Художественный беспорядок в бизнесе манипуляций и отмыва

На модерации Отложенный

 

В 41-ом номере журнала «Итоги» опубликована статья ку­ра­тора яр­мар­ки «Арт Мос­ква 2012» Екатерины Ираги «Художественный беспорядок», текст которой приведен внизу вместе с комментариями автора.

 

 

Придя на «Арт   Москву», я прежде всего хотела наладить обсуждение проблем российского рынка.   Руководитель   коммерческого проекта приступила к его реализации, не имея целью достижение коммерческих   результатов! Показательно. Может от обсуждения проблем арт-рынка будет   польза? Посмотрим? Для этого создала   форум — получилось довольно плодотворное обсуждение. Но когда мы говорим об   арт-рынке, сразу же возникает конфликт с терминами. Это настораживает!Какие конфликты с   термином «арт-рынок» могут быть у специалиста арт-рынка, у куратора художественной   ярмарки? Что такое арт-рынок? Приехали!Куратор художественной ярмарки не знает что такое арт-рынок!Или кокетничает? Но она   же куратор СОЛИДНОГО ПРОЕКТА, а не жеманная девица на тусовке. Давайте   посмотрим, как понимает кураторэту тему.Сомневаясь в   существовании арт-рынка, куратор,тут же дает его характеристику. С одной стороны —   это люди, которые покупают произведения искусства, и в России такие есть. На   противоположном полюсе — галереи, которые заняты пропагандой современного   искусства. Обратите внимание, как емко характеризует куратор арт-рынок: - с одной   стороны покупатели, с другой – галереи, которые надорвались на пропаганде   современного искусства. Того, кто создает арт-рынок, т.е. художников, она   вообще не имеет в виду. Показательно! То, что российские галереи заняты   исключительно пропагандой современного искусства – неловкая ложь, но не это   главное. Главное, что легальные экономико-правовые отношения арт-рынка не   интересуют куратора. Вы видели хоть одну галерею, которая легально продала хотя   бы одну картину? Нет, конечно, потому-то у куратора и не фигурируют в арт-рынке ни   государство, ни общество, ни художники, никого, кроме продавцов и   покупателей, для которых не существует ни налогов, ни правил, ничего –   абсолютная свобода «творчества». Да, российский арт-рынок абсолютно серый, и   реализация произведений искусства в российских галереях и салонах -   100-процентный левак. Легальные рыночные отношения (Market relations) – это   система экономических, правовых, социальных, психологических отношений между   субъектами хозяйствования, в том числе между производителями и потребителями   в условиях многообразия форм собственности и т.д. Но это для Запада, о   котором томно вздыхает куратор ярмарки (см.ниже).На Западе она   формируется посредством некоммерческих институций — музеев, фондов, за счет   выставок... По   мнению куратора в России уже не работают музеи ИИ, фонды и т.д. Глупости,   конечно, и работают, и участвуют. Кому не известен грандиозный скандал с   липовыми заключениями экспертов Третьяковской галереи и других музеев ИИ. Кто   не сомневается в том, что негосударственные фонды являются всего лишь   прикрытием коммерческой деятельности. Кто не знает, что любая выставка произведений   ИИ – это форма коммерческой продажи? Так о чем говорит куратор? Но как между ними   определяется цена искусства? Куратор говорит о цене искусства, не   понимая, что ИСКУССТВО ЦЕНЫ НЕ ИМЕЕТ, цена может быть только у произведения   искусства. Здесь куратор демонстрирует незнание прописных истин. Каждый   школьник знает, что цена товара определяется путем достижения согласия между   продавцом и покупателем. Другими словами ценой товара является только та   денежная сумма, которую покупатель готов оплатить. Как формируется цена товара   (произведения искусства) - вопрос десятый, ведь форм, способов и методов формирования   цены товара – тысячи, и все это называется маркетинг. Кстати к этой же   категории относится и тысяча способов относительно "честного"   отъема денег у граждан, т.