ЦАРСТВО СВОБОДЫ
На модерации
Отложенный
ЦАРСТВО СВОБОДЫ
Альтернативой буржуазному общественному строю долго считался советский социализм, одним из главных принципов которого провозглашалось распределение материальных благ по труду: от каждого - по способностям, каждому - по труду. Но этот замечательный принцип имеет подтекст: работай больше, чтобы иметь больше, т.е. и этот тип распределения является стимулом потребительства. Общество с распределением по труду является таким же потребительским, как и общество с распределением по богатству. Но буржуазное общество, где доход зависит не только от труда, но и от капитала, где действует конкуренция, дает больше возможностей для роста производства, нужного конкретному потребителю, и поэтому достигает значительно больших потребительских высот. Поражение вставшего на путь потребительства Советского Союза в соревновании с буржуазным Западом было вполне закономерным.
Советские обществоведы написали немало работ, посвященных проблеме потребностей в социалистическом обществе. Но они должны были, с одной стороны, обосновывать "линию партии", а с другой - обязательно критиковать западных социологов (многие из которых уже поняли гибельность необузданного потребительства). Поэтому высказывания типа "материальные потребности - фундамент, на котором вырастают духовные запросы" дополнялись утверждением, что "чем прочнее фундамент, чем полнее удовлетворяются материальные запросы человека, тем больше возможностей для духовной деятельности". Опять на первом месте удовлетворение именно растущих материальных потребностей.
Другая ложная посылка советских обществоведов состояла в том, что они, признавая важность удовлетворения потребности людей в самореализации, называли главной ареной для самореализации общественное производство, работу в государственных учреждениях. Свободное время они отводили отдыху и досугу.
Конечно, крупное, оснащенное совершенной техникой производство позволяет эффективно удовлетворять материальные потребности людей, но оно дает очень мало простора для творческого самовыражения работников: высокая производительность может быть только у глубоко разделенного труда (в идеале - труда конвейерного), или на заводах-автоматах, где вмешательство людей в процесс производства минимальное. Неизбежным спутником общественного производства являются формализм и плановость, противоречащие творческим устремлениям. Далее, работа на производстве или в учреждениях - это работа за вознаграждение - зарплату. Работа за вознаграждение всегда означает, что получающий вознаграждение человек делает то, что нужно дающему вознаграждение, а не то, что он сам считает нужным.
Настоящая самореализация человека возможна только тогда, когда его деятельность не имеет целью получение вознаграждения: в свободное от оплачиваемого труда время.
Все это понимал Маркс, называвший свободное время "истинным богатством", а труд на общественном производстве "царством необходимости, по ту сторону которого начинается развитие человеческих сил, являющееся самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе".
Общественный строй, максимально соответствующий человеческой сущности, позволяющий Человеку жить в гармонии с Природой, мог бы быть основан на следующих принципах.
1. Так как потребность в еде, одежде, жилье и других атрибутах нормальной жизнедеятельности у всех людей примерно одинаковая, каждый человек, включая детей и пожилых, получает примерно одинаковое жалование, которое может несколько меняться в зависимости от возраста, пола, места жительства, профессии. Жилье, лечение больных и образование - бесплатное;
2. Каждый человек обязан часть своей жизни посвятить общественно-полезному труду на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, в государственных учреждениях. Справедливость обеспечивается тем, что продолжительность обязательного труда на вредных, тяжелых, малоинтересных работах значительно короче, чем на работах привлекательных. Стимулирование труда на общественном производстве, в государственных учреждениях осуществляется не разницей в денежной оплате при одинаковом рабочем времени, а разницей в предоставлении людям "истинного богатства" - свободного времени;
3. "Свободное всестороннее развитие всех членов общества", научное и художественное творчество, воспитание детей и другие виды духовной деятельности осуществляется преимущественно в свободное время. Свободное творческое самовыражение является основным видом деятельности людей. Обмен плодами свободного творчества происходит в результате взаимного дарения;
4. Научные открытия и технические усовершенствования используются не для увеличения объема производства, а для сокращения продолжительности обязательного рабочего времени, улучшения условий труда, охраны природы. Прогрессивное развитие при таком общественном строе состоит в обеспечении все более благоприятных условий для раскрытия творческих способностей каждого человека при снижении неблагоприятных воздействий на природу, в переходе от разрушения Природы к созиданию и гармонизации.
Комментарии