Счастье коллективного воспитания, или зачем нормальной семье детсад?

На модерации Отложенный

С кем поведешься, от того и наберешься…

В маленькой индийской деревушке, затерянной в джунглях, случилось горе: потерялись две годовалые девочки . Их сочли погибшими. Но лет через пять они нашлись – их «удочерила» стая обезьян . Радость родных по поводу их спасения была недолгой: девочки умели бегать только на четвереньках, срывали с себя любую одежду и не могли выучить ни одного человеческого слова – только вопили по-обезьяньи… Все попытки превратить их в нормальных людей оказались напрасны: усвоив модель поведения обезьян, они вели себя, как обезьяны, до конца своих дней…

Это совершенно реальная история. И таких историй немало. О чем они говорят?

О том, что возраст до пяти –шести лет - это очень «особенный» возраст: именно в эти годы усваивается та или иная модель поведения, которая остается с ребенком на всю жизнь… И это касается не только умения ходить на двух ногах, пользоваться ложкой и говорить на человеческом языке – это касается всего: отношения к людям, отношения к миру, понимания своего места в этом мире и многого другого… И вот что важно: усвоив ту или иную модель поведения в нежном возрасте, малыш запоминает ее раз и навсегда – потом не переучишь. Никаких «перезагрузок» - запись сделана, стереть и перезаписать невозможно! (Кстати, народная мудрость, утверждающая, что чему-либо учить дитя стоит лишь пока оно «поперек лавки лежит, а когда лежит повдоль – уже поздно», вполне согласуется с этим выводом).

Это, как говорится, была присказка, а сказка – впереди…

Всегда и везде во всем мире детей воспитывали в семье – и ничего, росли нормальные детишки. И только у нас как начали эксперимент по воспитанию малолетних детей в детском коллективе, так остановиться не можем. Дитя еще соску сосет, а вокруг него уже кружат, как грифы, всевозможные «доброжелатели», приговаривая: «Как, вы еще не отдали его в ясли? Не отдали в детский сад? Какой ужас! Отдайте немедленно! Ребенок должен расти в коллективе!». Причем спросите этого доброжелателя – почему ребенок «должен», если ни у кого в долг не брал – едва ли он ответит что-то вразумительное…

А поэтому давайте вспомним историю с индийскими девочками и спокойно поразмыслим.

Маленький ребенок копирует то, что видит. В семье он видит вокруг себя взрослых людей. Которые ведут себя по-взрослому. Если не говорить о всяких маргинальных вариантах, когда мама и папа пьют по-черному, а взять обычную, нормальную семью, то что видит в такой семье ребенок? Очень даже хорошие вещи! Например: вот бабушка печет пирог, приговаривая: «Смотри, внучек, пирог будет вкусный, мама-папа придут – вот обрадуются!» И ребенок запоминает: надо радовать близких. Кто-то заболел – ему несут лекарство, о нем заботятся, и ребенок усваивает: о больных и ослабевших надо заботиться. Вот затеяли ремонт, все вместе двигают мебель – и ребенок запоминает: надо проблемы решать сообща, а взаимопомощь – вещь полезная. Наконец, в случае несовпадения мнений, в нормальной семье люди садятся и обсуждают, как найти из ситуации выход, устраивающий всех. То есть – это модель «взрослого» поведения – взрослого в плане ответственности за других, сострадания, взаимовыручки. И, вырастая, ребенок уносит эту модель поведения во взрослую жизнь. И, будьте покойны, из него получится и отличный семьянин, и на работе все у него будет хорошо…

Ну, а что в этом плане дает так называемый «детский коллектив»?

Кстати, уж коль скоро речь пошла о коллективе – давайте начнем с определения этого слова. Любой толковый словарь вам поведает, что коллектив – «сообщество единомышленников, добровольно объединившихся во имя общественно-полезной цели». Понимаете? Во-первых, это не случайные люди, а единомышленники, то есть люди общих мнений, взглядов и вкусов. Во-вторых, - добровольно, радостно, сами собрались вместе, никто их силком не тащил. В третьих, у них есть некая общая цель. Вывод: назвать «коллективом» кучу людей, которых насильно согнали вместе, которые друг другу чужды и несимпатичны, у которых нет никакой совместной цели – решительно нельзя.



