Самый яростный женский упрек мужчинам
На модерации
Отложенный
Сегодня исполняется 120 лет Марине Цветаевой. Гениальной русской поэтессе. Женщине трагической судьбы. Написавшей, возможно, самый яростный в истории никогда не прекращающейся женско-мужской любви-войны женский упрек мужчинам.
Юрий Поликарпович Кузнецов (всегда пишу его отчество, потому что без него вы найдете в сети кучу всяких Кузнецовых, и рядом не стоявших с Юрием Поликарповичем), которого называют последним великим русским поэтом, некогда сказал, что вся женская поэзия делится на три типа. Первый – рукодельницы, наиболее полно представленный Анной Ахматовой, второй – истерички, самая яркая – Марина Цветаева, все остальные – общий тип.
Возможно, для женщин-поэтесс классификация обидная, но вполне понятная. И, вероятно, сама классификация – один из фрагментов женско-мужской любви-войны, которая имеет место не только в быту, но и в искусстве.
А теперь сам упрек – гениальное стихотворение Марины Цветаевой.
* * *
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, —
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода, — в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, —
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать», — ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый, — что тебе я сделала!
Комментарии
Отсюда и такая экспрессия/агрессия по отношению к мужчинам. ))
;-))
;-)
:-)))
:-)))
))
А стесняюсь спросить, вы бы стали Валерию Ильинишну?..
))))
Одно из двух :
- либо Вы её гинеколог ;
- либо она Вам не дала, ссылаясь на моральные принципы.
То почему мы любим, с объектом любви.
Это гимн, к счастью не положенный на музыку, чувств не освященных разумом. Это именно те цепи, которые надобно сбросить всем, а не восторгаться ими. Это сенсуальность в пределе , за которым либо свобода, либо откат в болезнь. Что гениального предлагает эта поэтесса в своем творчестве далее ?
Но самое пародоксальное, что Вы, похоже, не зная её произведений очень точно её почувствовали.
Вот что она сама писала по поводу, как Вы пишете, "попутала тело и душу": «Моя душа чудовищно-ревнива: она бы не вынесла меня красавицей.
Говорить о внешности в моих случаях — неразумно: дело так явно и на-столько не в ней! — "Как она Вам нравится внешне?" — А хочет ли она внешне нравиться? Да я просто права на это не даю, — на такую оценку! Я — я: и волосы — я, и мужская рука моя с квадратными пальцами — я, и горбатый нос мой — я. И, точнее: ни волосы не я, ни рука, ни нос: я — я: незримое. Чтите оболочку, осчастливленную дыханием Бога»
P.S. Стихи эти, которые Вы называете гимном, на музыку, однако положены. И пела, если не ошибаюсь, по молодости Пугачева.
.
Идет просто дезориентация, размываются главные ориентиры. Истины типа - главное испытание в жизни - ее обыденностью, исчезают так и не дстигнув разума.
Да, женскую природу я изучал не на поэзии Цветаевой . Хочу еще добавить, что это правильно. Вы можете спросить а на чем , у кого?
Я Вам отвечу: у господа Бога. Скажем так. Т.е. - у меня источник не Цветаева, а один и тот же, что и у нее, когда она к нему прислушивалась. Как известно стою у ВАших дверей и стучу, кто откроет к тому и войду. Поэтому советую Вам не переоценивать для Вас в Вашей жизни кого-бы то ни было. И если Вы русский, особенно евреев всех цветов и мастей.
P/S/ Я бы сказал так: чтите господа Бога создавшего Вас, как оболочку и вдохнувшего в нее возможность любить. Цените именно этот дар - возможность любить. Пройдите для этого путь.
Хоть в полушаге от тебя стою.
Ты пятый раз мне говоришь: - Послушай, …
А я тебя уже не узнаю.
Какое счастье – я тебя не помню!
Не помню криков, шёпота, обид,
Капризных взглядов и улыбок томных.
Какое счастье – я тебя забыл!
Гляжу в окно – осенний сквер роняет
Ненужную остывшую камедь.
