Сочи: два мира

На модерации Отложенный

Кто помнит, каким был сочинский аэропорт лет десять назад? Сегодня вы удивитесь, выйдя из самолета, аэропорт - огромное сооружение, возведенное по мировой моде. Грандиозное обновление всегда возбуждает, типа, неужели у нас такое возможно, неужели Сочи так изменился. Впечатление укрепляется по пути в город - дорога ничем не напоминает старое шоссе - новая скоростная трасса с многофигурными развязками, эстакадами и мостами, разрезающая Адлер как скальпель. Поток машин и скорость движения впечатляет не меньше, как и количество пыли и выхлопных газов из-за которых через два-три километра трудно дышать даже в машине с закрытыми окнами. Возникает сомнение – зачем нужна эта дорога-анаконда, которая задушит курорт? Хорош курорт, который плавает в гигантском облаке пыли и выхлопных газов, медленно поднимающемся вверх по склонам гор.

Глаз начинает привыкать к тому, что в Адлере мало что осталось, кроме огромного шоссе и немногих прилепившихся к нему развалюх. Возникает странное ущущение – кого же связывает это шоссе, ведь жителей не осталось? Для кого возведен гигантский, суперсовременный аэропорт и строится в Адлере колоссальный железнодорожный вокзал? Для отдыхающих, спортсменов? Правда, по шоссе проносятся с диким воем только правительственные кортежи в сопровождении полиции, и ни одного туристического автобуса – ни одного в бархатный сезон, когда температура воздуха + 26-28, а температура воды + 25.

Но вот машина сворачивает на боковую улицу в сторону пансионата «Коралл» и сразу останавливается, дальше пути нет - вся улица до самого моря загромождена вереницей павильонов, торгующих тряпками и
сувенирами. Отпускаешь водителя и волочишь сумку через всю территорию пансионата без единого фонаря. Входишь в вестибюль и понимаешь - вернулся в СССР!

За стойкой несколько девиц неопределенного возраста, неопределенной национальности, неопределенной служебной принадлежности, сидят, развалившись, в старых потертых креслах и болтают. Одна из них увлеченно ковыряет в носу. Не глядя на меня, кладет на стойку анкету, ключ. На вопрос – где проходит конференция, коротко – не знаю, на просьбу разбудить – не будем, где купить воды – воды нет.

То, что в номере не оказалось ни одной щетки, фена, лопаточки для обуви, и пр., пр., что телевизор говорит басом и показывает розовым, что кондиционер автоматически переключается с +19 на + 25, что душ льется вбок и на пол, что свет в ванной на уровне лампочки Ильича - меня, опытного постояльца советских гостиниц, не удивило, кроме стоимости услуг трехзвездочного (!!!) пансионата «Коралл».

Утром я приобщился к еще одному феномену сочинского советского сервиса – к еде, приготовляемой в пансионате «Коралл». Весь обслуживающий персонал пищеблока в больничных белых халатах - не устрашило и даже навеяло воспоминания, равно как и серая рисовая молочная каша, которую, спросив «Кашу будете?», большим половником шлепнул в тарелку молодой человек. Далее последовали отварные пельмени и чай бочковой. На обед подавали щи из свежей капусты, над которыми я прослезился, так как по вкусу и запаху они живо напомнили мне годы солдатской юности. На второе было классическое русское блюдо – макароны с котлетами, притом котлеты мало чем отличались от макарон, и компот из сухофруктов. Да, баланда больничная, но на то и пансионат, заведение, как-никак, лечебное. Хотя постояльцы, которые выглядели вполне адекватно сервису пансионата (советские провинциальные тетки и дядьки), были довольны. Подумалось, что провести конференцию юристов в советской больнице – это даже забавно.

После завтрака решил узнать, где проходит конференция. Никто не знает. Спрашиваю группу киргизов, зная, что из этой республики будут люди, тоже не ведают. Зашел в дирекцию пансионата «Коралл». Там заспанный молодой человек, глядя в сторону, сказал - не в курсе. После второго вопроса, лениво крикнул куда-то в глубину лабиринта – Манана! Появилась заспанная девица с большим носом и неожиданно по-украински певучей интонацией сообщила, что тоже ничего не знает. Пришлось надавить, пригрозить Ткачевым, на что они вяло ухмыльнулись, поспрашивали по телефону разных ничего не знающих людей, и пошли показывать залы. В одном окна не открывались пол года, в другом не работал кондиционер, в третьем не нашли ключей, в четвертом не горел свет. После часа брожения, нашли-таки какой-то зал, под протесты горничных открыли настежь окна, заставил вытереть пыль, в общем, кое-как что-то провели конференцию.

