Неопределённость в мировой экономике

На модерации Отложенный

9 октября в Высшей школе экономики состоялся семинар, посвящённый состоянию мировой экономики и денежного хозяйства. Поводом для семинара явилась устойчивая неопределенность, неуверенность в перспективах развития мирового хозяйства, сложившаяся после кризиса 2008–2009 годов.

В этой связи я должен сделать несколько вводных замечаний.

Во-первых, мы стали неотъемлемой частью мировой экономики, довольно сильно в неё интегрированной.

Во-вторых, те успехи, которые достигаются в крупных регионах мира, мы привыкли в той или иной мере наблюдать у себя. Во всяком случае «тучные годы» 2004–2007 гг. позволили нам разделить успехи других стран, в том числе в Европе и Азии.

В-третьих, когда мир столкнулся с кризисными явлениями 2008–2009 годов, у многих в России возникло ощущение, что нас снова постигла судьба. Смотрите, у нас спад гораздо больше, чем у других – повторяли газеты, теле- и радиопрограммы. Но почти никто не вспоминал, что перед кризисом у нас был перегрев. Когда начался кризис, мы смогли использовать наши валютные резервы, и потери оказались не столь велики. Но темпы роста по сравнению с «тучными годами» упали.

Всем хочется услышать, что кризис позади, и теперь мы снова будем расти по 7% в год. Увы, предсказания не столь радужны.

Данные ОЭСР на июнь 2012 года говорят о том, что по её оценкам до 2030-го года мировая экономика будет расти примерно на 3,3% ежегодно.

В том числе США около 2,3%; зона евро – 1,5–1,7 %, Китай – от 8,9% до 6,6%, Индия – в среднем 6,7% в год. Россия – 3% в год, т.е. между развитыми и развивающимися странами, с некоторой тенденцией к спаду (2012 – 2017 гг. – 3,6%; 2018 – 2030 гг. – 2,7%).

Расчёты экономической экспертной группы, представленные её руководителем Евсеем Гурвичем, в основном подтверждают эти прогнозы и мои оценки, которые я давал в прошлом, что при нынешних темпах роста производительности темпы выше 4% в год становятся для нас недостижимы. Возможности удержания позиций за счёт добычи нефти и газа оказываются всё менее надёжными, особенно учитывая перспективы роста производства синтетического газа и синтетической нефти.

В связи с этим ежедневные беспокойства по поводу колебаний курса рубля и других валют, процентов по депозитам, кредитам, ценой акций российских и иных компаний должны бы привлекать меньше внимания.

Есть ли у нас иные возможности? Я думаю, что есть. Но они не лежат только в сфере технологий и инвестиций. Это несколько необычные для нас области доверия, права, конкуренции.

http://www.liberal.ru/articles/cat/5839