтобы состыковать два разных события? Саша похоронен, убийц на опознание не возили. Да и какая им разница? Всё равно отвечать по закону, они теперь за плошку баланды кого хочешь опознают, и пытать не надо.

Тот, кто прячется от полиции в степи, не ходит в три часа ночи по пустынным улицам Жанаозена, где патрули обыскивают людей на каждом шагу, и уж точно не нарывается на шумные конфликты. Может быть, в октябре Александр уже и не жил в степи, но идти глухой ночью на улицу за минералкой — для этого тоже нужна причина. Пишут, что поначалу ему приписали ночной поход за водкой, и только в последний момент спохватились насчёт строгих исламских правил. Пришлось нарисовать выход в три часа ночи за бутылкой минералки. Так казахстанское следствие с первого шага начинает обрастать явными несуразицами, подобно делу об убийстве пограничников Арканкергена.

Много символов скрестилось на Александре Боженко. Он — славянин по крови и имени, он — казах по воспитанию. Он — божий человек по христианской фамилии, и он — «Праведность веры» по его прозвищу Салахаддин, которое ему дали друзья. Его согнули, а он выпрямился на глазах у всех, и — погиб за свою прямоту.

Символы сходятся случайно или по воле Неба, но это сочетание действует на наши умы. Мир праху твоему, Саша. Но пусть не смирится дух твой, славянский и тюркский, исламский и христианский — ты стал аруахом для всех, кто верит в людей, и к тебе они будут взывать в трудный час. «С одного Адама мы, с одной Евы мы». Пусть живёт в нас твой упрямый дух, и пусть он выпрямит нас, когда будут сгибать наши шеи и принуждать ко лжи наши уста.

 

Дмитрий Мадигожин, Дубна, РФ.

22.10.2012

 

Источники:

http://www.guljan.org/ru/news/pablicity/2012/October/2722

http://www.guljan.org/ru/news/komments/2012/October/2748

http://www.youtube.com/watch?v=vXfVEJf7r6c

http://www.youtube.com/watch?v=93eQBcVUox4

http://www.youtube.com/watch?v=wZsUdzQKT4g