Максим Горький - пропагандист идеалов "дна"
КЛЮЧЕВСКИЙ О ГОРЬКОМ
(Из беседы с Е.В. Барсовым):
«Однажды, во время беседы с В.О.Ключевским о современных литераторах, я спросил его:
— А как Вы смотрите на Горького и чем объясняете успех его произведений?
— Горький, — ответил он, — это пропаганда, а пропаганда не есть литература. Горький пришёлся по плечу общества, которое теперь особенно умножается. это люди, борющиеся за своё существование, много читающие и этим путём работающие над собою больше, чем учащаяся молодёжь, но в них нет никакой устойчивости: они хромают на обе колени и влекутся всяким ветрам учения. Этому слою низменных людей, с напряжёнными потугами на интеллигентов, совершенно по плечу творения его собрата: и снохачество «на плотах», и «дно» всяких мерзостей с примесью ницшеанства, политиканства и т.п. У Горького не талант, а пылкое воображение.
— Однако, Василий Осипович, Горький известен и за границей, и там его хвалят, — возразил я.
— Если его славят за границей, — отвечал он, — то и там есть отбросы общества, имеющие свои газеты, кои видят в Горьком свои вкусы и кричат о них.
— Но недаром же и наша Академия наук хотела возвести Горького в академики российской словесности, — заметил я.
— Если бы Академия это сделала, — продолжал Василий Осипович, — по Сеньке была бы и шапка. Академия сама спустилась бы на «дно» Горького, и здесь среди оборванцев явился бы и герой в академическом мундире с проповедью физической силы против морали и социализма против собственности и государства. Воображаем, как тогда ликовали бы и рукоплескали бы зрители «Дна», вознося превыше небес Российскую академию наук, но что сказала бы тогда История русского просвещения? Мрачно и уныло отметила бы она на своих страницах это несуразное явление.
— Жестоко Ваше слово, Василий Осипович, — заметил я, — но ведь, говорят, Горький достал Ваши лекции и выучил их наизусть.
— Ну, что ж, — отвечал он, — жаль напрасного труда. Не в коня корм — изучение моих лекций. Горький и после этого остался тем же Горьким, то есть пропагандистом идеалов "дна"».
(Цитата по: Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма.
Историографические очерки. М., 1986. С. 136-137.)


Максим Горький и Генрих Ягода" src="https://stat.newsland.com/static/u/article_image/12/09/22/tmpzUDBAO.jpeg" alt="Максим Горький и Генрих Ягода" />
Максим Горький и Генрих Ягода

СПРАВКА:

Ключевский Василий Осипович (1841-1911) — видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник

