Россияне должны будут сами откладывать себе на пенсию


Президент фонда "Центр стратегических разработок" Михаил Дмитриев рассказал, чем нам грозит новая пенсионная реформа
 
Президент Владимир Путин поручил правительству тщательно взвесить все за и против, прежде чем принять проект новой пенсионной реформы. Вчера стратегию обсудили на Открытом правительстве с участием большого числа экспертов. Мы поговорили с одним из самых авторитетных специалистов в области пенсионного законодательства, главой фонда «Центр стратегических разработок» Михаилом Дмитриевым.

- Михаил Эгонович, зачем власти вообще решили взяться за эту больную тему? Все дело в дефиците бюджета Пенсионного фонда?

- Дело не в бюджете. Там никакой катастрофы нет. Но в ближайшие три года власти поставили серьезную цель - увеличить объем Резервного фонда. Он должен вырасти в полтора раза. А денег на его наполнение нет. Все съедят расходы на военные цели и выплаты бюджетникам, которые резко растут. Поэтому у правительства стоит разнарядка - на 300 - 400 млрд. рублей в год сократить расходы Пенсионного фонда. Вот чиновники и решили пойти по самому легкому пути - забрать эти деньги в накопительной системе. В итоге ради мелких тактических задач они хотят поломать всю пенсионную систему.

- Чем это грозит всем нам?

- У людей фактически отберут те деньги, которые они могли бы передать по наследству. Взносы в накопительную систему сократятся с 6 до 2%. И ладно бы эти деньги пошли на выплаты нынешним пенсионерам, но их отправят в Резервный фонд. То есть чиновники хотят пустить наши с вами деньги в финансовые инструменты с копеечной доходностью - 1 - 2% годовых.

- Чиновники говорят, что при накопительной системе наши накопления тают. Мол, в будущем в выигрыше окажутся те, у кого будет лишь страховая часть пенсии.

- Это не так. Если взять длинный период, с начала 2000-х годов, когда негосударственные пенсионные фонды (НПФ) только начали появляться, то многие из них значительно опередили инфляцию. Средняя доходность - 13,5%. Другое дело, что они могли бы заработать еще больше.

- Каким образом?

- Сейчас они могут вкладывать до 40% своих средств в акции, которые обычно более доходны, но фактически НПФ держат в них только 10%. Почему? Потому что каждый год они должны показывать положительную доходность. В противном случае любой убыток НПФ обязаны компенсировать из собственных средств. Естественно, чтобы не обанкротиться, они выбирают менее рискованную, но в то же время и менее доходную стратегию. В итоге страдаем мы с вами.

- Минтруд предлагает перевести пенсионные накопления на добровольную основу: захотел - копи себе на старость, не захотел - остался в распределительной системе, надейся на государство. Довольно здравый подход. Ведь выбор же всегда лучше?

- С одной стороны, да. Но с другой - это фактически приведет к медленной смерти накопительной системы. Как показывают исследования, примерно 4 из 5 человек пассивно относятся к своей будущей пенсии. Значит, как минимум 80% людей по умолчанию уйдут в распределительную систему. Тогда в накопительной части останется совсем мало денег. И это еще больше снизит доходность.

- Чем хорош накопительный компонент?

- Даже если у нас будут не очень высокие темпы развития, к 2025 году российская экономика станет самой крупной в Европе. Мы обойдем Германию. По уровню доходов мы будем близки к нынешнему уровню западных стран. В таких странах зарплаты растут не очень быстро, но и темпы инфляции не такие высокие. Большую роль играет капитал. Возможности для инвестирования повышаются. В странах ОЭСР реальный доход сверх инфляции - это 4 - 6%.

- А как быть с сохранностью накоплений? Вдруг какой-нибудь мошенник захочет их украсть. Такое даже в США случается. Вспомнить хотя бы Бернарда Мэдоффа, который облапошил тысячи людей на 50 млрд. долларов... 

- У нас уже принимается закон о сохранности накоплений.

Сейчас он дорабатывается в правительстве. Он будет практически идентичен тому, что работает в банковской сфере. Предполагается, что им даже управлять будет то же самое Агентство по страхованию вкладов. По расчетам, собираемых денег хватит, чтобы погасить любые долги, даже во время кризиса.