В небытие с улыбкой провожает
Всё то, чему приспело умереть.
А капли глухо-равнодушно барабанят,
Сползая вяло по уснувшему лучу.
У меня просто замечательная память –
Я забываю то, что помнить не хочу.
Простите за вторжение.
Милому, служат — Миру.
Горестным званьем Мирской Жены
Нас увенчала Лира.
Много незваных на царский пир.
Надо им спеть на ужин!
Милый не вечен, но вечен — Мир.
Не понапрасну служим.
6 июля 1918
Комментарий удален модератором
Под шелест легкого балета
Осенней охровой листвы
Ночь провожала бабье лето,
Непостоянное, увы.
И знала, что в лучах рассвета
Она сама исчезнет прочь.
Так, провожая бабье лето,
Себя оплакивала ночь.
В октябре 1937 бежал в СССР. Арестован НКВД 10 ноября 1939 года. Осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР 6 августа 1941 года по ст. 58-1-а УК к высшей мере наказания. Был расстрелян в августе 1941 года.
Эфрон с 1915 года на фронтах первой мировой, с октября 1917 г. участвует в боях с большевиками, в Белом Движении, в Офицерском генерала Маркова полку, участвует в Ледяном походе и обороне Крыма...
что что а убивать он умел...
лишние свидетели ОГПУ никогда не были нужны
!!!
Когда в них слёзы радости, иль горя,
Когда пылают гневом как гроза,
Когда в них глубина любви и моря.
О, как умеют враз они обжечь.
И как теплом и лаской согревают.
В них бездна страсти и холодный меч.
Они весь мир на дне своём скрывают.
08.10.12
Я окружила твой милый портрет.
Днем утоляет и лечит рассудок,
Вечером — нет.
Бродят шаги в опечаленной зале,
Бродят и ждут, не идут ли в ответ.
«Всё заживает», мне люди сказали...
Вечером — нет.
ОЧЕНЬ редко читаю , а тем более пишу любовную лирику.
практически по пальцам можно сосчитать у меня стихи в жанре "Любовная лирика"
вот один из них
"Сколько мне отпущено..."
Сколько мне отпущено с тобою,
Звёзды россыпью алмазной собирать?
Какова цена немой души покоя,
Чёрных демонов немыслимая рать?
Ужасает точная конечность
Всех услад, придуманных веками.
Мне бы ангела крылатую беспечность,
Чтоб подольше наслаждаться облаками...
Если бы не было таких разборок, люди многое потеряли бы, не услышав, не прочитав многие шедевры. И не только в поэзии. Альфред де Мюссе и Аврора Дюдевани (Жорж Санд) пуляли друг в друга целыми романами...
2. "Терпеть не могу межполовые стихи."
Стесняюсь спросить, а "однополые" стихи вам нравятся?
3. Рискну предположить, что последняя строчка вашего стиха лучше бы звучала так:
"Чтобы вечно наслаждаться облаками... "
4. Мои пять копеек в "войну полов":
* * *
Нам письма привозят сюда
Случайные вовсе суда...
То шторм налетает, то - штиль...
Но, штурман семь футов под киль
Находит всегда и везде...
Полгода в нейтральной воде...
Мигают вдали маяки;
Грустят о любви моряки.
А я о тебе не грущу,
Я в море покоя ищу!
Я тридевять стран обошел;
Мне так без тебя хорошо!..
...Брожу по морям я не зря, -
Мне б дочку морского царя
Хотя бы однажды обнять...
Уж, лучше русалка, чем блядь!..
1981
;-)
Комментарий удален модератором
;-)
Комментарий удален модератором
Не может Проспер быть дураком или голубым... )))
Комментарий удален модератором
)))
Комментарий удален модератором
;-)
Комментарий удален модератором
))
Комментарий удален модератором
моя рать сильная очень(
Изменила )
Цветаеву Настоящие Женщины не знают совсем.
"Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое."
-это помнится летним вечером на лавочке у дома, всё прозаично.
"На кажется-надтреснутом канате
Я - маленький плясун.
Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик
Двух тёмных лун."
"В поте — пишущий, в поте — пашущий!".
Память увы! Всё что вспомнил.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Разоблачённая морока..."
"Ну-ка - за голову! Счастливы? Нет?
В провалах без глубин
Как живётся, милый, тяжче ли,
Так же ли, как мне с другим?"
"Мне нравится, что Вы больны не мной..."
Могу ещё не один час цитировать Цветаеву. Очень люблю её. Она истеричка? Не думаю. Просто жизнь постоянно терзала её.
— Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! —
Сказать еще? — Златого утра краше!
Сказать еще? — Один во всей вселенной!
Самой Любви младой военнопленный,
Рукой Челлини ваянная чаша.
Друг, разрешите мне на лад старинный
Сказать любовь, нежнейшую на свете.
Я Вас люблю. — В камине воет ветер.
Облокотясь — уставясь в жар каминный —
Я Вас люблю. Моя любовь невинна.
Я говорю, как маленькие дети.
Друг! Всё пройдет! Виски в ладонях сжаты,
Жизнь разожмет! — Младой военнопленный,
Любовь отпустит вас, но — вдохновенный —
Всем пророкочет голос мой крылатый —
О том, что жили на земле когда-то
Вы — столь забывчивый, сколь незабвенный!
25 ноября 1918
У неё кстати есть похожее произведение. Но оно короче, глубже и пронзительней.
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
А игнорируя знаки препинания, вы всего лишь подражаете "перлам" типа "Казнить нельзя помиловать". Игнорируйте начисто пробелы между словами: и время сэкономите, и будете выглядеть авангардистом грамматики.
Дерзай, Саша! :)
Глаза опуская вниз.
Я тоже была, прохожий,
Прохожий, остановись!"
Ой! А вдруг ошибку сделала - щас съедят!
Молодость моя! Моя чужая
Молодость! Мой сапожок непарный !
Воспаленные глаза сужая,
Так листок срывают календарный.
Ничего из всей твоей добычи
Не взяла задумчивая Муза.
Молодость моя ! - Назад не кличу.
Ты была мне ношей и обузой.
Ты в ночи начесывала гребнем,
Ты в ночи оттачивала стрелы.
Щедростью твоей давясь, как щебнем,
За чужие я грехи терпела.
Скипетр тебе вернув до сроку -
Что уже душе до яств и брашна ? -
Молодость моя ! Моя морока -
Молодость моя! Мой лоскуток кумашный !
Комментарий удален модератором
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Цветаева действительно самый искренний русский поэт, но искренность эта, прежде всего, есть искренность звука - как когда кричат от боли. Самое же существенное, что интонация эта - интонация отказа - у Цветаевой предшествовала опыту. "На твой безумный мир / Ответ один - отказ". Здесь дело не столько даже в "безумном мире" (для такого ощущения вполне достаточно встречи с одним несчастьем), дело в букве - звуке - "о", сыгравшем в этой строчке роль общего знаменателя.Тот ее "отказ", о котором мы давеча говорили, перекрывает, включая в себя, вообще что бы то ни было. В том числе личное горе, отечество, чужбину, сволочь тут и там. Можно, конечно, сказать, что жизненные события только подтвердили первоначальную правоту Цветаевой. Можно даже предположить, что были люди с опытом более тяжким, нежели цветаевский. Но не было людей с таким владением - с такой подчиненностью материалу. Во всяком случае, параллелей своему житейскому опыту я в стихах Цветаевой не ищу. И не испытываю ничего сверх абсолютного остолбенения перед ее поэтической силой.
http://lslold.ksu.ru/virt_vyst/22/fr_zv_br.htm
Комментарий удален модератором
Травы скошены, пар над лугами.
Вызревает осенняя стужа.
Пожелтело зеленое пламя.
Только что мне холодные лужи?
Моя женщина пахнет цветами!
Моя женщина пахнет росою,
ее губы пылают рассветом.
Я небесные двери открою,
пусть прошло это нежное лето...
Моя женщина пахнет весною.
