О смысле бытия

На модерации Отложенный

Вот какое стихотворение в свои двенадцать лет написала Соня Шаталова:

                      Что заставляет уходить в бессмертие

                       Мельчайшие частички бытия?

                       Их разделяют звезды и столетия

                       И вместе с ними исчезаю я.

 

                             Но исчезая во вселенской книге

                            Я оставляю четкие черты,

                           И в каждом атоме, и в каждом миге

                  Меж мной и вечностью наведены мосты.

                                                        (Соня Шаталова)

 

Просто удивительно, не правда ли? В таком возрасте и задуматься над смыслом человеческого бытия. Вот где вопрос вопросов, на который уже было дано множество ответов, но которые, к сожалению, мало кого удовлетворили. Потому-то и этот, еще совсем маленький человечек, вопрошает: – «В чем смысл нашей жизни, коль все мы обречены на смерть?». Действительно – в чем? Самый распространенный ответ: «Смысл жизни заключается в самой жизни», вряд ли устроит человека разумного, поскольку смахивает на обыкновенную тавтологию, типа водяной воды. Со вторым по распространенности ответом, провозглашающим цель жизни каждого человека в совершенствовании его души, пожалуй, согласился бы даже самый взыскательный интеллектуал, если бы не одно маленькое но: никто ведь до сих пор так и не доказал существование этой самой души. Нам просто априори предлагают принять ее как некую данность, и плясать в своих рассуждениях исходя именно из этого. В конечном счете, получается, что происходит обыкновенная переадресовка вопроса, только и всего лишь.

А может быть правы гедонисты и весь смысл жизни заключается в получении от нее максимума удовольствий? Но, как известно, пресыщение достигнутым очень быстро обесценивает их, и в поисках все новых и новых способов «оттянуться» человек неизбежно впадает в скотское состояние, теряет разум и саму жизнь. Тому наглядным примером могут послужить алкоголики и наркоманы.

Не лучше обстоит дело и с «философией абсурда» Камю. По сути дела нам предлагается гордиться тем, что мы признаем бессмысленность своего существования и, тем не менее, живем. Хотя гордиться в такой ситуации абсолютно нечем. Это равносильно тому, что переливая воду из одной бочки в другую, а затем обратно, понимая всю бессмысленность подобного занятия, гордиться собой, своим бунтом перед неизбежностью.

Самый популярный и легко воспринимаемый человеком ответ на данный вопрос заключается во введении в нашу жизнь института Господа, как источника всего сущего, который предопределяет смысл человеческого существования в служении отцу Небесному. Пожалуй, это и есть самый удовлетворительный ответ для большинства людей, поскольку он отправляет всех, ищущих и заблуждающихся, в поисках истины по определенному адресу. И мы легко это воспринимаем, поскольку в раннем детстве именно у отца нашего привыкли искать не только защиту, но и ответы на все, возникающие у нас вопросы.

Потому можно предположить, что все люди верующие сохранили в себе очень много от детей. И говорится это отнюдь не в знак какого-то осуждения, а, наоборот, в знак одобрения. Ведь точно также все мы одобрительно относимся к малым детишкам, когда те, благодаря внушению со стороны родителей, опасаются брать в руки спички, и тем самым оберегают всех обитателей дома от пожара.

Безверие равносильно пожару, который рано или поздно зажжет наш жилище, и не зря ведь в большинстве религиозных учений, существующих среди населения Земли, декларируются запреты, направленные на сохранение человека человеком, воздвигающие перед ним препятствия на пути скатывания к состоянию неразумной твари, именуемой животным.

Но сколько существует религия, столько существует и безверие, распространяемое, как утверждают люди верующие, самим дьяволом. А заключен этот дьявол в нашем разуме, который требует внятного ответа на любой, встающий перед нами вопрос. И главный из них на пути к Богу: «А существует ли Бог? Где доказательства?». К сожалению, фактов, подтверждающих существование Господа, нет или мы их не воспринимаем. Но нет и обратного, и диспут между человеком верующим и атеистом сводится в конечном счете к широко распространенному посылу «сам дурак». И в сильной степени укрепили атеистов доброхоты среди людей верующих, которые зачастую использовали для доказательства существования Бога средства ложные, не брезгуя иной раз даже прямой фальсификацией различных чудес.

Много можно рассуждать по поводу Бога, но именно он спас людей от самих себя. Ведь вспоминая далекое детство, многие из нас припомнят, что не всегда мы верили своим родителям на слова, и пытались попробовать пламя костра на ощупь, чтобы убедиться, что оно действительно «кусается». И только потом, почувствовав боль ожога, мы запоминали результат подобного опыта на всю жизнь.

Нечто подобное происходит и с религией. Но, к сожалению, опыт нарушения морали человеческой, приводящей к разнузданности нравов, низвергающий людей до животного состояния, до состояния жителей библейских городов Садом и Гоморры, опыт братоубийственных религиозных войн, опыт преобразования общества в атеистическую общность, ничему никого так и не научил. И не научил по одной простой причине – не усматривается людьми такой прямой связи между безбожием и болью людской, какая наглядно существует между обжигающим пламенем и испытывающей его рукой несмышленыша.

