Город древних небоскрёбов

В один из жарких летних дней, на даче, собралась стихийная компания друзей: кто-то сбежал из душной Москвы, кто-то ехал мимо на свою дачу и заскочил «на минутку». Шашлыки, лаваш и вино. Что ещё нужно для летнего счастья?! И, конечно, разговоры. Подруга подруги обмолвилась, что в сентябре, по городам Тосканы, собирается компания: есть пара свободных мест. «Кто-то хочет?» «Конечно!» - радостно откликнулась я.

Пришёл сентябрь, и мы полетели в Тоскану. Нас было около двух десятков, все друг друга знали и не первый раз путешествовали вместе. Поездку организовал человек, физик по профессии, влюблённый в Италию и обладающий энциклопедическими знаниями по истории искусств. Он не водил нас по музеям, а показывал только те «фрагменты» истории, которые «живут» в том месте (будь то картина или скульптура), где их задумал и воплотил сам художник. Шесть великолепных городов: Лука, Пиза, Сан-Джиминьяно, Вальтера, Монтекатини, Флоренция и  только один день мы урвали на быструю пробежку по Лигурийскому берегу, с ожерельем Чинкве-Терре (что по нашему – пять земель).

Об этих землях надо рассказывать отдельно… Честно говоря, мы, дорвавшись до моря – просто купались, захлёбываясь в тёплых волнах моря и восторга, наслаждаясь видами древних коммун, прилепившихся к скалам, и слава Творцу, дождавшихся нас!

 Нашей базой стал город Монтекатини - откуда мы совершали набеги на окрестности, в поисках духовных, да и материальных, сокровищ.  Старинный курортный город, стоит себе много веков, в исторической провинции Пистойя, в 40 километрах от Флоренции. Благодать, ребята, я вам скажу: сочные, пышные сады, со всевозможными кущами-рощами-деревьями, укрытыми зонтиками пиний; старинные парки, помпезные павильоны с поилками для радости наших желудков; бассейны с мозаичными картинами и улицы с красивыми фонтанами: говорят, что народ здесь молодел и отдыхал ещё со времён этрусков.


Мы жили в уютной гостинице, уже сто лет, переходящей по наследству, в семье знатных итальянских аристократов. Нынешние владельцы - это мать и дочь: милые, ухоженные дамы с неизменным жемчугом на шее и улыбках на губах. В нашей компании были два отличных пианиста и одна дама, уверенная, что она поэт… мы устраивали весёлые, музыкальные вечера и один - очень занудный, когда поэтесса больше двух часов кормила нас своими творениями, которые нам пришлось слушать… и мило аплодировать, скрывая зевоту. Забыв о «водке и селёдке» мы поглощали, ризотто, пиццы-пасты с морскими гадами и без, и запивали всю эту вкуснятину прекрасным вином, поглядывая на жаркое солнце, сквозь тонкие бокалы.


Не спеша, нога за ногу, пройдясь мимо шикарных, питьевых павильонов до старого фуникулёра, исправно тянущего себя вверх-вниз, ещё с конца 19-го века,  мы поднимались в самую старую часть города.


С высоты птичьего полёта обозревая Монтекатини, и слушая сказки нашего умного гида.  Восторгались и пытались "вспомнить всё",  как и полагается приличным туристам.


Утомлять вас описанием всех городов, которые мы посетили, я не буду. Расскажу о том городе, который потряс меня больше остальных, в этом путешествии.

Сан-Джиминьяно. Мы ехали долго, отклонившись от скоростного шоссе, на тихие, просёлочные дороги. Но никто об этом не жалел: путь по холмам Тосканы – уже сам по себе настолько интересен, открывающимися видами, что два часа пролетели незаметно, как в захватывающем просмотре интересного фильма. Город возвышался на холме, с высоты наблюдая за долиной реки Эльза. Сначала, на горизонте появлялись макушки башен, а потом вырисовывался весь Сан-Джимильяно, опоясанный тяжёлыми стенами.

Первое поселение было, как уверяют историки, этрусским.

Они куда-то подевались, оставив от себя кучу культурного мусора, которому так рады археологи и продавцы сувениров – их лавки забиты «точными» копиями изделий таинственного народа. Потом, пришли римляне и назвали это место – Сильва. Жили себе, жили, отбивались от набегов варваров и строили свой город.

Современное название Сан-Джиминьяно, жители присвоили городу в честь епископа, который защитил их от вредных варваров. Поговаривают, что сюда забредал и Карл Великий, но серьёзные историки на эти «факты» - посмеиваются…


Расцвет Сан-Джиминьяно, пришёлся на средневековье и с тех пор облик города мало изменился. «Прописано» здесь – 8000 счастливых человек, которые бережно сохраняют 14 «небоскрёбов». Всего их, башен, за всю историю города, было построено чуть больше 70-ти. Вот как красиво о них рассказывают культурные люди:

«Башни составляют гордость и славу Сан Джиминьяно. Они делают его историческим чудом, сбывшимся сном о гвельфах и гибеллинах, о Данте, о благочестивых сьенских «фресканти». В XIV веке их строила крошечная городская республика, строили местные знатные фамилии. Они до сих пор хранят старые имена, ещё и теперь одну из них называют башней Сальвуччи и другую, по имени непримиримых врагов этой фамилии, башней Ардингелли. В таких же башнях были когда-то Флоренция и Сьена. Там время и новые потребности жизни их уничтожили. Их сохранил только этот маленький городок, обойденный благами и соблазнами культуры. Он охранял эти бесполезные и странные сооружения, точно лучшее свое достояние. В XVII веке городское управление предписало горожанам под строгою ответственностью поддерживать неприкосновенность башен, а тем, кто допустил их разрушение, приказало восстановить их в первоначальном виде»


Дальше надо бы рассказать про гибеллинов и гвельфов, помните: «…две равноуважаемых семьи»… одни были ростовщиками, а другие купцами. И город, понятное дело,  раскололся на два лагеря – кто за белых, кто за красных - и давай бить друг друга!  Но, есть рассказчики достойнее меня, и в инете полно инфы, про всех этих весёлых человечков, слепивших себе кумиров и безжалостно истреблявших друг друга, не один десяток лет.


Нам же остаётся радоваться, что не всё порушили и наслаждаться красотами, скупая ненужные сувениры и попивая местное вино Vernacci.  Спасибо этим семействам, так как именно они начали «карабкаться в небо», строя эти великолепные башни, в которых скрывались, отстреливались( да и земля подорожала), а потом - привыкли к высоте и стали жить-поживать да добра наживать.

Любая эпоха, как и жизнь, когда-нибудь кончается, втиснутая в тире, между двумя датами. И коммуна Сан Джиминьяно, утонувшая в распрях, тоже потеряла независимость и была проглочена хитрой и сильной Флоренцией, опутавшей прекрасную Тоскану своими богатыми щупальцами и мечтая быть во всём главной. Ещё и бубонная чума резко сократила население гордого, независимого города Сан-Джиминьяно. Сил возрождаться не осталось и город «уснул» под сенью блистательной Флоренции. Может оно и к лучшему, а то, не дай Бог, поразрушили бы всю его красоту, в пылу борьбы за независимость.

Не было бы счастья, как говорится, но в город башен потянулись флорентийские художники: Пьеро Полайоло, Беноццо Гоццоли, Доменико Гирландайо и Себастьяно Майнарди! Они полюбили и возвысили этот уникальный город, украсив своими творениями, вписав и Сан-Джиминьяно, в восхитительную эпоху кватроченто. Вот так, вроде, коротенько, в двух словах я и поделилась с вами своими восторгами и вздохами о прекрасном городе Сан-Джиминьяно. В который очень хочется вернуться, на пару дней и ночей, чтобы проснуться в нём, побродить и устать. Зайти в маленький ресторанчик и сидя на террасе – наслаждаться видами окрестных, тосканских пейзажей, вдыхая ароматы одной из красивейших земель, дарованных нам, Создателем.