Вечером решил пройтись, естественно, в сторону моря. Далеко не ушел, тут же наткнулся на колоссальный «шанхай», который растянулся вдоль железной дороги, которая в свою очередь, проложена вдоль моря. Правда, раньше эта железка находилась в метрах 150 от кромки моря, сегодня же волны плещутся метрах в 15-20, а кое-где вполне успешно подмывают железнодорожное полотно. Мелкий сочинский бизнес при полном отсутствии регулирования городских властей, занял каждый свободный метр, подняв свой бизнес где на второй, а где на 5-й, 6-й этаж зданий, которые являются сплошным самостроем. Для гуляющих пешеходов торговцы оставили довольно узкие проходы. Сувенирные, одежные палатки, распивочные, забегаловки-обжорки, шашлычные и прочие заведения впритык идут одна за другой на многие километры в любую сторону побережья. В воздухе висит запах разнотипной еды. Торгуют здесь туретчиной, которая куплена еще 90-е годы, и которая превратилась в такое непотребство, что может привлечь внимание исключительно больных людей. Торговки, как правило, опустившиеся, бесформенные тетки/девицы пребывающие в постоянном состоянии отупелой прострации. Походив между ними минут 15 начинаешь понимать, что буквально заболеваешь от этой всеобъемлющей тупости, вялости, безразличия, неряшливости… Посмотрел на то, что называется пляжем. Этого ужаса мне хватило на две минуты.

Решительно повернул в сторону главной трассы, чтобы уехать в центр Сочи. Для перехода на другую сторону шоссе воспользовался новейшим, построенным не более года назад, переходом. Великолепное сооружение из стекла и бетона стараниями жителей и гостей Сочи превратилось в помойку. Плиты ступеней почти все отколоты, поверхность сплошь заплевана черными метками от жвачки, стены изрисованы и обляпаны рекламой, окурки, грязь, засохшая блевотина и т.д., и т.п. Очевидно, что рука эксплуатирующей организации не касалась этого объекта с момента его сооружения. Однако я перешел и спросил, где останавливаются автобусы, т.к. никаких обозначений на этом таинственном месте не было, как и указателей номеров автобусов, маршрута их движения и т.д. Почему, выяснилось тут же. Одна за другой стали подходить грязные, пыльные, разбитые микроавтобусы с какими-то номерами и надписями. Спросил людей, и оказалось - в Сочи вообще ликвидирован городской транспорт, все пассажирские перевозки отданы на откуп частным извозчикам.

В каком состоянии эти извозчики возят людей не поддается описанию, особенно по сравнению с чистейшими, кондиционированными автобусами на Мальте, Италии, других странах. Но это впечатление еще не супер, главное было впереди. Посмотрев на автобусы-помойки, я не рискнул в них ехать, и стал ловить такси, которые в большом числе проносились мимо (!!!) не останавливались (!!!). Я простоял с протянутой рукой 18 минут. За это время миом меня проехали штук 30 свободных такси – ни одно не остановилось. Такого у меня не было за всю немалую жизнь. Зашел в кафешку, здесь же на остановке, спросил сонную девицу на кассе, почему такси не останавливаются? Не знаю, говорит девица, не хотят. Сказала так, что я понял, здесь никто ничего не хочет, здесь всем на все наплевать, здесь живут абсолютно деградированные, отупевшие люди, точно такие же какими были жители Сочи и всего черноморского побережья в советские годы.

Мне стало жутковато.

Я понял, что на этой «великолепной» трассе ловить больше нечего, тем более, что за время стояния я наглотался пыли и выхлопных газов так обильно, что стало сильно мутить. Перешел по облеванному переходу в пансионат и долго отмывался в душе.

Вечером я получил некоторое мстительное удовольствие, посмотрев новости, где на розовом экране огорченный Дмитрий Медведев сетовал, что для нормальной работы XI Международного ИнвестиционногоФорума "Сочи-2012" условия не созданы, что надежды на губернатора Ткачева больше нет. Фенечка оказалась в том, что в сочинском театре, где проходил Форум, стояла жуткая духота, поскольку в этом памятнике сталинской эпохи никогда не было и не могло быть кондиционирования.