Барсов Елпидифор Васильевич (1836-1917) — русский филолог и этнограф, собиратель и исследователь произведений народного творчества и древнерусской и старообрядческой литературы, фольклора, археограф, археолог. Член-корреспондент (1873), действительный член Московского археологического общества (1874). Им собрана ценнейшая коллекция древнерусских рукописей, хранящаяся в ГИМ и РГБ
P.S. После этого текста по-новому понимаются цитаты - крылатые фразы пролетарского писателя:
… перечислите все дурное, что есть в человеке, — все это особенно ярко и богато разрастается именно на почве политической борьбы.
…зверство есть нечто вообще свойственное людям — свойство, не чуждое им даже и в мирное время, если таковое существует на земле.
© Максим Горький
Комментарии
Пролетарский пиит, живущий на Капри...уже не плохо..))
Ну любили они хлебушек с маслом. И с икорочкой...
Был такой грешок...
Оно лучше пишется про ужасы царизма и самое дно...))
Комментарий удален модератором
Социальная справедливость!!
Купленная за фанфары сволочь.
Но потом всё же вернулся (деньги кончились) и за барские условия существования стал лизать вождю и НКВД задницу.
Когда он приехал на Соловки, живописать перековку под чекистским руководством, начальство лагеря под страхом смерти всем велело помалкивать. Но один паренек все-таки выложил "буревестнику" все как есть.
Тот слушал и плакал.
А потом вернулся в Москву и написал слащаво-лживый дифирамб во славу ГПУ.
А паренька того казнили.
Всех оплевали за трусость и недостойное поведение.
Все были не принципиальными и боялись сказать правду.
Подумаешь,семью бы расстреляли)))
Вы и при Брежневе язык известно куда засовывали.
А тут критикуете
Для этого и вызван был,что бы говорить.
Вас туда умника
(с) "Архипелаг ГУЛАГ"
.
Значит так - "Один день Ивана Денисовича" - возьмите карандаш и посчитайте, сколько И.Д. хлебушка за один день 1947-го года скушал.
"В круге первом", шарашка - я не дословно - "Белого хлеба давали по четыреста граммов, черный свободно лежал на столах" - тоже о 1947-м.
.
И этот человек знал жизнь?
Как, по-вашему, кормили Туполева, Королева и им подобных? Баландой?
Там же и про какао прочтете.
Один из центральных парков Москвы по сей день ностит имя любителя лизать заднизу. Может быть этот парк так и переименовать: "Парк имени любиетеля лизать задницу НКВД" Пусть гиды объясняют иностранным туристам почему это место носит такое название. Было бы хорошо.
:-)
А может его траванули как раз за ложь ?
Нормы питания там очень различались.
На голодный желудок хороший самолёт, двигатель, танк не спроектируешь.
Стимулом в шарагах была не дополнительная пайка, а досрочное освобождение и возможность вернуться к семье.
:-)
Особенно наверху.
Запасусь динамитом и сговоримся в личке.
:-)
Не знают и ничего не хотят знать о нём только бывшие (и действующие) чекисты и вертухаи из сообщества "Back in uSSr".
В исполнении Аркадия Райкина.
Сам сколько раз пытался понять, каким образом Сталин вытащил Горького с Капри и заставил говорить: "Если враг не сдаётся, его уничтожают" о "врагах народа". Правда это было еще до "Эры Интернета". Может сейчас и можно что-то накопать, да уже интерес пропал. А вот сейчас увидел о Горьком и легкий интерес все же проснулся.
Горьким моим кумиром никогда не был, но в моём любимом театральном мире так и остались "На дне", "Мещане", "Дачники", "Последние", "Враги". Я совершенно не обращал внимания на идеологию, а любовался яркими образами, сильными характерами.
А эти цитаты не несут в себе никаких скрытых смыслов и довольно плоски, не глубоки.
Писал бы свои "На дне" и не совался в то, в чем не смыслил.
Комментарий удален модератором
Это лучшее у Горького.
Может, кто-то из писателей нашего поколения - не обязательно модных, будущий классик, - только дано это угадать единицам.
ради бога
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Воспевать можно здесь любого с одинаковым эффектом. Мерзавец под любой личиной-всё равно мерзавец.
Голодомор 20 годов уничтожал не горожан, а крестьян. Не мелите ерунду, в дорогих шубах там не ходили. И на серебре не ели, потому, что продотряды выгребали у них всё. На последнее ваше высказывание прочтите своё предпоследнее. Разве не замечаете, что противоречите сами себе?
Горький возвращается в Советский Союз. Правительство предоставило ему бывший особняк Рябушинского на Спиридоновке, дачи в Горках и в Теселли (Крым). (Ранее я писал о дворце Юсупова. Ошибся. Извиняюсь)
Челкаш, наделенный писательским талантом. Ему бы фундаментальное образование, а не "свои университеты", был бы он тогда не пролетарским писателем, а просто писателем. Все, что было на дне его души, всплыло, когда он попал в сети Сталина. Горький - фигура трагическая, и не он один.
Писатель для низов общества, прорвавшихся во власть!
Предлагаю вам фрагмент этого "исследования", навеянный пропагандой Горького.
"Я - Человек!" - кричат на дне.
"Грабь награбленное!"
Страна в огне...
"Кресты в утиль! Стреляй в царя!
Воля не Бога! Воля моя!
Религия - опиум! Врут про Христа!
Бей жида! Гуляй братва!
Даёшь справедливость!"
Цивилизация!
приехал за зарплатой в Москву.А для оправдания большевиков
поехал с такими как он, на Беломорско-Балтийский канал с заездом
на Соловки.За границей писали-В россии всё хорошо.Горький врать
не будет...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором