Деньги в СССР - не главное

На модерации Отложенный

Несмотря на такое название, речь в статье пойдет отнюдь не о финансовой системе Советского Союза, хотя эта тема тоже, безусловно, интересна. Ведь, в сущности, деньги в СССР не являлись деньгами, в современном понимании. Но речь о другом — о том, какое ненормальное и пагубное отношение к деньгам воспитывалось в СССР у детей.

Не буду категоричен и не стану утверждать, что это явление было абсолютно повсеместным. Даже в те годы были люди, которые «крутились» — очевидно, что не все воспитывали своих детей в советских канонах. Но в моем кругу — среди моих знакомых, соседей, в школе — повсеместно процветало представление о деньгах как о чем-то грязном, от чего детей надо старательно ограждать. А потому относительно денежных знаков детей как можно дольше старались держать в полном неведении.

О том, что деньги существуют, мы, конечно же, знали. Но вот, скажем, за десять лет школы нам ни разу не рассказывали о самой природе денег и их значении в обществе или жизни человека. О том, как рассчитать траекторию движения небесных тел — рассказывали, и эти знания не пригодились на 99,99%. А о том, что такое деньги, с которыми приходится иметь дело абсолютно всем, не рассказывали.  Такая вот занимательная педагогика.

рубль - "рваный"

Многие родители были уверены в том, что незачем «приучать детей к деньгам». А потому, например, никаких денег на карманные расходы их чада не получали. То есть, надо ребенку куда-то съездить — «на, вот, тебе 10 копеек на проезд туда-обратно», и ни копейкой больше. Если ребенка посылали в магазин, то исключительно с пустяковой суммой. И чтобы всю сдачу вернуть!  Да и вообще любой интерес детей к деньгам считался чем-то противоестественным, с чем следовало бороться.

Показателен в этом смысле фильм «Рассказы о Кешке и его друзьях» (был такой). Там в негативном образе представал мальчик, которому бабушка за любое выполненное поручение давала деньги. А потом родители прислали ему из-за границы шкатулку с секретом — кладешь на нее монетку, из шкатулку вдруг вылезает скелет и загребает монетку в копилочку. (Подобные коробочки и сейчас можно купить.)
Так этот мальчик стал с помощью шкатулки "сшибать деньгу" со всех окружающих, пока не столкнулся с настоящими преступниками.

Создатели киноленты, вероятно, могли бы гордиться, знай они, какой воспитательный эффект произвел на практике их фильм. Дело в том, что одному моему товарищу подарили точно такую же шкатулку. Там тоже нужно было положить монетку, рука скелета сгребала денежку, а череп кивал в знак благодарности. В школе эта коробочка произвела фурор. Все наперебой отдавали свои монетки, чтобы увидеть скелета в действии. Особенно впечатлилась одна молоденькая учительница, которая раз за разом опускала монетки, просадив копеек 50, если не больше.

В итоге, помня о вышеупомянутом фильме, обладатель чудо-шкатулки испугался, что его обвинят в зарабатывании денег обманным путем на одноклассниках и, что еще хуже, на учительнице. Поэтому он открыл коробочку и всем раздал мелочь обратно. На несколько монеток так и не нашлось хозяев (кто-то уже успел уйти домой), из-за чего товарищ переживал, что все равно остался «в наваре». Впрочем, несмотря на его опасения, ОБХСС за ним не пришла.

Ну а если серьезно, в результате такого «анти-монетарного», в буквальном смысле слова, воспитания мы росли, не понимая отчетливой связи между будущей профессией и размером зарплаты, между заработком и теми вещами, которые ты сможешь себе позволить, между  должностью и положением в обществе. Считалось, что из меркантильных соображений   профессию ни в коем случае нельзя выбирать — только «по зову сердца». Но при этом сердце никак не звало работать на завод, из-за чего рабочие профессии, в общем-то неплохо оплачиваемые в те годы, считались каким-то отстоем.

Может быть в советском обществе, где связи значили больше, чем деньги, такой подход и был оправдан. Но перестроечные времена и последующий развал СССР самым жестким и решительным образом опровергли его целесообразность.
Итогом стала полная дезориентация и растерянность, разочарование в выбранной профессии, брошенные институты и — как водится, из крайности в крайность — появившееся у многих стремление к неуемной добыче того самого презренного металла любой ценой. Пусть, и ценой преступлений или даже чужой жизни. А ведь им всем тоже когда-то в школе рассказывали, что «деньги - не главное»...