Что полезного сделал Малюта Скуратов для России
На модерации
Отложенный
А из рода-то ты , ведь , Скуратовых , и семьёю ты вскормлен Малютиной ! " , - такими словами в "Песне про купца Калашникова" царь Иван Грозный пытается подбодрить приунывшего опричника Кирибеевича . Однако , здесь поэт Лермонтов гонит отсебятину : в то время дворянского рода Скуратовых , как такового , ещё не существовало . Малюта Скуратов официально звался Григорием Лукьяновичем Бельским . Прозвище Малюта он получил за свой малый рост - это было его , так называемое , второе - народное - имя , которые в те времена практиковались наряду с именами крестильными . Скуратовым он стал именовать себя в силу того , что отец Малюты , Лукьян Афанасьевич Бельский , носил прозвище Скурат. Род дворян Скуратовых отсчитывается , начиная с брата Малюты - Ивана Скуратова , поскольку у Малюты не было сыновей (было три дочери) . В историю Григорий Бельский (Малюта Скуратов) вошёл как главный руководитель опричины . Однако , Малюта не был в числе создателей опричины . Его возвышение на первую роль произошло позднее .
Процитирую историка Б.И. Левченко
Согласно Пискаревскому летописцу, опричнина была создана по совету «злых бояр» Алексея Басманова и Василия Юрьева. Именно им, да еще князю Афанасию Вяземскому поручил Иван IV«перебор людишек»– изучение родословных и дружеских связей будущих членов охранного корпуса. К сожалению, мы не знаем, какими критериями отбора пользовались Басманов со товарищи, но отсев был огромный: из 12 тысяч кандидатов в опричнину попало всего лишь 570 человек, то есть менее пяти процентов.
Дореволюционная энциклопедия дает такую справку: «Скуратовы – дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от польского шляхтича Станислава Бельского, выехавшего к великому князю Василию Дмитриевичу». (Впрочем, иногда встречаешь утверждения, что Малюта происходил из крещеных татар и даже из караимов).
[/font]По мнению некоторых историков, Григорий Бельский был мелкопоместным дворянином, служившим в крепости Белой под Смоленском. Другие исследователи утверждают, что Скуратовы происходят из Переславля-Залесского. «История Звенигородского края» выдвигает третью версию: «Особо следует выделить род вотчинников Бельских, из которых вышел печально знаменитый опричник Малюта Скуратов. Первым известным лицом этой фамилии был Афанасий Остафьев сын Бельского, упоминающийся как послух духовной грамоты 1473 года звенигородского землевладельца Степана Лазарева. Его сын Лукьян Афанасьевич, по прозвищу Скурат, в начале XVI века владел небольшой деревенькой в волости Тростна и имел трех сыновей: Григория, Якова и Неждана...»]
Что это были за критерии , можно догадаться из ссылок , приводимых тем же Б.И.Левченко :
Московский митрополит Филипп Колычев так отзывался об опричниках: «Полк сатанинский, собранный на погубу христианскую». Князь Андрей Курбский в одном из писем Грозному писал:«...собрал себе со всея Русские земли человеков скверных и всякими злостьми исполненных». Иоганн Таубе и Элерт Крузе (лифляндские дворяне, служившие в Посольском приказе) рассказывают: царь выбрал «пятьсот молодых людей, большей частью очень низкого происхождения, смелых, дерзких, бесчестных и бездушных парней. Этот орден предназначался для совершения особенных злодеяний».
Лифляндцы Таубе и Крузе свидетельствуют относительно прошедших отбор в полк сатанинский как о людях "большей частью очень низкого происхождения" . Тем не менее , Григорий Бельский ,а настоящая фамилия Малюты была Бельский, оказавшийся в числе отобранных , согласно официальной версии скуратовского родослова , являлся потомком польского шляхтича Станислава Бельского , перешедшего на службу к великому князю Василию I-му ; указывается также , что правнук этого Станислава Бельского - Прокофий Зиновьевич , приходившийся родным дядей Малюты , выполнял почетную миссию сопровождения в Литву вел. княжны Елены Иоановны Выданной замуж за литовского правителя .
