ОСОБЫЙ ПУТЬ РОССИИ

На модерации Отложенный

ОСОБЫЙ ПУТЬ РОССИИ

                      

Россию  называют не страной, а особой цивилизацией. Правильнее ее назвать гибридом, синтезирующим  свойства трех весьма разнородных цивилизаций. На славянский корень было привито византийское христианство, татаро-монгольская оккупация оставила свой восточно-языческий и мусульманский след. Влияние западноевропейских стран из-за непримиримой вражды православной и католических церквей вплоть до ХVIII века было незначительным. Своеобразие русской цивилизации связано и с огромностью территории с суровым климатом. В этих условиях даже строгая авторитарная власть не смогла бы удержать единство регионов. Главную объединяющую роль играла Православная церковь. Среди христианских добродетелей особое значение она придавала тем, которые позволяли сохранять психическую комфортность в суровых условиях: взаимопомощи, смирению и нестяжанию (скромности в потребностях). Чувство греховности богатства утешало бедных и беспокоило тех, кому выпадала доля быть богатыми. В этом лежат корни  "разгульности" купечества, благотворительности капиталистов и вызывающей расточительности "новых русских".  Отсюда происходит и укоренившееся в народном сознании неприятие тех, кто "высовывается". Эти особенности сознания (которые в последнее время называют "русским менталитетом") были главным тормозом при всех попытках внедрения в России западноевропейского стиля жизни.

На протяжении пяти столетий в России преобладал  монархически-крепостнический общественно-политический строй. Крепостничество утвердилось в России не столько потому, что оно было нужно царю и помещикам, столько потому что оно вполне соответствовало представлениям народа о справедливости. Существовало разделение обязанностей: крепостные производили "материальные блага", помещики (бояре) ими руководили, купцы занимались распределением и обменом производимых продуктов, дворяне выполняли воинские и чиновные обязанности. Крепостные  не считали себя угнетаемыми рабами. Они осознавали себя равными с большинством народа, свободными от государства (взаимодействовал с государством помещик) и материально независимыми.

Нобелевский лауреат Ф.Хайек  видит основу буржуазного строя в «спонтанно установившемся порядке человеческого сотрудничества, осуществляемого через конкурентный рынок».  Монархически-крепостническое общественное устройство тоже можно назвать "спонтанно установившимся порядком", причем не менее совершенным, чем буржуазный строй, поскольку при крепостничестве доля людей удовлетворенных своим образом жизни (т.е. счастливых) отнюдь не меньше, чем при строе буржуазном.

Но если  исходить из экономических критериев, из возможностей научно-техничесеского прогресса, буржуазный строй имеет значительное превосходство. Он привлекает энергичных людей возможностью приложения своих сил, вознаграждаемого быстрым увеличением их личного материального достатка.

Людей же, находящихся на вершине власти, буржуазный строй привлекает возможностью упрощения управления страной, поскольку буржуазное общество само себя настраивает и регулирует, обеспечивая значительное увеличение государственной мощи при минимальных усилиях правительства.

Царская власть понимала, что  процесс  перехода от крепостничества к буржуазному строю будет очень болезненным. В отличие от нынешних правителей, царская власть учитывала исторический опыт. Попытка либерализации России Борисом  Годуновым и Лжедмитрием привела страну в состояние  разрухи  и  многолетней  гражданской войны, тогда как реформы Петра I, усилившего и упорядочившего крепостничество, сделали Россию мощнейшей державой. Поэтому  до середины XIX века русские властители ограничивалась использованием западноевропейских культурных и научно-технических достижений без изменения основ "русского установившегося порядка". Толчком к проведению реформ  явилась Крымская война, показавшая  промышленно-техническую отсталость России от Англии и Франции.

Начавшееся после отмены крепостной зависимости в 1861 г. обуржуазивание России шло очень трудно.  Парадоксально, что самое сильное сопротивление реформы встретили у тех, кого они, казалось бы, должны были осчастливить - у бывших крепостных. Привычное объяснение этому феномену - забитость, апатичность,  несамостоятельность, неграмотность крепостных. На самом же деле, неприятие реформ было связано с тем, что "освобождаемые" люди переставали чувствовать себя свободными, равными и  независимыми. Почти семейные отношения с помещиком были заменены унижениями перед равнодушным чиновником, братские отношения в общине заменялись конкурентной враждой,  натуральные хозяйства вытеснялась экономически более выгодными специализированными. У бедных нарастала зависть и ненависть к обогатившимся, у части богатых, усвоивших православное воспитание, зрело чувство вины. Моральные ценности, проповедуемые православием,  противоречили ценностям буржуазным. Поэтому православие, являвшееся главной помехой обуржуазиванию, было дискредитировано и из основного идеолога  превратилось в исполнителя ритуалов.

Множество людей получили возможность обогащаться, потеряв возможность чувствовать себя счастливыми. Но русский менталитет оказался очень устойчивым, большинство народа решительно противилось превращению  в капиталистов или наемных работников.  Именно попытка  насильственного обуржуазивания привела страну к революциям и гражданской войне, после чего в России "спонтанно" установился общественный строй, во многом восстановивший дореформенный "русский устойчивый порядок", в котором место православия заняла марксистско-ленинская идеология, после чего почти автоматически восстановилась рассыпавшаяся во время гражданской войны Российская империя. Повторная попытка  разрушения этого "русского порядка", свидетелями которой мы являемся, привела Россию к не менее тяжелым потрясениям, чем это было после первой попытки.