Машиностроению никак не выжить без смены курса в стране
На модерации
Отложенный
Машиностроению никак не выжить без смены курса в стране
30 сентября в стране отмечается День машиностроителя.
Рассказать о проблемах и достижениях в отрасли мы попросили генерального директора одного из крупнейших машиностроительных предприятий региона Ульяновского механического завода №2 Наири Чатиняна (на снимке).
Скажем сразу, разговор получился острым и вышел за узкопрофессиональные рамки. Тем и интересен.
- Наири Вигенович, приближается День машиностроителя. С каким настроением профессиональный праздник встречает Ульяновский механический завод №2 в этом году?
- Давайте начнем с истории машиностроения. Считаю эту отрасль корневой для человеческой цивилизации. Как только закончился каменный век и появилась бронза, началась другая эра, прогресс ускорился на несколько порядков, а железо положило основу сегодняшней эпохе. При всем моем уважении к другим отраслям, машиностроение – это основа основ. Оглянитесь вокруг – все, что нас окружает, берет свою основу в железе. Продукты питания. Без современного сельхозмашиностроения наш рацион был бы в разы скуднее, а цены на еду – в разы выше. Трактора, комбайны, прицепная техника – технологии стремительно развиваются, их производительность растет в разы, соответственно, себестоимость производимой продукции падает. С жильем то же самое – за 30 лет строительная техника совершенно поменяла темпы стройки. Мобильные бетонные заводы, мобильные бетононасосы, мощные башенные, автомобильные и гусеничные краны, экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, самосвалы, миксеры – все это позволяет сегодня строить быстрее и дешевле.
Одежда – то же самое. Чтобы вырастить хлопок или получить синтетическое волокно, нужна нитка, полотно надо красить, шить, кроить – снова требуются станки, машины, агрегаты.
Нефть добыть – снова без нас никуда: тут и бурильные агрегаты, долота, насосы, задвижки, трубы, трубоукладчики. Сотовая связь – башни, антенны, сотовые телефоны. Поезда, самолеты, ракеты, спутники. Все стоит на железе. Машиностроение стык базовых фундаментальных наук – физики, химии и биологии. Кроме того, это самая трудоемкая отрасль, с самым большим прибавочным продуктом и, соответственно, с самой большой налоговой отдачей.
Теперь по нашему заводу. В прошлом году мы перешагнули 50-летний рубеж. Не люблю пафосных фраз из рекламных буклетов, но нам есть чем гордиться. Во-первых, мы завод замкнутого цикла. Практически всеми технологиями, что есть в отрасли, мы владеем в совершенстве: металлургия – стальное, чугунное, цветное литье; раскрой металла – газовая, плазменная резка, объемная гибка, штамповка, кузня, тросоплетка; обработка металлов резанием – токарные, фрезерные, карусельные, расточные, шлифовальные операции, ну и самое главное – сварка ответственных металлоконструкций, в том числе роботизированная. Во-вторых, мы выпускаем уникальную продукцию – тяжелые гусеничные краны, в мире всего десять таких компаний – и только одна из них, наша, делает краны самостоятельно, с нуля. Ну и самое главное крепкий коллектив профессионалов.
- Есть ли факторы, которые мешают развиваться предприятию?
- А в нашей стране нет ни одного фактора, который помогает развитию. Говорю совершенно ответственно – машиностроение сознательно убивают. Целенаправленно, четко и планово. Как на федеральном, так и на региональном уровне. Начнем с главного – стоимости электроэнергии.
Всем понятно, что мы крайне энергоемки – огромные станки, печи, сварка, гальваника, вентиляция. Так вот, за несколько лет цена киловатта выросла в разы, причем только за последние полгода – на 60 процентов.
Вдумайтесь, не на 5, 10 или 15, а на 60! Для промышленного предприятия это сегодня примерно шесть рублей, близко к среднемировой цене. Примерно то же самое с газом и теплом.
И самое смешное, что пенять на алчных олигархов уже не получится – как транспортирующие, так и генерирующие компании практически на 100 процентов государственные, так откуда такие безумные тарифы? И где исчезают эти триллионы?
Что касается налогов. Нет, я, конечно, понимаю, что бюджет надо наполнять, но нельзя же драть семь шкур. Кстати, за последние годы мы перечислили в бюджеты около миллиарда рублей. Судите сами. На каждый рубль зарплаты мы обязаны заплатить 13 процентов НДФЛ в областной бюджет, еще 30 процентов – в пенсионный, соцстрах и медстрах, затем обложить добавленную стоимость еще 18-процентным НДС.
Если после этого вдруг осталась прибыль, то ее – 20-процентным налогом, а чтоб жизнь медом не казалась, сверху еще налог на землю – это миллионы, недвижимость – снова миллионы, и в конце транспортный налог на закуску. А как тратятся наши деньги? На чудачества губернатора в виде бесчисленных форумов, колобков и дирижаблей, на тотальное расхищение на дорогах и закупках медоборудования? На свору областных, районных и федеральных чиновников? Так на все это никаких денег не хватит, сколько ни стриги налогов.
Кадры. А их уже просто нет. А откуда им взяться, если машиностроителей негде готовить? Два года назад «крепкий производственник» Пинков вместе с губернатором просто уничтожили три замечательных ПТУ с отличной базой и мастерами.
Средний возраст токарей, фрезеровщиков, расточников – 50-55 лет. Кто будет работать через пять-семь лет?
Ну самый главный подарок от нашей власти – вступление в ВТО.
Причем никто уже не стесняется – в правительстве в открытую заявляют, что больше всего пострадает машиностроение. Нас ждет радикальное снижение таможенных пошлин на импорт, радикальное повышение цен на энергоносители.