И вот такое метание людей в поисках ответа на смысл своего существования продолжается уже не одну сотню и даже тысячу лет, начиная с древнего Египта и кончая нашей современностью. Ведь все кровопролитные войны, все диктаторские режимы, все человеческое непотребство порождены именно людским безверием. Сто раз прав Достоевский, когда утверждал, что человеку неверующему дозволено все. И, тем не менее, мы сегодня живем в век абсолютного безверия, по крайней мере, безверия так называемой элиты народов. Благодаря именно развращенности этой элиты, стяжательство и порождаемые ею зависть и злоба, заполонили все пространство, пронизывают межчеловеческие отношения, оттеснив на обочину и совесть, и любовь, и правду. Именно безверие является первопричиной появления идеи глобализма, идеи, порожденной жаждой наживы международных финансовых магнатов и спекулянтов. И ее реализация подведет всех нас к опасной черте экономического краха, предотвратить который все та же международная «элита» попытается, по-видимому, давно испытанным способом, путем развязывания очередной мировой бойни. Пока не оросят потоками крови людской землю, кровопивцы всех мастей, не брезгующие никакими средствами ради достижения поставленных перед собой целей, не успокоятся. Такова уж эта порода – злая поросль безверия, везде и во все времена пробивающаяся кверху благодаря своим особым моральным качествам, а точнее, отсутствию таковых вообще.

Из всего вышесказанного легко сделать вывод, что и существование Бога в том виде, который привнесен в наше время с далекой древности, современного человека не вполне устраивает. Нужно искать новый ответ на злокозненный вопрос «В чем смысл нашей жизни?». Искать? Но ведь ищут то, чего не видит глаз разума. А ответ на данный вопрос давно лежит на самой поверхности.

Современная наука признала, что приближение человека к познанию законов природы всегда относительно. Мы только приближаемся к истине сколь угодно близко, и не всегда в результате построения правильной теории. Бывало и так, что и ложная теория вела человечество некоторое время в верном направлении, уступая затем место иному толкованию имеющихся фактов. И процесс познания вряд ли когда закончится, поскольку беспредельность пространства и времени предполагают и бесконечность самого процесса познания. Вполне вероятно существование в некоторых областях знаний, на сегодняшний наш взгляд областях второстепенных, чего-то пока неизвестного, до чего у современных ученых не дошли еще руки. Возможно, через какое-то время мы узнаем, что именно там и скрываются ответы на вопросы пока еще неразрешимые для науки сегодня, в том числе вопросы существования Бога и души человеческой.

Отсюда следует, что и ответ на вопрос о смысле нашей жизни вполне может находиться там, куда еще не заглянул глаз разума современного человека. Следовательно, смысл нашей жизни сегодня должен заключаться в познании законов природы, и тогда ответ на главный вопрос появиться, рано или поздно, но обязательно появиться. Нужно только уберечь общество сегодня от разрушительной вседозволенности аморальных субъектов, заполонивших коридоры власти, экраны телевиденья, страницы газет и журналов. Уберечь при помощи влекущей в будущее теории, при помощи религии, но не скатываясь в религиозное мракобесие. Разумеется, сложно все это, равносильно, что пройти по лезвию бритвы. Альтернатива – всемирный апокалипсис. А жизнь так прекрасна и поскольку иного выбора у нас не имеется, то нужно сжать зубы и преодолеть это, непреодолимое на первый взгляд, препятствие.

Человек состоит из двух сущностей: биологической и высшей, разумной, или, как говорят люди верующие, божественной, олицетворяемой нашим разумом. Человек живет в постоянном взаимодействии и даже борьбе этих двух сущностей. Но они не могут существовать друг без друга, поскольку биологическая сущность является фундаментом, на котором и возник человек. Но у людей недалеких, у которых свет разума еле теплится, возникает иллюзия, что биологическая или животная наша основа вполне способна провести их по жизни, полной удовольствий и лишенной каких-либо забот. При этом начисто забывается, что в современном мире человек выживает только благодаря своему разуму, поскольку как животный вид он наименее приспособлен среди прочих тварей, населяющих землю. Но животная сущность человека, при попустительстве разума и воли, способно выйти на передний план в жизнедеятельности человека, отринув моральные запреты, воздвигаемые перед каждым из нас нашим же разумом. И тогда в обществе начинает править бал эгоизм, замешанный на вседозволенности, что тщательно скрывается под вывеской свободы личности. Обществу навязываются принципы, не имеющие ничего общего с человечностью, с разумом, с преодолением в себе животной сущности. Потворствуя низменным чувствам, мы убиваем в себе человека, низводим себя до уровня скота, жизненный цикл которого определяется лишь инстинктами. Но и здесь современный человек способен превзойти животное в своей мере падения. В отличие от братьев наших меньших, чьи инстинкты направлены на сохранение не только жизни особи, но вида, среди многих людей эти инстинкты, подправленные извращенным разумом, выполняют охранную роль только по отношению к данной особи.

Разум в таком обществе засыпает, а сон разума порождает чудовищ, способных убить все живое на Земле.

 

Адам                                     17.10.2012 г.