Можно назвать коллективом группу ученых, собравшихся совместно найти средство против СПИДа; группу альпинистов, собравшихся вместе, чтобы штурмовать Эверест; наконец, группу мужичков деревенских, собравшихся вместе , чтобы учредить артель по производству плетеных корзинок (вполне полезная цель). Но двадцать детишек, которых, преодолевая их рев и протесты, приволокли в детский сад и там оставили на попечение воспитательницы – это не коллектив. Ни добровольности, ни взаимных симпатий, ни какой-либо цели у них нет. Это не коллектив – это толпа, которая живет по законам толпы…

А в толпе царит право сильного. Если посмотреть на детсадовскую группу без розовых очков и «коллективистских» теорий, то мы увидим, что в ней сразу происходит расслоение – на тех, кто бьет и тех, кого бьют. На тех, кто отбирает игрушки – и тех, у кого отбирают . При этом первые, чувствуя безнаказанность, с каждым днем все больше наглеют – а вторые, чувствуя свою беззащитность, становятся все более забитыми, подавленными и несчастными. Между первыми и вторыми – прослойка «середнячков», которые трусят перед теми, кто сильнее, но с радостью колошматят тех, кто послабее. Вот и все. К этому, собственно, и сводится все пресловутое «умение жить в коллективе», о необходимости которого нам твердят неустанно. Надо ли говорить, что такая модель поведения не предполагает ни компромиссов, ни взаимопомощи, не желания порадовать близких, ни умения решить назревающий конфликт мирным путем. Напротив – все вопросы решаются потасовкой; либо бьешь ты, либо бьют тебя; и никаких компромиссов и консенсусов! И эту модель поведения они выносят во взрослую жизнь… Судите сами: хороший ли муж получится из мальчика; хорошая ли жена получится из девочки, которые не только не умеют уступать или искать мирное решение проблемы – но, наоборот, ищут способа всеми путями «подавить» другого человека? Будет ли у них нормальная семья? Да никогда.

А дедовщина в армии? Что они там делят? Да ничего – просто это здоровые лбы, которые вынесли инфантильную психологию и неумение решать вопросы мирным путем, сначала из детсада – в школу, потом из школы – в армию, а там, глядишь, и в тюрьму… увы.

Кстати – я не зря упомянула о тюрьме. Вот детские дома: в них ребенок наслаждается «общением с детским коллективом» круглосуточно! И что же? А вот что: по статистике, шестеро из десяти выпускников наших детских учреждений пополняют ряды криминала. Один кончает жизнь самоубийством. Двое, как правило, влачат жалкое существование (бомжуют, сидят на шее у социальных служб). И только один устраивается жизни удачно. И дело не в том, что детдома плохо финансируют – нет, их финансируют хорошо. Просто воспитание в детском «коллективе» формирует не взрослого человека, а «вечное дитя», инфантильное, безответственное существо, не умеющее решать никаких проблем в жизни. А чему удивляться? Взрослую модель поведения можно скопировать, наблюдая за взрослым поведением взрослых ответственных людей. В детском коллективе ребенок может копировать только поведение других детей; а копируя детское поведение – не приобретешь ничего, кроме детских повадок, детского мировоззрения, детской незрелости, безответственности и неумелости. И вырастает продукт «воспитания в детском коллективе» – «великовозрастным дитём»: в длину вырос, взрослым не стал. Самое страшное – не станет никогда…

Кстати.

В одном старом фильме умный солдат говорил "Трубку, лошадь и жену - не дам никому." Вполне разумно, да? Противно, если твою трубку слюнявят чужие губы, если с твоей лошадью жестоко и грубо обращается чужой человек. а уж отдавать жену чужому мужчине - и восе... нехорошо.

Так почему же совего ребека... СВОЕГО! РОДНОГО! С КОТОРЫМ НАМ ПОТОМ ЖИЗНЬ ВМЕСТЕ ЖИТЬ И СТАРОСТЬ КОРОТАТЬ! мы отдаем в чужие, казенные руки?!

Разве воспитание своего ребенка - не есть такое же СВОЕ дело, которое никому нельзя передать?!

Вам по-прежнему хочется отдать ребенка в детсад?