Киев воодушевился: Лондон пригрозил России атомной бомбой

На модерации Отложенный

Попадет ли ядерное оружие Британии в трепетные руки Лиз Трасс?

Глава МИД Великобритании Лиз Трасс, участвующая в яростной борьбе за кресло премьер-министра страны, заявила, что при необходимости будет готова нажать на кнопку запуска ядерных ракет. По ее мнению, это важная обязанность премьера. Она готова сделать это — заявила Трасс во время выступления в Бирмингеме, отвечая на вопрос, как она «будет себя при этом чувствовать».

В Британии прошел пятый раунд голосования членов парламента от Консервативной партии для избрания лидера, который автоматически станет премьером. В финал избирательной гонки вышли два кандидата, в том числе Лиз Трасс.

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков напоминает, что в оборонной стратегии этой страны очень четко написано, что Великобритания — страна НАТО, а ее ядерные силы являются одним и элементов «ядерного сдерживания» альянса:

— Это сейчас зафиксировано в их основах «Стратегический концепции». Понятно, что именно Россия объявлена главным противником для НАТО, а значит, и Великобритании. Гадать не надо, что ядерное оружие действительно направлено против нашей страны, и если будет применяться, то против нас. Пока даже не против Китая — в перспективе может быть, но пока цели определены.

Мы наблюдаем, как Британия делает все большую ставку на так называемое «ядерное сдерживание». Это и повышение потолка допустимых ядерных боезарядов, и стратегическое обеспечение политики, выражающееся в концепции «глобальной Британии». Мы видим, что на самом деле все эти разговоры про «ядерную кнопку», «ядерное сдерживание» — как раз возврат к стратегии чего-то среднего между «гибким реагированием» и «массированным возмездием».

И американские союзники в Европе пока заявляют о том, что при необходимости готовы применить ядерное оружье. Так и работает их «ядерное сдерживание» — это вопрос доверия. Количество самого оружия здесь не так важно для британцев, потому что понятно: они его применять не хотят. Это просто демонстрации решимости, учитывая, что Британия, по большому счету, по-прежнему полагается на «ядерный зонтик» США.

Если мы говорим про ядерный потенциал Британии, то надо отметить, что у них нет полного цикла создания ядерного оружия, бритты во многом зависят от Соединенных Штатов.

«СП»: — Но может быть, тогда от Лиз Трасс мало что зависит и командование НАТО все необходимые распоряжения само отдаст — в случае чего?

— Нет, НАТО здесь выступает как организация, которая сама не принимает решение на применение ядерного оружия. Работает как раз стратегия в рамках НАТО, когда ядерные силы Британия, Франция и США — готовы подержать своих союзников. Они это называют «ядерным щитом планеты».

Позиция Франции имеет свои нюансы. А нынешняя позиция Великобритании заключается в том, что Лондон поддерживает Соединенные Штаты и НАТО в их конфронтационном курсе, который вырабатывается в данный момент. Поэтому и звучат заверения в лояльности своим союзникам.

Британия сейчас играет все большую роль в рамках НАТО. Выходя из Евросоюза, эта страна желала повысить свой статус. Фактически именно она играет среди остальных союзников роль главного оплота Америки в рамках их особых отношений.

Именно Британия в данный момент готова предоставить гарантии Финляндии и Швеции «если вдруг», как они считают, на них «нападут российские Вооруженные силы». Воинственные заявления как раз и призваны показать, что у Британии, что называется «рука не дрогнет». Иначе не будет доверия к политике вышеназванного «сдерживания».

Что касается ядерного оружия вообще, то никто до конца не знает, к чему приведет его ограниченное применение.

«СП: - То есть начнется ли цепная реакция, последуют ли ответы?

Закономерен вопрос: спровоцирует ли незначительный ядерный заряд, примененный единожды, серьезный ядерный конфликт?

Ядерный потенциал Британии намного уступает российскому, и здесь, безусловно, никаких угроз нам последовать не может. Тут главное убедить всех в своей решимости и лишний раз продемонстрировать США желание следовать в их фарватере.

Ну и плюс личное — Лиз Трасс метит на серьезный пост и лишний раз говорит о том, что она «железная леди» и в случае чего может принять серьезное решение.

«СП»: - С их стороны все преувеличенно серьезно.