е. способов мошенничества. Мошенничество в   арт-рынке имеет особые, давние приемы. Например, если цыганка впарит вам драный веник за $5 тыс.,   суд непременно признает цыганку мошенницей. Если то же самое с вами сотворят   в художественной галерее, еще не факт, что вам удастся привлечь галерею к   ответственности за мошенничество. Искусство! Искусство чего? Не говорят же, например,   что американский художник, создающий картины струей мочи, которые он продает   за несколько миллионов, мошенник? Так и что же это такое? Элементарный   маркетинг, т.е. специфический метод формирования цены товара. Есть ли здесь   искусство, в обычном понимании этого термина? Конечно, но это искусство   маркетинга, а не живописи, вот в чем дело. Оплачивая товар, покупатель   оплачивает и маркетинговую наценку этого товара. В приведенном выше примере,   маркетинговая наценка составляет сотни тысяч процентов. Реальная цена такого   специфического товара, как живопись, и ее маркетинговой наценки проверяется точно   также как в недвижимости, т.е. ликвидностью. Если купленная картина может быть   продана за ту же или большую цену, значит, цена картины, которую вы уплатили   изначально, была реальна, если нет – вы   потеряли ваши деньги. Например, «описанные» картины известного американского   художника, перепродаются с хорошей наценкой, доказывая и их оборотоспособность,   и, соответственно, их обоснованную рыночную цену. Вернемся в Россию и представим   такую картину (маслом): - вы купили квартиру и картину. Через некоторое время   вы решили продать квартиру и картину. Квартиру продадите «влет» с наценкой,   картину – черта с два, ничего у вас не получится. Почему? По известной причине:   в России отсутствует рынок продажи вторичного, нет не жилья, с жильем, как   раз, все нормально, - произведений изобразительного искусства «ИИ»). (Антиквариат   не в счет – они занимаются старьем). Любые объяснения, почему в России нет   вторичного рынка произведений ИИ,   будут приблизительны, кроме одного – ни в одной стране мира, кроме России, нет   такого количества художников, которые, как горячие пирожки, выдают «на гора» тысячи «нетленных»   произведений, которые не успевают продавать галереи, которые не успевают покупать   граждане, которые не успевают приобретать «духовную» потребность в   произведениях ИИ, которые не успевают формировать олигархические капиталы, способные удовлетворить   запросы галеристов и художников. Создание вторичного рынка произведений ИИ опасно   для галерей и художников, т.к. кардинально изменит условия функционирования   арт-рынка. Во-первых, «вторичка» немедленно собьет цены на картины в галереях,   во-вторых, «вторичка» немедленно демократизирует арт-рынок (Старый Арбат, набережная   Москвы-реки возле ЦДХ и Измайловский вернисаж – не в счет, если мы говорим о живописи)   т.к. охватит интеллигенцию и средний   класс, что заставит предпринимателей арт-рынка перестраиваться, привлекая   профессионалов маркетинга, а не распальцованных тусовочных «искусствоведов».   Как измеряется вторичный рынок произведений ИИ? Точно также, как в   недвижимости - объемом информации,   которую может получить потребитель в единицу времени. Сколько вам потребуется   времени, чтобы в интернете найти характеристики, аналогичные вашей квартире в   Зюзино, и прикинуть ее стоимость? Час-полтора! Вот это и есть реальный   вторичный рынок, который является полноценной частью рынка недвижимости, даже   при массовом строительстве нового жилья. Если вы попробуете получить аналогичную   информацию на вторичном арт-рынке, у вас снова ничего не получится. Есть еще одно   объяснение, почему в России нет вторичного рынка произведений ИИ: - галереи страстно любят запредельную норму прибыли, а   потому они не хотят размениваться на «мелочовку», суетиться, заниматься   пропагандой ИИ, и т.д. А потому галереи будут томно ждать богатенького папика,   которому можно всучить нечто под видом нетленного произведения ИИ с мизерной   себестоимостью, с проставленной подписью некогда жившего известного художника,   либо живого классика, или студента художественного ВУЗа, названного молодым гением.

