Карельский фермер хотел прокормить целую республику, да вмешалась Российская армия
В Карелии воинские части Западного военного округа захватили в плен крупный рогатый скот и вот уже скоро месяц, как удерживают бедных коров и быков. Принадлежат животные агрокомплексу им. Зайцева, чьи фермы и земли раскинулись неподалеку от Петрозаводска, на территории в 3 600 га.
Здесь и прежде, в советское время, было сельхозпроизводство. Тогда – крепкое, богатое. Обеспечивало практически всю республику овощами, мясом, молоком, кормами. К 2000 году, увы, все развалилось, оставшись без господдержки.
Три года назад заброшенные земли поселка Шуя взял в аренду Владимир Устинов - опытный специалист с профильным высшим образованием. До развала СССР он трудился здесь главным инженером. Знает специфику местности, особенности работы. Владимир Иванович сумел в короткий срок организовать агрокомплекс, восстановил фермы, где сейчас около тысячи коров, обеспечив постоянным заработком полторы сотни местных жителей, а также петрозаводчан.
Беда пришла, откуда не ждали.
- В начале сентября ранним утром, не было и пяти часов, меня поднял с постели странный гул, - рассказал корреспонденту «СП» Устинов. - Мне 59 лет. Великую Отечественную войну я не застал, но по фильмам, рассказам отца помню, что когда немцы входили в наши населенные пункты, то издалека был слышен характерный топот сапог, бренчание оружия. Так вот и тут, в начале осени 2012 года, – тот же самый звук! Я выскочил из дома, глянул - а по улицам поселка в сторону наших полей маршируют… солдаты!
Военные маршировали к месту проведения плановых учений. Расположились аккурат на полях, принадлежащих частному хозяйству Устинова, оперативно обустроив полевой городок с плацем, полосой препятствий, выгребными и мусорными ямами, траншеями, палатками для отдыха солдат и офицеров. После чего – перекрыли доступ на территорию «всем посторонним», огородив ее грузовиками с часовыми. Чуть позже подогнали еще и БТРы.
Сказать, что у людей был шок, значит не сказать ничего. К тому же сентябрь – время заготовки кормов для скота. Не на всех полях была еще завершена уборка.
- А теперь собирать уже нечего, - горько вздыхает директор Устинов. – Все перепахано военными машинами и сапогами солдат. В урочище Падос на площади в тысячу гектаров практически уничтожен плодородный слой почвы. А ведь это ценная почва, с торфяным слоем, мы как арендаторы несем ответственность за ее сохранность.
Аренду Устинов оформил на 49 лет, в надежде, что начатое им дело по возрождению сельского хозяйства в отдельно взятом пригородном поселке будет затем продолжено, станет развиваться.
По неофициальным данным (на официальные пресс-служба Западного военного округа скупа, сделала из этих учений военную тайну) принимают участие в маневрах более 4 000 человек. В большинстве своем – мужчины в возрасте до 45 лет. Среди командиров, по словам работников агрокомплекса, преобладают «седоусые» офицеры.
То есть речь идет, судя по всему, о переподготовке запасников. Стало быть, планировались учения загодя?
- Нам о них сообщили постфактум, - обмолвилась в разговоре с корреспондентом «СП» Светлана Чечиль, глава Прионежского района, на чьей территории расположено хозяйство Устинова. – В начале сентября войска заняли поля Шуи, а недели через две-две с половиной мы получили соответствующее уведомление с просьбой поддержать военных и подписать разрешение. Что было делать? Подписали. Ведь учения – дело государственной важности.
«СП»: - И вас не смутило, что в тех местах действующее хозяйство?
- Но Устинов использует далеко не все земли, взятые в аренду. И вообще, что хорошего он сделал для нашего района? Ну, есть у него там коровы. А сколько земли при этом остается по-прежнему заброшенной? Мы специально выезжали убедиться в этом. На некоторых участках бурьян, канавы не чистятся, зарастают. Даже в суд подавали на этого нерадивого «хозяина», чтобы лишить его права на аренду!
«СП»: - Судебное решение уже вынесено? В вашу пользу?
- Нет, мы проиграли. Действия Устинова признаны полностью законными. Ну и что? Все равно мы против. А что касается учений, то мы не вправе давать военным рекомендации. При всем желании не смогли бы им противостоять. Да нас и не спрашивали.
- Это настоящий рейдерский захват, - уверен Владимир Устинов. – Я готовлю документы для подачи судебного иска на военных. Меня поддержали в Россельхознадзоре. Специалисты этого ведомства приезжали на днях, сами во всем убедились. Их, кстати, военные дальше КПП не пустили… Уверен, причина всего случившегося - попустительство местных властей. Они даже не скрывают, что такие комплексы, как у нас, для них только обуза. Куда проще было бы просто продать земли под коттеджную застройку, и все, только собирай налоги и спи спокойно.
«СП»: - Чиновники упрекают вас, Владимир Иванович, в том, что вы не используете по прямому назначению большую часть арендованной вами земли, даже не пропалываете ее…
- Да мы же только начали! И трех лет не исполнилось, как взялись за возрождение хозяйства. Которое, замечу, до этого двадцать лет успешно разоряли, приведя поля в дикое состояние, уничтожив всю технику. Нам, думаю, и за пять - семь лет не справиться, когда идет такой прессинг!
Многие, с кем говорила я и в Прионежском районе, и в столичном Петрозаводске об этой истории, склонны винить в ней не только равнодушных чиновников, но и руководство Минобороны. С чего, мол, вдруг решили провести учения? Почему именно на этой земле, а, скажем, не на действительно заброшенных полях, коих в Карелии сейчас более чем достаточно?
На мой звонок в Генеральный штаб РФ, где подписывали соответствующее распоряжение, ответ был короток: а если завтра война? А что, военным на войне есть не надо? Или закупать продукты, не дай Бог, что случится, будем у противника?
Комментарии