Моя женщина пахнет дождями.
Свиты мысли жгутами тугими,
и слова тяжелы словно камни.
Я не знаю, что станется с ними?
Моя женщина пахнет стихами!
Стал подвержен и я суесловью.
Но слились словно ини и яни,
облака у ее изголовья.
И не важны разлук расстоянья.
Моя женщина пахнет любовью...!
http://add-text.com/my/smotritelmayaka/
Ты родилáсь в январски снеги,
Когда рос день, а ночь сходила.
И утро года после неги
Метельно хоровод водило.
Оно тебе дарило снежность,
И чистоту, и строгость линий,
И кожи шёлковую нежность,
И нрав воды, и свежесть лилий.
И каждый год в рожденья оны
Вновь будут звёзды ярки, низки;
Твоей любви вернутся волны
Любви, оттаявшей у близких.
Так что, Иосиф, тезис о том, что Марина отразила весь трагизм отношений, борьбы женщины и мужчины, я не разделяю.
А умирать можно по-разному, но это никакого отношения к стихам не имеет.
.
И сжать его в свободном полёте.
И целовать алые бутоны лотосов
С трепетом их желания, передающегося нам.
Я хочу откинуть гриву волос с шеи,
И украсить ее жемчугом под жемчуг твоих зубов.
И нежно ласкать их алую оправу,
В каждом изгибе сильного тела, ощущая гармонию мира.
Глаза среди молчащего времени и вечной степи
Будут петь глазам неостановимую мелодию,
Бесконечную мелодию, бесстрашную мелодию…
… Все дальше и дальше "ювай".
(калмыцкое приветствие, дословно - "пойдем")
Где ветер, настоянный степью
Вселенской от края за край,
Степнянка спокойной улыбкой
Открыла мне слово "ювай".
В нём гостю открытое сердце
И солнца всегда каравай...
Хочу поделиться улыбкой -
Красивое слово "ювай".
В нём жаркая скачка по степи,
Поющий двоим песню най,
И звезды вверху и напротив.
Зовущее слово "ювай".
Зовёт оно в этих просторах
Вдвоём испытать зов дали’
Ты чувствуешь сердца тревогу,
"Ювай" шепчут нам ковыли.
Пусть стало уже все привычно,
И ветер в степи завывай,
Найдём мы и счастье, и волю,
"Ювай" же, степнянка, "ювай".
Иль ждёшь ты кого, или кто-то
Тебя стережёт? Так и знай:
Возьму скакуна я лихого,
Тебя увезу, "Ювай-вай!"
Нам горечь прожитого в прошлом
Степная трава отобъёт.
И ночь, съединив небо с степью,
Вдвоём нас с тобой унесёт.
Уйдем мы далёко-далёко
И там, где двоим станет рай
Ты скажешь мне новых три слова
"Ювай" же, "ювай" же, "ювай"!
И не спасут ни стансы, ни созвездья.
А это называется - возмездье
За то, что каждый раз,
Стан разгибая над строкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звезд только, а не глаз.
Что самодержцем вас признав на веру,-
Ах, не единый миг, прекрасный Эрос,
Без вас мне не был пуст !
Комментарий удален модератором
Равн-я-л с К-и-тай-с-ко-ю держа-во-ю!
Враз обе рученьки разжал, —
Жизнь вы-пала — ко-пей-к-ой ржа-во-ю!
Детоубийцей на суду
Стою — нем-ила-я, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой м-илы-й, что тебе я сделала?»
Спасибо за напоминание. Вчера смотрел фильм о Цветаевой, но так и не понял - с чего бы это. Она - любимейшая моя поэтесса.
Комментарий удален модератором
:-)
:-)
В лоск перетасован!
Поздравляет - каждый март:
- С краем, с паем с новым!
Тяжек мартовский оброк:
Земли - цепи горны -
Ну и карточный игрок!
Ну и стол игорный!
Полны руки козырей:
В ордена одетых
Безголовых королей,
Продувных - валетов.
- Мне и кости, мне и жир!
Так играют - тигры!