В любой рекламе есть доля лукавства, или   обмана, если хотите. Тем не менее, рекламодатель отвечает за недостоверную   рекламу, т.е. за предоставление потребителю недостоверных сведений о   продаваемом товаре. Каких сведений? Если рекламодатель будет утверждать, например,   что колбаса, сделанная из туалетной бумаги, содержит только натуральное сырье.   Но если рекламодатель, будет утверждать, что эта колбаса невероятно вкусна,   привлечь его к ответственности будет нелегко. Точно также и в ИИ. Если в   галерее вас убедят, что вы покупаете шедевр мирового уровня, это мнение   галереи быстро станет вашим мнением, т.к. заплатив несколько   десятков тысяч долларов за картину, у вас не останется другого выбора, кроме,   как попытаться ее перепродать. Вот когда вы услышите размер денежной суммы   первого, кто согласится купить вашу картину, вы узнаете ее реальную   стоимость. Погодите, не стреляйтесь…

У нас же эта система не функционирует,   нет четких договоренностей между профессионалами арт-бизнеса. Вместо них цену   формирует тусовка и субкультурная молва в лице тех немногих галерей, которые   остались после ухода с рынка в этом году галерей Марата Гельмана, Айдан   Салаховой, XL. Вот видите, я думал, что куратор будет говорить о рынке, а она о своем,   девичьем. Мол, беда, ушел Марат Гельман, а за неимением его остались только   немногие. Марат Гельман - это, конечно, наше все, но не до такой же степени!   И потом, о каких четких договоренностях, между какими профессионалами может   идти речь, если по утверждению куратора арт-рынка нет? Или они, уже не живут   в России, а пребывают в космическом пространстве? Правовое поле России их уже   не касается? Правила розничной торговли, которому подчиняются сотни тысяч   предпринимателей, в том числе крупнейших, им уже не указ? Или это призыв куратора   к игнорированию российского законодательства?Что имеет в виду   куратор, говоря: «Вместо них цену формирует тусовка и субкультурная молва».   Значит профессионалом был только Марат Гельман, после ухода которого осталась   ничтожная тусовка немногих галерей. Ничего себе куратора выбрали! Кого же   представляет «Арт Москва»? Те «немногие» галереи, которых МОЧИТ куратор в   черную? После этого, успех яр­мар­ки «Арт Мос­ква 2012» несомненно обеспечен   на все сто! Или Марат Гельман пропихнул своего «казачка» на должность   куратора художественной ярмарки, чтобы «замочить» всех участников на корню? Но качество у   участвовавших галерей было не то — невозможно продавать искусство без   имен, оно просто не имеет ценности в глазах покупателя. Для галерей это был   скорее процесс выживания — банального покрытия расходов, некоторым не удалось   и этого. Опоньки!!! Вот так куратор, вот   так засланный казачок! Значит, по мнению «куратора», ценность произведения ИИ определяется не именем   художника, а названием галереи? Мол, если продается в галере Марата Гельмана –   уж само по себе нетленка мировая, а если у Васи Пупкина – дерьмо? Значит,   картина, представленная на ярмарку галереей, по которая, мнению куратора, «не то», ничего   не стоит? Но это же прямой подрыв деловой репутации, галерей, участвующих в   ярмарке «Арт Мос­ква 2012»! Провалив   ярмарку, куратор теперь нагло «катит» на галереи и художников. Почему бы несобраться тем «не многим» галереям, оставшимся после ухода Марата Гельмана и не устроить   бездарному куратору художественной яр­мар­ки хорошую взбучку, чтобы ей   повадно было паскудничать?

Как ни печально признавать, но   российский арт-рынок находится еще в зачаточном, диком состоянии. Куратор ни слова не сказал о рынке, но   уже его оценивает. В чем проблема? На мой взгляд, в России почти нет специалистов,   изучающих рынок. Судя по писанине куратора и арт-рынок в России еще диковат, и   специалистов, нет. Это точно! Нет профессионалов, которые имели бы   западный опыт работы. Но главное, должно быть понимание, что нужно создать   свой рынок, крепкий, региональный, чтобы в России начали покупать своих   художников до того, как они обрели успех на Западе. Проснулась, деточка! Сейчас   выдаст нетленную идею! Для этого необходимо создание   национального фонда, отделения в Министерстве культуры, в котором люди   занимались бы современным искусством. Должна заработать система, сейчас   существующая формально, — это государственные музеи современного искусства,   которые выстраивают иерархию, организуют закупки и формируют коллекции   современного искусства, инспекторы, которые бы контролировали этот процесс.   Нужны государственные механизмы, институции, функции, конвенции о правилах и   правила пересмотра этих же правил. Можно начать хотя бы с соглашения о   границах поля современного искусства. В нашей стране на галериста возлагают   огромные ожидания — он должен и выстраивать культурную ситуацию, и брать на   себя воспитательные функции, и создавать галерею, которая будет   институализировать художественные ценности. Вот видите, как все просто. На на поверку в   этой распальцованной дамочке, ничегошеньки нового не оказалось, все старо как   мир – вернуться в блаженные времена СССР, с ее плановой системой закупок,   инспекций, контроля процесса и т.д. Вот и вся либеральная идеология.