Кто подружил Великобританию и СССР

На модерации Отложенный

Внучка Черчилля рассказала о Великой Победе


Селия Сандис написала о знаменитом деде пять книг.
Фото Олеси Ханцевич
Об авторе: Селия Сандис - историк, внучка Уинстона Черчилля.

Три года назад я впервые побывала в Москве, когда работала над фильмом о моем дедушке Уинстоне Черчилле. В тот раз мне выпала честь встретиться с Героем Советского Союза Геворком Вартаняном. Он рассказал мне о том, как в ноябре 1943 года на Тегеранской конференции он и группа его коллег-разведчиков предотвратили попытку нацистов совершить покушение на моего деда Уинстона Черчилля, маршала Сталина и президента США Франклина Рузвельта.

Я была очень рада тому, что мне представилась возможность поблагодарить господина Вартаняна лично за то, что он спас жизнь моему деду. Я сказала ему, что ему благодарна не только моя семья: весь мир в долгу перед ним. Если бы он и его отважные коллеги не раскрыли этот заговор в ноябре 1943 года, Вторая мировая война могла закончиться совсем по-другому.

Это лишь добавление к истории о попытке совершить покушение на Черчилля, Сталина и Рузвельта, которая всегда смешит меня. Когда нацисты поняли, что их план раскрыт, они разработали новый план покушения: отравить водопроводную воду в посольстве Великобритании в Тегеране, где жил Черчилль. Судя по всему, нацисты обладали мрачным чувством юмора, потому что отравить моего деда они решили в день его рождения. И если бы их замысел удался, это действительно был бы смертельный подарок к дню рождения. Однако, как это часто бывает, идея оказалась блестящей только на первый взгляд, в ней был один небольшой, но принципиальный промах. Мой дед никогда не пил воду! За исключением содовой, которой разбавлял свой любимый виски.

Роль Уинстона Черчилля во Второй мировой войне хорошо изучена и задокументирована. Вот, пожалуй, те немногочисленные детали, которые я могу вам рассказать и о которых вы еще не знаете.

Я сомневаюсь, что многие из вас знают, какую роль во Второй мировой войне сыграла супруга Черчилля Клементин, особенно то, как она повлияла на установление теплых и плодотворных отношений между Великобританией и СССР.

В октябре 1941 года Клементин Черчилль обратилась к британцам с призывом собрать деньги на медикаменты и обмундирование для Советской армии. Она создала Фонд Красного Креста помощи России, который был более известен как Фонд миссис Черчилль. К 1945 году фонд собрал более 6 млн. фунтов стерлингов – это около 72 млн. фунтов, или 3,2 млрд. руб., если исчислять в современных деньгах. Клементин Черчилль отдавала этому проекту все свои силы во время войны. В 1945 году незадолго до окончания военного конфликта она посетила Советский Союз по приглашению Красного Креста, для того чтобы своими глазами увидеть результаты собственной работы.

Когда я готовилась к написанию этого текста, я пролистала удивительные письма, которые писали друг другу мои дедушка и бабушка. Эта переписка дает представление о том, какие эмоции испытывала миссис Черчилль от встречи с вашей великой страной, а также о том, как оба супруга переживали длительную разлуку во время столь судьбоносного этапа войны.

Ее поездка началась 2 апреля, на следующий день после ее 60-летия. Перед тем как отправиться в «турне» по СССР, она провела неделю в Москве, где по протоколу выполнила ряд обязательств, главным из которых стала встреча с маршалом Сталиным в Кремле. Она передала ему подарок от премьер-министра – ручку с золотым пером.

«Мой муж просил передать, что он надеется, что Вы напишете ему этой ручкой множество дружественных писем», – сказала миссис Черчилль. Маршал Сталин улыбнулся, поблагодарил и сказал: «Я пишу только карандашом». Он подарил ей красивое кольцо с бриллиантом, которое она носила всю жизнь.

8 апреля, 65 лет назад, Клементин села на специальный поезд, приготовленный для нее советским правительством, и начала путешествие по стране, которое продлилось месяц.

10 апреля она посетила Санкт-Петербург, тогда Ленинград, о котором она писала в письме своему мужу как о «самом красивом городе, который когда-либо видела в жизни».

Неделю спустя она писала в другом письме: «В Кисловодске люди отстраивают заново свой город с тем же энтузиазмом, с которым они сражаются с немцами. Публика в театре встретила меня с поразительным гостеприимством, люди из галерки бросали в мою сторону связки фиалок.

Этим утром мы посетили санаторий, заполненный тяжелоранеными солдатами Красной армии. Каждый раз, когда мы куда-то выходим, все в городе приветствуют нас».

Черчилль писал в ответ: «Я с восторгом узнаю о том, как тепло тебя встречают русские люди. От дружбы этих двух народов зависит будущее всего мира».

После этого она посетила Ростов-на-Дону, Севастополь и Симферополь. 28 апреля она писала из Симферополя: «Я только что узнала потрясающие новости о встрече Красной армии со своими союзниками. Кажется, конец уже близок. Я бы очень хотела быть рядом с тобой, в эти волнительные дни я постоянно думаю о тебе».

Черчилль ответил, что он тоже скучает, и попросил жену вернуться в Англию как можно скорее. Почти вскользь он упомянул о смерти Гитлера и Муссолини: «Оба наших главных врага мертвы».

Несколько дней спустя, 7 мая, Клементин была награждена Сталиным и правительством СССР орденом Красного Трудового Знамени.

На следующий день, 8 мая, произошло одно из важнейших событий в современной мировой истории: Победа союзников в Европе.

После шести долгих лет «крови, изнурительного труда, слез и пота» Уинстон Черчилль стоял на балконе Букингемского дворца с королем и королевой. Их приветствовала толпа: на улицы вышли тысячи ликующих мужчин, женщин и детей, они благодарили за освобождение от нацизма, от тирании.

Моя бабушка все еще находилась в Москве, она настаивала на том, чтобы закончить свою миссию, хотя и страдала от того, что была далеко от своего мужа в эти моменты триумфа. Все, что она могла сделать, это сказать Черчиллю о том, как сильно она хотела быть рядом с ним. «Все мои мысли сейчас о тебе в этот великий день».

9 мая – День Победы в России – Клементин выступила по московскому радио. Перед тем как сесть в самолет в Лондон 11 мая, она написала: «Я покидаю Вашу Великую страну после замечательного и незабываемого визита. Я с грустью наблюдала за тем, сколько разрушений, сколько боли доставил вам свирепый и беспощадный враг, я видела достоинство, бесстрашие и терпение Вашего народа.

Я была рада тому гостеприимству, доброте и энтузиазму, с каким меня не принимали нигде в мире.

Мое счастье было дополнено Вашим приемом и наградой, которую Вы мне присудили.

Я знаю о международных трудностях, которые еще не были преодолены, но я также знаю об убежденности и вере моего супруга в то, что между англоязычным миром и Советским Союзом будет достигнуто полное взаимопонимание, так как от него зависит будущее всего мира».

Эти слова были написаны 65 лет назад. Но я убеждена в том, что они не утратили своей актуальности и сегодня.