Происхождение Малюты , как явствуется , довольно-таки не низкое . Выходит , что Малюта был исключением ? Не будем спешить с таким выводом .( Богдан Хмельницкий тоже предъявлял себя выходцем из шляхетского рода и правнуком украинского гетмана Венжика Хмельницкого (1534-1566 г.г.) , однако при более пристальном исследовании обнаруживается , что он не только не имел шляхетского происхождения , но и , вообще , не не имел статуса реестрового казака , а в отношении того Хмельницкого был просто однофамильцем .) Если , упомянутый выше Прокофий Зиновьевич , по утверждениям родословцев являлся родным дядей Малюты и соответственно братом его отца , то почему он Зиновьевич , а не Афанасьевич ? Если же он был дядей Малюты со стороны матери , то как он может соотноситься с родом Станислава Бельского ? Нестыковка ! Я так думаю , чо предки Малюты были просто однофамильцами с тем шляхтичем - Станиславом Бельским .
. Однако , откуда ж взялись прозвище Скурат и фамилия Скуратов ? Что означает это слово и может ли оно пролить дополнительный свет на личность Малюты ? А фамилия по корню "скурат" довольно-таки реальная . Я зашёл в поиск скайпа и обнаружил там уйму пользователей по любому из возможных вариантов этой фамилии - предостаточно и Скуратовых , и.Шкуратовых , и Скуратовских , и Скуратов . Причем пользователи Скуратовские почти все в Украине , а , вот, Скураты очень заметны по Белоруссии - вероятно эпицентр фпмилии Скурат находился именно в Белоруссии . Обращаю внимание и на такой факт , что в географическом поиске обнаруживаются три села под названием "Скураты" : два на Украине и одно в Белоруссии .
Официальная версия значения слова "скурат" , которую применяют и к прозвищу отца Малюты , гласит , что скурат - это кусок , лоскут кожи . В силу чего , высказавается предположение , что отец Малюты имел плохую кожу .
Но есть и другая версия в "Полный церковнославянский словарь" , составленный священником магистром Григорием Дьяченко и охватывающий материал с X по XУIII в.в. включительно .Издание ещё дореволюционное .
В нем мы читаем :Отметим также , что чуть ниже этот же словарь помещает и слово "скурлаты" означающее палачи и связывает с этим словом прозвище Малюты Скуратова : однако тут магистр несомненно руководствуется эмоциями и антипатией в отношении Малюты , а не объективным соответствием
Митрополит Филипп в келье и Малюта Скуратов , пришедший , чтобы его убить . Поразмышляем над сюжетом этой картины : мог ли православный христианин решиться на такое кощунственное злодейство ?!
Эпоха Средневековья в истории любой страны отмечена кровопролитием и пытками. В Англии работало «кровавое законодательство», по Европе шествовала Инквизиция, а в России таким явлением стала опричнина. Созданная Иваном Грозным в начале 1565 года, она стала первой своеобразной службой безопасности. Изначальным ее предназначением была охрана царя, борьба против изменников, выявление заговорщиков. Фактически это была силовая структура местного значения, на которую царь мог опереться в борьбе с оппозиционными боярами.
Со временем общая численность опричников выросла до 6 тысяч человек. Входящие в опричное войско бойцы носили черные одежды, а символами их стали голова собаки и метла. Первая символизировала преданность, вторая – уничтожение нечисти.
Метлой называли распушенную как метелка кисточку на конце шнурка, которым подпоясывались опричники.
У Штадена:"опричные должны были носить чёрные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке".
"Вроде кисти или вроде метлы" говорит опричник Штаден видимо не рассмотревший за многие годы службы что это такое. Что собственно говорит о том что это была не метла на палке, которую рассмотреть очень просто. Тем более Штадену за несколько лет службы.