А вот с нашей — все превращают в шутку. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова написала в своем Telegram-канале, что заявление министра иностранных дел и кандидата на пост премьер-министра Великобритании Лиз Трасс могло бы стать безупречным началом для новой серии комедии о супершпионе Остине Пауэрсе. Не должен ли ответ наших МИД и Минобороны быть серьезнее?

— Я думаю, с нашей стороны понимают, что все эти заявления больше «для внутреннего пользования». Да, мы можем воспринимать все с долей иронии, но в принципе у нас к этому относятся серьезно.

В стратегии сдерживания главное выдержка. Главное не впадать в крайности и реагировать адекватно. На уровне внешнеполитического ведомства устами Марии Захаровой демонстрируется ирония, а те, кому надо — делают свои выводы и дальше рассчитывают, какую стратегию необходимо выстраивать…

Конкурентом Лиз Трасс на должность премьер-министра является этнический индус, экс-глава минфина Риши Сунак — еще один «человек-загадка международного масштаба», если вспомнить вышеназванную комедию про шпионов. Но теперь его может сыграть женщина, отмечает остроумный представитель МИД РФ. Хотя не факт.

В последнем туре британцам придется выбирать победителя из этих двух. Выбирать будут лишь члены Консервативной партии «Тори», которых на сегодняшний день около двухсот тысяч и голосование пройдет по почте.

А все из-за того, что Бориса Джонсона «ушли» с должности премьер-министра и главы Консервативной партии Великобритании. Консерваторам пришлось избирать нового лидера после скандала с назначением бывшего замглавы британского МИД по делам Европы и США Кристофера Пинчера на новую должность. Тот оказался из числа домогателей, и Джонсон про это домогательство знал. Извинился, но примерно шестьдесят членов правительства и партийных функционеров в знак протеста ушли в отставку.

Уже и нынешний министр обороны Британии пугал Россию атомной бомбой «Свободная пресса» писала, что останется от Лондона, Манчестера, Ливерпуля, когда туда прилетит наша ядерная «ответка»? Ничего не останется.

Политолог, профессор, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Шатилов предполагает, что у Лиз Трасс могли быть и определенные критические дни:

— Все-таки она вступила в такой возраст, когда случаются непродуманные высказывания. Но к счастью, и в Британии, и в США — есть система принятия решений об использовании ядерного оружия. Она очень сложная, но гарантирована от эмоций политиков. Даже если Лиз Трасс захочет применить ядерное оружие, ей не дадут, пока на то не будет воли топовых кураторов.

На Западе — сложная система властной иерархии. Там есть и формальные, и неформальные лидеры наднационального уровня. К счастью, от таких политиков как Борис Джонсон или Лиз Трасс принятие решений не зависит.

Другое дело, что сейчас Лиз Трасс выставляют в качестве такого агитатора, который призван «прессовать» Россию серьезными высказываниями по принципу «угроза выше исполнения». Плюс она призвана вдохновлять несколько приунывшую украинскую элиту, рассчитывавшую на гораздо большую поддержку Запада.

Такие заявления призваны поддержать оптимизм в украинском обществе, особенно в элите, которая загрустила, не видя благоприятного для себя окончания боевых действий. Поэтому такого рода заявления будут раздаваться чаще и чаще. Запад, безусловно, будет, что называется, «подкладывать нам свинью» одну за другой. Но для того, чтобы Запад напрямую вступил в боевые действия, не говоря уж про использование ядерного оружия — до этого, мне кажется, в ближайшее время дело не дойдет…

Вообще в ядерный клуб девять стран входят. США с Россией, а также Великобритания, Франция, Израиль, с одной стороны, а с другой — Китай, Северная Корея. Где-то между ними Индия. На всех более тринадцати тысяч боеголовок. Но Россия и США контролируют примерно 90% военного арсенала, с одиннадцатью тысячами боеголовками на двоих.

Британия владеет ядерным оружием с 1952 и чисто теоретически могла бы потягаться с Францией, у которой атомная бомба существует с 1960 года — вот их ядерные силы примерно равны. А еще у британской королевы есть 188 тыс. солдат под ружьем. Их количество — сопоставимо с ограниченным контингентом, личным составом, задействованным на спецоперации по денацификации и демилитаризации Украины.

Юрий Енцов