Это значит, что российские товары еще больше вырастут в цене, а иностранные – будут дешевле. Оставшимся на сегодня живым российским предприятиям придется или умирать, или ложиться за бесценок под иностранные компании. А это – промышленное рабство, неоколониальная политика, причем рабы в колонии – мы с вами. Уже сегодня налицо потеря промышленного суверенитета страны. Станкостроение полностью уничтожено – Россия не способна с нуля делать серьезные станки, ВПК – в коматозе, самолетостроение, кроме громких пшиков в виде заявлений, ничего реального не выдает. Ракеты не взлетают, спутники падают, корабли тонут.
Вместо мощной советской индустрии нам подсунули фантик под названием «инвестиции». Крики, вопли, дифирамбы, министерства, заграничные вояжи губернатора сотоварищи – и что на выходе? Завод по производству кошачьих кормов «Марс»?
Весело! Из наших субпродуктов для наших кошек нашими руками американцы делают консервы, по безумным ценам нам же продают, практически не платят никаких налогов, прибыль кладут в американский карман, а мы этим гордимся? Или «СабМиллер» – из наших продуктов нашими руками… Ну и так далее. Или цемзавод в Сенгилее, за которым пополз берег, или «МЕТРО», или «АкваМолл». Так что это за инвестиции?
Бусы папуасам. А за это время загубили УЗТС, радиоламповый завод, «Комету», «Электромаш», «Искру», «Авиастар», УКСМ. Короче, праздник крайне грустный.
- Так что же делать?
- К сожалению, тысячи промышленных предприятий исчезли безвозвратно, тысячи – на грани исчезновения, но еще не поздно все исправить. На федеральном уровне нужно немедленно снять энергетическую удавку с заводов, тарифы могут быть снижены в разы. Никакого ВТО, необходима ориентация на внутренний спрос на российскую продукцию. Ограничение импорта сразу вдохнет жизнь в русские заводы. Жизненно важно принять программу замены оборудования – беспроцентные кредиты помогут производствам обновить станочный парк до мирового уровня производительности труда. Необходимо создавать новые ПТУ, полностью ориентированные на современные технологии, мы не раз это предлагали. На деньги, потраченные на очередной бестолковый форум, а это десятки миллионов рублей, можно полностью оснастить одно училище станками с ЧПУ, промышленными роботами, 3D-принтерами, лазерными раскроечными порталами, современным конструкторским софтом. А специалисты с УМЗ-2 могли бы учить ребят всем этим пользоваться. Нам такие молодые специалисты нужны как воздух, у них очень серьезная зарплата. Такая, что никакой дополнительной мотивации выбрать станочную профессию не нужно. Кстати, через газету обращаюсь к губернатору – слабо отказаться от одного форума или одной вашей заграничной поездки в пользу одного суперсовременного промышленного класса для детей? Можно на базе Дворца пионеров. С вас оборудование, с меня – специалисты.
- На внешней стене административного корпуса завода висит огромный портрет Сталина. Для чего?
- Чтоб люди помнили. Чтоб чиновники боялись. Ну и как благодарность генералиссимусу и человеку, построившему всю индустрию, которую современные пигмеи от власти никак не могут доломать.
- Помимо того, что возглавляете УМЗ №2 , Вы являетесь одним из руководителей областной организации КПРФ. Работе на каком поприще Вы отдаете больше сил и времени?
- Все очень взаимосвязано. Без смены курса в стране машиностроению никак не выжить, я это понимаю и как промышленник, и как коммунист. А без заводов и движущей силы – пролетариата – не будет сильной и мощной партии, готовой встать у руля в стране. Кстати, у нас на заводе действует первичная партийная организация. Немногочисленная, но крепкая и идейная.
- Многие считают, что начавшееся в конце прошлого года массовое протестное движение в стране затухает. Вы согласны с этим?
- Я бы перефразировал – власть выиграла очередной раунд, перейдя в контрнаступление. Невиданная думская активность «Единой России» вылилась в целый ряд авторитарных законов и действий – от практического запрета массовых мероприятий, введения цензуры в интернете до лишения мандата Геннадия Гудкова.
Тут все понятно – надо любыми способами гасить любое выражение недовольства в стране. А что до нарушения Конституции – так кого она теперь волнует?! Наш народ просто запугали – гигантскими штрафами, уголовной ответственностью, вседозволенностью полиции.
- 22 сентября на митинге, организованном Ульяновским отделением КПРФ под лозунгами «Нет росту тарифов ЖКХ», «ВТО – гибель России», собралось не больше 300 человек. В чем причина пассивности людей: они довольны жизнью, не верят в эффективность акций протеста или что-то еще? Что должны предпринять оппозиционные силы, чтобы «разбудить» народ?
- Никого не надо будить, власть все делает сама – увеличивает тарифы ЖКХ, поднимает цены на продукты, закрывает школы и больницы, сокращает бюджетные места в вузах, вырубает деревья в городе, продает заливы и острова, пилит бюджет. Недовольство людей растет радикально.
Пока оно глухое, кухонное, но вряд ли даже самый восторженный представитель власти еще верит, что так может продолжаться вечно. Я думаю, они неплохо изучили российскую историю начала ХХ века – ситуация практически зеркальная с нынешней, в том числе и по динамике развития. Тогда все закончилось крайне плохо для них. Преступления против народа не имеют срока давности.
- Что изменилось в жизни КПРФ в Ульяновской области за этот год?
- Партия растет и укрепляется. Мы продолжаем строительство помещений для районных партийных организаций, в следующем году, надеюсь, начнем общими усилиями строить новое здание обкома. Отстаиваем интересы простых людей в судах и на выборах. Все как обычно – боевые будни боевой партии.
Алексей ЧЕРНОВ.
Комментарии