- И все-таки чем покрывать дефицит Пенсионного фонда? У вас есть ответ на этот главный вопрос?

- Мы считаем, что дефицит бюджета не такая большая проблема. Его можно финансировать за счет приватизации крупных госкомпаний. За счет этого в ближайшие 20 - 30 лет можно выручить порядка 17 трлн. рублей. И этого вполне хватит, чтобы покрыть недостаток денег в ПФР. А затем (в 2030-х годах) на полную мощность заработают накопительные механизмы. Большую часть своей пенсии человек будет получать за счет собственных накоплений.

- Что еще требуется изменить?

- Нужно повышать ценз страховых взносов. Сейчас они в полном объеме берутся с заработка в 512 тысяч рублей в год - иными словами, если человек получает больше 43 тысяч рублей в месяц, то с суммы превышения ему на будущую пенсию не откладывается ничего. Нужно поднять планку хотя бы до 1 - 1,5 млн. рублей в год.

И самое главное - сейчас если человек хотя бы один раз получил пенсию, а затем умер, то все его накопления сгорают. Точнее сказать, идут на выплаты другим пенсионерам, а не наследуются родственниками. Наше предложение - деньги должны наследоваться в любом случае, это сильно меняет мотивацию. Люди начинают воспринимать пенсионные накопления не как абстрактные, а как реальные деньги, которыми можно распоряжаться. Сделайте пенсию личным капиталом, и люди захотят ее копить.

- Власти наотрез отказываются обсуждать эту тему, но она назрела. Надо ли повышать пенсионный возраст?

- Наше общество находится в очень узких математических рамках. Демография ухудшается (см. графику). Если мы хотим высокие пенсии, то нам надо повышать либо налоги, либо пенсионный возраст. Иного не дано. Но сейчас системы в мире устроены по-другому. Никто никого не заставляет. К примеру, в Швеции можно уйти на пенсию в 61 год. Но по факту сейчас средний возраст выхода на пенсию там - 64,5 года. Потому что, когда у тебя пенсия растет на 30 - 40% к 65 годам, то это мощный стимул работать более продолжительный срок, если здоровье и силы, конечно, позволяют. А когда пенсия удваивается к 70, то это еще более серьезная мотивация. В итоге в Швеции сейчас никто не дебатирует тему пенсионного возраста. Всех интересует только ее размер. Все понимают - пенсию ты зарабатываешь сам и можешь выбирать, когда уходить на заслуженный отдых. А главный показатель - это взносы, которые за тебя отдал работодатель. 

А КАК У НИХ?

Лучшая система - в Швеции

- Пенсионные системы есть во всем мире. Где, на ваш взгляд, они работают наиболее удачно?

- Не надо изобретать велосипед. Наша система взята по образу и подобию шведской. Ее там создали в середине 90-х годов. И за последние 20 лет она доказала свою эффективность. Какова их стратегия? Когда человек молодой, то у него 100% денег вкладываются в акции. По мере взросления каждый год примерно 2 - 3% перекладываются в облигации. В итоге к моменту выхода на пенсию большая часть накоплений вложена в надежные финансовые инструменты. И человек может не бояться резкого падения фондового рынка аккурат перед выходом на заслуженный отдых.

- И каковы результаты?

- При инфляции в 1 - 2% средняя доходность их фондов составляет 6% сверх инфляции. Причем выбор у шведов огромный - около 800 фондов, которые вкладывают деньги не только на местный фондовый рынок, но инвестируют по всему миру. В итоге во время кризиса распределительные пенсии уменьшились на 3 - 4%, а накопительные продолжали приносить прибыль. Причем у них тоже есть госфонд (аналог нашего Внешэкономбанка), который показал прибыль выше средней. Но самое обидное: один из самых популярных фондов в Швеции - «Восточный», который вкладывает в акции российских компаний. Нам говорят: некуда инвестировать. И не разрешают вкладывать на фондовый рынок. Мы делали расчет. Индекс РТС с 2002 года вырос на 450% (это с учетом кризиса), а инфляция составила 190%. Вычитаем одну цифру из другой и получаем реальный доход, который могли бы получить будущие пенсионеры. А не тот мизер, который у них есть сейчас.