Будет помнить целый мир
Мартовские игры.
В свои козыри - игра
С картой европейской.
(Чтоб Градчанская гора -
Да скалой Тарпейской!)
Злое дело не нашло
Пули: дули пражской.
Прага - что! и Вена - что!
На Москву - отважься!
Отольются - чешский дождь,
Пражская обида.
- Вспомни, вспомни, вспомни, вождь, -
Мартовские Иды!
И тебя потянет — в вечный путь,
Оправдай змеиную породу:
Дом — меня — мои стихи — забудь.
Знай одно: что завтра будешь старой.
Пей вино, правь тройкой, пой у Яра,
Синеокою цыганкой будь.
Знай одно: никто тебе не пара —
И бросайся каждому на грудь.
Ах, горят парижские бульвары!
(Понимаешь — миллионы глаз!)
Ах, гремят мадридские гитары!
(Я о них писала — столько раз!)
Знай одно: (твой взгляд широк от жара,
Паруса надулись — добрый путь!)
Знай одно: что завтра будешь старой,
Остальное, деточка,— забудь
А этот стих в урезанном виде, по-моему, вошёл в спектакль "Добрый человек из Сезуана" в постановке Любимова, в его первой постановке на Таганке...
Есть где скачать без торрент клиента - можно у поисковиков спросить. Стоит того.
Наверное, самое сильное театральное впечатление за 50 лет.
К сожалению, есть только торрент - поэтому не могу дать ссылку на прямое воспроизведение. Но найти легко, поиском. Стоит того.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
(Российская Газета - к 120-летию Марины Цветаевой)
http://www.rg.ru/printable/2012/09/28/tsetvaeva-poln.html
Справедливости ради надо сказать, ни у татар ни у башкир нет страшилок основанных на негативном восприятии соседних народов, хотя им досталось по истории не мало.
Обними её сильней!
Наслаждайся ежечасно
И от счастья сатаней!
Мир заквашен на веселье,
Грусти, злости и любви ---
Не ищи иного зелья,
Кайф в бескайфье улови!
Извлекай усладу властно
Даже из своих фиаск,
Из болезней, дней ненастных,
Старости и смерти ласк!
Ну, а юности виденья...
Их не трудно провести:::
С каждым новым днём рожденья
Возвращайся к ю! но! сти!
Наверное.глубочашее заблуждение -видеть в своем спутнике,спутнице противовес.ПРирода-великая язычнца.Она нам дарит дополнение,новое видение,а не повторение.Ведь задача жизни-колесо жизни должно вертеться неустанно. На то она и жизнь
Но при имени Дочек Цветаева мне всегда было стыдно за человеческую неблагодарность.За ненависть,лишающую разума.Стыдно за круговую облаву,загоняющую в петлю.
Стыдно и страшно,что история нас ничему не учит,и обрекает нас на повторение неусвоенных уроков
Ты — конвойный. Судьба одна.
И одна в пустоте порожней
Подорожная нам дана.
Уж и нрав у меня спокойный!
Уж и очи мои ясны!
Отпусти-ка меня, конвойный,
Прогуляться до той сосны!
26 июня 1916
В оны дни певала дрема
По всем селам-деревням:
— Спи, младенец! Не то злому
Псу-татарину отдам!
Ночью черной, ночью лунной —
По Тюрингии холмам:
— Спи, германец! Не то гунну
Кривоногому отдам!
Днесь — по всей стране богемской
Да по всем ее углам:
— Спи, богемец! Не то немцу.
Пану Гитлеру отдам!
28 марта 1939
Марина Цветаева
Комментарий удален модератором
Про Цветаеву она рассказывала, что жила она бедно. Ей запомнилось, что она хранила картофель в ванной. В квартире было мало места. Ее плохо печатали, она со многими конфликтовала.
Жалко, я не записал ее рассказа, забыл уж все. Она умерла в конце 80х, через год после того, как я с ней познакомился. Она знала Набокова, Бердяева, Лосского и многих других.
Не перестанут повторять:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"
"Да ху.. тебе надо, ...дь?!"