И я подумал. Какие же инвестиции ищет Медведев? Чтобы построить еще один, второй, третий монстр технической мысли? Для кого?

Кто приедет в этот уродливый Сочи, с его уродливой инфраструктурой, с его уродливым населением, из которого сформируют уродливый персонал, который будет обслуживать эти объекты и превратит их в помойки за считанные месяцы?

Так во что или в кого нужно было вкладывать инвестиции?

  *************************** 

Если вы прочтете высказывания блогеров к данной статье, то найдете среди них немало комментариев, подтверждающих грустный вывод. Среди отличающихся комментов, особо поражают те, которые демонстрируют один из основополагающих постулатов современного российского бизнеса - можно продавать все, независимо от того, что этот продаваемый "продукт" не просто низкого качества, а опасен для людей, или унизителен, или и т.д. Если раньше эти "бизнесмены" шустрили, стараясь не светиться, то сегодня они ничего и никого не боятся, они даже получают удовольствие от своей вседозволенности, от возможности не просто впарить человеку какую-нибудь муть, но поиздеваться над ним, посмеяться, поглумиться. Будучи сами из народа, российские бизнесмены и чиновники, тем не менее, не чувствуют, что это глумление долго продолжаться не сможет. Они не понимают, что обида людей накапливается и может взорваться неожиданной, жестокой и, как всегда в таких случаях, бессмысленной дракой.

Вот наглядный пример - лайн, перевозящий пассажиров в Сочи по определенному маршруту. Казалось бы, микроавтобус, дающий возможность его владельцу-водителю заработать на жизнь. Подъезжает к остановке: - окна настолько пыльные, что при дневном свете сквозь них плохо видно пассажиров, которые находятся внутри. Открывается дверь, видно, что и пол и кресла и вся внутренность машины покрыта толстым слоем нетронутой пыли. Машина - битая во многих местах, латанная-перелатанная, при движении дребезжит, вместе со звуком мотора больного последней стадией чахотки.

До какой степени разложения личности нужно опуститься водителю этого микроавтобуса, чтобы хоть раз в месяц не промыть автомашину водой из шланга. До какой степени морального уродства нужно дойти, чтобы атрофироваться до полной невменяемости, и тупо возить людей в своей помойке, находясь там же, за рулем. До какой степени морального уродства нужно дойти, что комментировать подобное, с пониманием того, что если автор только что приехал с Мальты, тогда понятно... Мальта - это что какой-то заоблачный рай или обычная страна, где живут такие простые люди? Почему считается, что Мальта - это да, это Европа, типа, что ж вы хотите, а Сочи - что ж, наш совок отечественный, совочек, совушечек. Здесь мы у себя дома, а значит можем жопы не подмывать, зуби не чистить, машины не мыть, правила дорожного движения не соблюдать, людей давить
в пьяном виде пачками. Чем отличается мальтийский водитель автобуса, который виртуозно водит огромную, чистейшую, кондиционированную машину по узким улицам? Ничем! Простой человек, живущий очень не простой жизнью, много работающий и зарабатывающий не такие уж большие деньги.

Давайте проведем эксперимент?

Возьмем прямо с сочинской трассы пару микроавтобусов, не моя их, аккуратно загрузим на судно в том виде, каком они ездили по Сочи, привезем на Мальту, разгрузим, привезем на большой круг городского автотранспорта в столице Мальты - Валетте, поставим на маршрут, и посмотрим, чем все это закончится. При том, что на Мальте полиции не видно вообще, полиция мгновенно появляется на мотоциклах там, где возникает нечто затруднительное. В нашем случае мы сможем по секундомеру засечь, сколько времени понадобится мальтийской полиции, чтобы арестовать сочинский микроавтобус, как несоответствующий санитарным и техническим требованиям. Но, главное, мы посмотрим, сможет ли сочинский микроавтобус заполучить хотя бы одного пассажира. Если только русского туриста, который, увидев сочинский микроавтобус, впадет в психический ступор, и сядет в него в состоянии прострации.

Если на бортах сочинских микроавтобусов, прибывших на Мальту, мы напишем приглашение на Сочинскую Олимпиаду, то аншлаг гарантирован.

 

Вы же понимаете?