Воспоминания о жестких детские играх 47-50гг. прошлого века

На модерации Отложенный

В то время не было телевизоров, компьютеров и прочих чудес современной цивилизации. Зато была масса подвижных игр, начиная от простейших плевалок - стрелялок, кончая сложными, иногда продолжительностью в несколько дней, в которых участвовали десятки мальчиков.

Перманентно друг в друга плевали или стреляли. Цель игры – попасть в противника максимальное количество раз, но чтобы не попали в тебя. Плевались слюной, водой, бумагой различной степени разжеванности, самыми различными ягодами. Пока плюешься – игра, начинаешь применять руки, – драка. Творческая мысль, естественно, на месте не стояла: в разгар моды на плевалки появлялись духовые ружья из разнообразных растительных, металлических или стеклянных трубочек. Под диаметр трубки приходилось выискивать боезапас ягод. Очень эффектным было изобретение помпового ружья: в трубку от складной ученической ручки с двух сторон врезались поршеньки из картошки, и для стрельбы один из этих поршеньков с тыльной стороны проталкивался карандашом. Такое ружье прекрасно громко пукало, но имело неприлично низкую кучность рассеяния стрельбы, и скорее по этой причине, а не из-за дефицита картошки оно не могло конкурировать с духовыми.

Наиболее распространенными массовыми подвижными играми были Футбол, Прятки, Казаки-разбойники, Двенадцать палочек, Лапта, Круговая лапта, Чижик, разнообразные Ножички и Скакалки, Юрта. В каждой из этих игр участвовали от пяти до нескольких десятков человек. Игры были шумные, предельно агрессивные и безжалостные, часто конфликтные с местным населением, но всегда проводились строго по жестким, хотя и не писанным правилам. Во время игр считалось нормальным, а иногда даже комплиментарным обзывать друг дружку словами «собака», «сука», «пидарас».

Самой любимой игрой был футбол. Для нее у меня были мячи: не обычный за 32 копейки, а предел мечтаний того времени, побольше, - резиновый за 68 копеек, был даже и кожаный детский футбольный (цены не фигурировали, поскольку считались безумными). Большинство родителей в целях экономии не разрешало детям играть в футбол в обуви. Поэтому все играли босиком на дворовой асфальтовой площадке. Ноги постоянно стирались до крови, коленки – сплошные болячки. После игр собака Буля по очереди зализывала всем раны.

Из других игр остановлюсь на Юрте. Тем более, что эту игру я не видел нигде, кроме Баку. На грунте, обычно с большим количеством гальки, очерчивается круг диаметром полметра, называемый Дом. Игроки поочередно пытаются воткнуть в него юрту - заостренную железяку, изготовленную из ножа, большого гвоздя, напильника или, даже, кинжала. Постепенно выявляется единственный проигравший, называемый заваженный башмак, у которого юрта чаще других не втыкалась в землю, а падала набок, которому в наказание предстояло отваживаться. Для этого первый выигравший делает три больших шага от Дома и уже в этом месте пытается воткнуть юрту. Если получилось, отдаляется на дальнейшие три шага и так далее, пока воткнутая юрта не завалится набок. Далее, таким же образом, все остальные выигравшие последовательными тремя шагами удаляются от Дома и, в конце концов, когда последнего из них постигает неудача, ставят на земле крест. От этого креста и предстоит заваженному скакать на одной ножке до Дома под улюлюканье выигравших.

В общем, довольно крутая игра, тренирующая азиатскую безжалостность к врагам народа. Очень бы подошла для России, но на ее территории она исключена по технологической причине: земля здесь обычно не достаточно камениста и наивно ожидать неудачи при втыкании ножа в чернозем.

У нас же в Баку мода на Юрту исчезла неожиданно резко из-за двух новых факторов прогресса. Во-первых, увеличились площади, покрытые асфальтом, в связи с чем, уже во-вторых, пацаны изобрели новую конструкцию Юрты из маленького трехгранного напильника с тончайшим цилиндрическим жалом диаметром около 2 мм, практически исключавшим неудачу втыкания в гомогенный, обычно размягченный, асфальт. Новые тротуары мы, конечно, быстро изуродовали. Но причина отказа от Юрты была отнюдь не в нашем приобщении к цивилизованности, а в вырождении самой игры, на заключительном аккорде которой мне было суждено трагически солировать. В последней игре с большим количеством старших пацанов меня завадили километра на три от Дома. Такое расстояние мне было не допрыгать. Я заплакал. И вот тут случилось чудо: пацаны, чувствуя явный перехлест, посовещавшись, решили простить мне неотводу совершенно без наказания или каких-либо корыстных компенсаций. А ведь среди них были и те, кто меня, мягко говоря, недолюбливал. Так что трудно не согласиться с князем Кропоткиным, полагавшим, что высокая этика у свободного человека (а мы и были тогда таковыми), как и у животных имманентна.

