"Чтоб впредь ни одной юбки на престоле!".

Правление императора Павла 1-го было ознаменовано одним событием, которое можно условно назвать "Чтоб ни одной юбки на престоле не было!". С чем это связано?

В мемуарах, французский посланник в С.-Петербурге при Екатерине II маркиз Сегюр, оставил воспоминания о своем общении с Павлом 1-м в октябре 1789 года. Беседа шла на тему о том, почему в других европейских государствах государи царствуют и вступают на престол один вслед за другим, а в России иначе. «Причину этих неустройств, — говорил Сегюр, — усмотреть нетрудно. Повсюду наследственность в мужских поколениях служит охраной народам и обеспечением государям. В этом заключается основное различие между монархиями варварскими и монархиями европейскими; успехами образованности обязаны мы этой твердости престолов. В России же в этом отношении ничего не установлено, все сомнительно. Государь избирает себе наследника по своей воле, а это служит источником постоянных замыслов, честолюбия, козней и заговоров». «Согласен, — сказал Павел, — но что же делать? Здесь к этому привыкли: обычай господствует. Изменить это можно только с опасностью для того, кто это производит. Русские любят лучше видеть на престоле юбку, чем мундир». «Однако я полагаю, — сказал Сегюр, — что такая перемена к лучшему могла бы совершиться в какую-нибудь заветную пору нового царствования, например по случаю коронации, когда народ расположен к надежде, радости, доверию». «Да, я понимаю, — отвечал Павел, — это можно бы испытать».

И 14 апреля 1797 года Сенат публикует павловский "Акт о престолонаслении". В отличие от аналогичного документа петровского времени 1722 года, дающего право императору назначать наследника престола по своему усмотрению (с опорой на опыт Ивана Грозного), данный документ утвердил исключительно мужскую линию "тронных сидельцев".  "Положивъ правила наслѣдства, долженъ объяснить причины оныхъ.

Онѣ суть слѣдующiе: дабы Государство не было безъ Наслѣдника. Дабы Наслѣдникъ былъ назначенъ всегда закономъ самим. Дабы не было ни малѣйшаго сомненiя, кому наслѣдовать. Дабы сохранить право родовъ въ наслѣдствiи, не нарушая права естественнаго, и избѣжать затрудненiй при переходѣ изъ рода въ род."

Почему Павел решился на данный шаг - не трудно догадаться. "Женская" часть данного документа гласит о следующем:..должно дополнить сей законъ нижеслѣдующимъ: когда наслѣдство дойдетъ до такого поколѣнiя женскаго, которое царствуетъ уже на другомъ какомъ престолѣ, тогда предоставлено наслѣдующему лицу избрать вѣру и престолъ, и отрещись вмѣстѣ съ Наслѣдникомъ отъ другой вѣры и престола, если таковой престолъ связанъ съ закономъ, для того, что Государи Россiйскiе суть Главою Церкви; а если отрицанiя отъ вѣры не будетъ, то наслѣдовать тому лицу, которое ближе по порядку.Если наслѣдовать будетъ женское лице, и таковая особа будетъ за-мужемъ, или выйдетъ, тогда мужа не почитать Государемъ, а отдавать однако жъ почести наравнѣ съ Супругами Государей, и пользоваться прочими преимуществами таковыхъ, кромѣ титула. Женитьбы не почитать законными безъ дозволенiя Государя на оныя.. Симъ Мы должны были спокойствiю Государства, которое на твердомъ законѣ о наслѣдствѣ основано, о чемъ каждый добромыслящiй увѣренъ. Мы желаемъ, чтобы сей Актъ послужилъ доказательствомъ самымъ сильнѣйшимъ предъ всѣмъ Свѣтомъ Нашей любви къ Отечеству, любви и согласiя Нашего брака, и любви къ Дѣтямъ и Потомкамъ Нашимъ. (полный текст выложен в ссылке)

Изменить установленный порядок, и то, в незначительных объемах (в части женитьбы наследников), осмелился только император Александр 3.