Кому нужны храмы шаговой доступности?

На модерации Отложенный

Вчера представители инициативных групп граждан, эксперты и православные активисты обсудили планы строительства «храмов шаговой доступности» на нашей дискуссионной площадке.

Дискуссию открыла Галина Михалева, зампред московского ЯБЛОКА. Она рассказала, что по предложению правительства города в различных районах Москвы будут построены от 200 до 600 типовых храмов. В городе проживают представители всех религиозных конфессий, однако в планы властей входит строительство только православных культовых зданий. Жители Ясенево, Хорошево-Мневники, Раменок, Царицына и других районов, где уже запланировано строительство модульных храмов, часто – на местах скверов и детских площадок, выступили резко против данной инициативы. Некоторым инициативным группам удалось добиться переноса мест строительства церквей. В то же время, подчеркнула Галина, общественные слушания почти нигде не были проведены, а места, которые отведены под строительство церквей, зачастую находятся в природоохранных зонах.

Кирилл Фролов, глава Ассоциации православных экспертов, попытался убедить собравшихся в том, что никаких народных протестов на самом деле нет.  Что население испытывает острую нужду в новых храмах, а выступления против конкретных храмов инспирировано «либеральным меньшинством». Его организация якобы собрала десятки тысяч подписей «за» строительство церквей в ряде районов Москвы.

«Мы больше не дадим меньшинствам побеждать!», - заявил Фролов и попросил поддержки у руководства города и государства. Причем мэр Москвы, если хочет рассчитывать на поддержку православных экспертов на выборах 2015 года, должен к этому времени построить 400 храмов. А «наш президент Владимир Путин» должен помочь построить 200 временных церквей уже до наступления холодов, потому что «противников храмов собирает болотная оппозиция». Фролов пообещал, что охрану святынь и миссионерскую деятельность будут осуществлять православные и казачьи дружины.

«Если я что и вижу в ситуации вокруг строительства храмов, то это одну и ту же группу лиц, вот уже 15 лет ездящую по Москве и требующую строительства храмов. Группа эта состоит из 5-6 человек, возглавляет ее Кирилл Фролов», - парировал Николай Митрохин, исследователь РПЦ, научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете. А сам Фролов, по его словам, «не имеет прямого отношения к Русской православной церкви и систематически подвергается критике со стороны ее священников, имеет крайне скептический имидж даже в церковной прессе».

Николай также выразил сомнения по поводу достоверности собранных подписей: «Может быть с этим связаны многочисленные отказы при формально существующих подписях от этой группы». Он привел официальную статистику числа православных верующих в Москве. По многолетним наблюдениям МВД количество прихожан никогда не превышало 180 тысяч человек, а к началу 2000-х годов упало в три раза.

Журналист Марина Веригина  рассказала о строительстве одной из таких типовых церквей - на бульваре на улице Искры. Храм будет построен, несмотря на законодательное ограничение строительства на бульварах и 3000 протестных подписей жителей района. Она продемонстрировала видеосюжет об огромном недостроенном храме, находящемся всего в нескольких остановках от новостроя.

По мнению ещё одного выступавшего, Александра Гнездилова, религия не всегда имеет отношение к морали в обществе.

65% опрошенных ВЦИОМ отмечают, что религиозность за последние 25 лет в России выросла. Но те же 65% говорят в другом опросе ВЦИОМа о падении нравственности в стране за эти же 25 лет. Он заявил о недопустимости нарушения закона и строительства культовых зданий в природоохранных зонах: «По официальной статистике Москве уже не хватает 8000 га зеленых насаждений! Это ведет к росту различных заболеваний. Те, кто поддерживают дальнейшую вырубку деревьев в столице, по сути одобряют медленное убийство людей ради своих эгоистических интересов».

Об этом же говорили и представители инициативных групп, включая депутата муниципального собрания Татьяну Шершакову -  строить храмы в особо охраняемых природных зонах  недопустимо. Многие из участников, заявляя, что они – православные и воцерковленные, подчеркивали, что нужно реставрировать уже существующие храмы, а не осваивать деньги при строительстве новых. Выступавшие, в том числе представители других конфессий и атеисты, обращали внимание на то, что по Конституции церковь отделена от государства. Нельзя давать преимущества РПЦ, ущемляя в правах с другими верованиями и неверующих. В споре с православными активистами они говорили о небольшом процент российских граждан, регулярно посещающих церковь , а также что РПЦ сейчас, вместо того, чтобы быть работать с обществом, становится идеологической опорой государства и служит в первую очередь ему.

Необходимость строительства даже и обсуждаться не может, заявил в ответ Дмитрий Смирнов, руководитель солнцевской «Молодой гвардии». Якобы инициатива исходит от людей, а вовсе не от власти и «Единой России. Единоросс убеждал собравшихся, что строительство такого огромного количества храмов необходимо для повышения уровня религиозной культуры, а также для усиления просветительской деятельности церкви. И честно подвел итог : «РПЦ будет молиться за президента и «Единую Россию», - нравится это гражданам или нет».

ЯБЛОКО не является врагом ни для одной религиозной конфессии. Например, мы защитили Новоспасский монастырь, когда рядом с ним недобросовестный застройщик вырыл котлован под новое строительство, что поставило под угрозу культовое сооружение. Но я считаю, что есть определенная черта, за которую представители власти или представители РПЦ заходить в своих действиях не имеют права. Если их деятельность связана с ущербом, насилием по отношению к гражданам, мы этого никогда не поддержим.

Поэтому я выступил против штамповки новостроек. Для решения проблемы нехватки православных храмов необходимо в первую очередь восстанавливать старые, разрушенные церкви. Когда строили первые храмы на Руси, приглашали византийских, итальянских зодчих, у которых затем перенималось искусство строительства.  Поэтому восстановление храмов как раз и умножит культурные ценности в обществе! Политика, которую сейчас проводит РПЦ, снижает ее авторитет в глазах всех граждан, в том числе и православных. Так же, как его снижает агрессивность и нетерпимость православных активистов. Если будет необходимо, ЯБЛОКО будут защищать от них православных.

Несмотря на полярность взглядов и высокий уровень накала дискуссии, обсуждение прошло без происшествий. Мы продолжим обстоятельный разбор проекта «200 храмов шаговой доступности» и в дальнейшем.