Оригинальной также была игра в Чижик. Это такой квадратный брусок из дуба или бука с заточенными на конус краями с габаритной длиной около 10 см. На сторонах вырезаны судьбоносные цифры 1,П,Ш и Х, что в арабской интерпретации означает, соответственно 1, 2, 3 и 0. В основе игры лежит выбивание Чижика лаптой из Дома, после чего противник пытается вручную забросить его обратно.

Не попал - наказание дальнейшими ударами в количестве, указанном на верхней грани. Выбивание чижика ведется в два приема: вначале короткий вертикальный удар по его конической части для подскока и тут же размашисто со всей силы горизонтальный удар. Игра достаточно сложная, имеет несколько фаз, и уж не дурнее Гольфа или Крикета, причем может быть достаточно чинной, так что удивляюсь, почему ее не освоили законодающие в спорте англичане. Может быть, не придумали травмобезопасного Чижика? Но ведь сегодня можно сделать его и из материала помягче дерева.

А у нас в Баку, к сожалению, и эта игра исчезла достаточно быстро в процессе саморазвития. Виной оказалось эволюция лапты: ее стали изготовлять все более эффективной и, в частности, настолько широкой, что забрасывающий вручную противник оказался неконкурентоспособным. Ограничить ширину лапты законодательно пацанам не удалось. В результате игра умерла.

Через скакалку обычно прыгали без особого азарта и частенько вместе с девчонками. Двое крутят массивную веревку-скакалку, остальные по очереди или совместно вбегают, подпрыгивая, стараясь оказаться поближе к ее центру. Пока прыгаешь, имеешь право давать команду на изменение скорости вращения: болото, вода, огонь, пожар. Если вращение прерывается по твоей вине - подменяй крутящего веревку.

Еще одна игра - в Лямку. В начале ее делали в виде маленького упругого шарика-мячика из резины или смолы, затем стали приделывать к этому шарику мех или шерсть (вроде теперешних воланов бадминтона), и, наконец, завершила эволюцию конструкция из свинцовой картечины с кусочком длинношерстного меха овцы. Игра сама по себе простая: кто большее количество раз подбросит лямку ногой, не допуская падения на землю. Усовершенствованную, ее легко пинать без перерыва, особенно, если снабдить обувь со стороны лодыжки специальной кожаной накладкой. И здесь тоже самое: эволюция конструкции лямки привела к полной утрате интереса к ней. В конце концов пинать лямки иногда по тысяче и более раз стало признаком дегенеративности. Но все же из пацанов-азербайджанцев находились фанаты, которые занимались этим делом часами. Некоторые для игры в лямку шили специальные штаны с подшивными заплатами из кожи для гарантированного отсутствия складок в необходимых местах. Иногда злоупотребление этим спортом приводило к заметному искривлению костей ног.

До каких-либо игр на деньги мы пока не доросли. Вместо них у нас были в ходу картинки (фантики- обертки от конфет) и писчие перья. «Под картинки» чаще всего играли попарно в школе в «Чет-нечет», где для выигрыша нужно было угадать четность или нечетность количества фантиков в кулаке соперника, или сложенными вдевятеро фантиками « в накидку» за столом. В более спортивные групповые игры «Битки» и «Чку» играли группой только на уличных, достаточно больших, земельных площадках, каждый со своей любимой каменной или металлической биткой. Равенство правил для игроков было весьма относительным. Например, преимущество было у игроков с наибольшим расстоянием между концами большого и среднего пальца. И здесь не обошлось без эволюции. В процессе игр фантики быстро ветшали, изнашиваясь до дыр. Кроме того, многие предприимчивые владельцы стали их разрывать пополам, делая из одного два, а прозрачные фантики («масленки») быстро, под влиянием потных рук, теряли свой окрас, чем те же недобросовестные владельцы также пользовались, выставляя на кон вместо фантиков разнообразные фальшивки.

Играли «под перья» в игру «джик-бык» в основном в школе на столах и подоконниках. Тут для того, чтобы выиграть, надо было своим пером дважды перевернуть перо соперника: одним движением в положение джик и далее, в случае удачи, другим движением назад в положение бык. Но и тут народ оказался ушлым: перья стали разнообразнейшими способами деформировать так, чтобы их переворот оказался затруднителен.

Но общество не менее энергично училось бороться с недобросовестностью. Например, однажды были объявлены новые правила, где статус картинки не признавался за масленками, то же, когда картинка утратит более 10% площади. Перья же на игру стали приниматься без заметных деформаций. Пришлось всю выигранную казну не проигрываемых подломанных перьев ремонтировать дома, придавая им исходную форму.

Вот я и думаю: а не являются ли все эти эволюции подобных игр прекрасными моделями развития человеческих общественных отношений? Стоит ли ими пренебрегать?

об этом и подобном см.: «Разноцветные воспоминания»

www.proza.ru/2010/01/09/225