Собачью голову у опричников видели всего лишь один раз. На одном из выездов царя в Москве. Из этого-то единичного эпизода и раздули миф о том, что каждый из опричников постоянно возил у луки седла отрубленную голову несчастного пса.
Иначе бы современники такую приметное украшение на лошади отметили бы во многих источниках , а не только в послании Иоганна Таубе.
Это я к тому, что подобная символика была у опричников, но вовсе не в том виде в каком ее подают на картинах. Собачья голова могло быть украшение на попоне или сбруе лошади. Метелка - конец шнурка. Сидеть с метлой в седле это скорее смешно, а не страшно. А опричники должны были вызывать страх. Ну а сидеть в седле с собачьей мертвечиной, особенно в жаркий день это как вы понимаете не очень удобно. Впервые информация про собачью голову появилась у иностранцев, которые, скорее всего, провели аналогию с монахами доминиканцами, у этого ордена символом была голова собаки, украшавшая ворота монастыря.
Если отбросить в сторону все личности, опричнина по сути - земельная реформа. Выражение "царь ввел опричнину" равнозначно выражению "царь ввел земщину". Царь разделил всю территорию государства на опричнину и земщину. После опричнины об удельной Руси можно было забыть. Все было перемешано и слеплено заново.
Ну и кроме всего прочего опричнина была хорошим соц.лифтом. В условиях местничества это сыграло большую роль. Например в1568 году Скуратов вступает в опричные войска, получив должность пономаря – одна из самых низких ступенек опричной иерархии,но всего через год, в 1569-м, он уже возглавляет сыскное ведомство, где и начинает разворачиваться всерьез. Под его руководством проходят обыски, аресты, пытки и казни всех, кого царь считает своими врагами. К слову, жестокость и пытки, которые вменяются Малюте в вину, в те годы были совершенно нормальным средством воздействия на врагов государства и царской власти.Или лучший полководец Грозного князь Хворостинин без опричнины никогда бы не пробился наверх.
Тем временем, в 1570 году Царь почувствовал угрозу своей власти в окрепших опричниках, и принял решение упразднить эту структуру. Ликвидация происходила все в том же средневековом духе. Скуратов выявил заговорщиков, верхушка опричников была ликвидирована тихо, а больше сотни человек подверглись публичному повешению. Еще примерно такое же количество были помилованы царем уже стоя на эшафоте, и отправились в ссылку.
Кроме карательных операций, Малюта участвовал и в дипломатических миссиях. Одним из таких заданий были переговоры с Литвой и Крымом. Сами переговоры он конечно не вел, этим занимались дьяк Щелкалов и дворянин Черемисинов, но, возможно, присутствие «цепного пса» Ивана Грозного делало оппонентов более сговорчивыми.
<ins class="mrg-tag" data-ad-client="ad-710879" data-ad-query="sitename=79074" data-ad-slot="710879"></ins>
По царскому же приказу отправился Малюта в свой последний бой против шведов – он погиб во время штурма Вайсенштейнской крепости в 1573 году. Так что свою жизнь он отдал в бою, во имя Отечества.
Согласно источникам, похоронен Малюта был в Иосифо-Волоцкий монастыре (сейчас это Волоколамский район Московской области), но могила его до наших дней не сохранилась). А так как все неизвестное легко обрастает легендами, слухи о том, что захоронение Скуратова находится где-то в другом месте, ходят до сих пор. Масла в огонь добавило и найденная в 1932 г. при строительстве Дворца советов (после сноса Храма Христа Спасителя) плита с надписью, гласившей «Здесь погребен Малюта Скуратов, 1573 год». Частично эта версия подтверждается тем, что здесь когда-то находились скуратовские палаты. Но ничего более убедительного в пользу этой версии исследователи до сих пор и не выяснили.
Да, имя Малюты Скуратова ассоциируется у нас со звероподобно жестокостью и душегубством, но нельзя сбрасывать со счетов, что он выполнял приказы царя, которому был действительно предан как собака.
Комментарии