«Провокаторы 2» - это лучшая программа Мамонтова

А, по-моему, «Провокаторы 2» - это лучшая программа Мамонтова
12 Сентября 2012

Елена Токарева

в белом

 

Во-первых, в ней показана цепь событий. Можно сказать, что прослежена тенденция. Мамонтов начинает с того, что в 2012-ом году мы стали свидетелями нападения на Церковь.

Глупо отрицать этот факт. Действительно, нападение имеет место. Возможно, церковь в ее нынешнем виде несколько обветшала. Только, вот, нападение на нее производят неверующие. А верующих, видимо, в Церкви все устраивает.

И от этого появляются многие вопросы.

Собственно, эти вопросы мучают меня уже много лет. Например, как обходилось без религии атеистическое советское общество? Многие очень приличные люди, выросшие при «совке», были совершеннейшими атеистами. Моя мама даже перед смертью не захотела окреститься. Что не мешало ей быть нравственным, добрым и самоотреченным человеком. Бабушка, крещенная при рождении, в церковь вообще не ходила. Почему? Не знаю.

Вопросов много. Отчего КПСС обходилась без поддержки РПЦ, и почему Путин не может держать государство в руках без церкви?

Кино Мамонтова не является философским. И оно не ставило задачу ответить на мои вопросы. Но, по-своему, оно интересно.

Никакое документальное пропагандистское кино не надо «хавать» целиком.

«Целиком» такие продукты поглощают только очень доверчивые люди. Ценность документального интерактивного кино, какое сделал Мамонтов, например, в том, что в нем можно увидеть лица людей, которые сегодня олицетворяют борьбу за церковно-моральные ценности. Это певица Вика Цыганова со своим мужем-бизнесменом, церковным старостой по совместительству. Это совершенно новое лицо на телеэкране: «личный пиарщик» Бориса Березовского Алексей Вишняк, который, оказывается, «православный активист». При этом «православный активист» регулярно почему-то встречался с Борисом Березовским и даже редактировал его «письма к патриарху Кириллу». Борис Березовский себя любит представлять православным христианином. Писал письма Патриарху Кириллу с призывами свергнуть Путина.

Это все показано Мамонтовым. Факты известные, но когда они идут в цепочке, то выстраиваются в драму в сумасшедшем доме. Рехнувшийся старик Березовский, который разучился рассчитывать удары. Шатающееся под ударами гельмановской эстетической пропаганды общество, которое не может отличить уже красивое от некрасивого. Обезумевшая творческая интеллигенция, с огромными крестами на шее…

Это и жуткие бабы из украинского сумасшедшего дома «Femen», которые с бензопилой и с голыми сиськами пилят кресты и потрясают бензопилой в восторженном экстазе разрушения. По-настоящему жуткие бабы. Если Толоконникова красива такой порченой красотой больной психически девочки, то украинские «FEMEN», особенно их предводительница, еще и страшные девки из горняцкого городка. «Мы хотим разрушить этот мир. Пусть и с помощью голых сисек! Хотите хавать голые сиськи – нате вам!» - говорит одна из них.

Да…с…еще никому не удавалось разрушить этот мир с помощью сисек.

Главное в таких фильмах – не публицистические посылы Аркадия Мамонтова и других участников передачи, а их лица. Их пластика. Их пафос.

Вот Вика Цыганова. Певица. Сильно верующая, как она говорит. Вот ее муж. Гладкий, сытый, непрозрачный. Она кричит, что верующая, что храм посещает. На плечах, на платье, ярком, красивом, платочек. Платочек – это такая говорящая деталь. Она символизирует, что дама постится, дама ходит в церковь.

Вот участницы «панк-группы Pussy Riot». Девочки больные, конечно. Покаюсь: я очень долго сопротивлялась, не желая смотреть запись акции «пуссек» в Елоховской церкви и в ХХС. Мне хватило в свое время отвратительной акции группы «Война» в Зоологическом музее. Надежда Толоконникова тогда была участницей группы «Война». Зрелище голой беременной на девятом месяце бабы, которая трахается публично, как цирковая лошадь, на глазах у изумленной публики, - это слишком сильно для меня. Тогда в 2008 году я эту женщину вычеркнула из списка нормальных людей. Ее давно надо было лечить у психиатра. А когда Мамонтов показал акцию подросшей и возмужавшей уже Толоконниковой в ХХС, я посмотрела на нее под другим углом зрения. Это уже не заблудшая овца. Это уже идиотка со стажем. Не знаю, учились ли участницы панк-группы когда-нибудь танцевать, но бесновались эти девки в ХСС совершенно отвратительно! В каких-то отвратительных платьях, более похожих на замытые больничные халаты, в цветастых невпопад колготках, в раздолбанных сапогах, с шерстяными носками на головах…Они уже нарисовали свою судьбу этими одеждами: сидеть им, конечно, в лечебном учреждении. Тюрьма для них – это слишком сильное наказание. Тут Медведев прав. Не надо было. Медицина. Сеансы психоанализа. Я как раз где-то зимой посмотрела фильм «Опасный метод» - о том, как доктор Юнг исцелял больную неврозом женщину из России. Больную играла Кира Найтли. Меня поразило совпадение: насколько Толоконникова похожа на эту женщину. И то, что ее воспитывал тоже один отец…Фрейдизм вечен.

Первый фильм Мамонтова «Провокаторы» на тему тех же «пусек», сделанный по горячим следам их ареста, с допросами арестованных в СИЗО – совсем слаб по части публицистики, но зато как интересно смотреть допрос! Дамы совсем не выглядят запуганными. Они фрондируют, толкают речи о своих убеждениях, что мир надо переустроить.

Я, вот, лично, не спорю, что мир надо переустроить, что он несправедлив и жесток. Но почему-то, когда смотрю на этих девчонок, думаю, за каким лешим они полезли переустраивать этот мир со своими хилыми мозгами?

Мамонтов прав: они стали орудием в руках политтехнологов.

Из первого фильма в качестве удачи я выбрала бы собственно запись допроса Толоконниковой, Алехиной и Смуцевич.

Мария Алехина – студентка какого-то «института журналистики». Это самый слабый персонаж из этой «тройки». Такая заблудшая овца. Алехина с трудом понимает, в чем она участвовала. Лицо у нее наивное, почти без мысли.

Иное дело Толоконникова. Надежда Толоконникова – это серьезный революционный кадр, издерганный папиным воспитанием. Это та самая красотка, которая в возрасте 18-ти лет будучи на 9-ом месяце беременности участвовала в мерзейшей акции – групповухе в Зоологическом музее.

То, что она говорит в первом фильме: «На месте Патриарха должна стоять женщина. 20-ый век – это век эмансипации женщины». «Моя дочь (четырехлетняя) изучает современное искусство, я показываю ей работы Энди Уорхелла. Четырехлетней девочке Толоконникова вручила видеокамеру, и ребенок дрожащей рукой снимал «репетицию» акции в Елоховской церкви. – Это все выдает в ней «великого педагога», который перепутал настоящее искусство с пропагандой. Настоящий продукт воспитания Марата Гельмана.

Еще поразило то, что Толокно (это кличка женщины в революционных кругах) рассказывала, что ее папа (а воспитывал ее отец-одиночка) на нее обижался, что она не взяла папу на порнографическую акцию в Зоологическом музее. Действительно, почему не взять папу на сеанс групповухи? Может быть, папа получил бы удовольствие от зрелища совокупляющейся дочери.

А Может, и принял бы участие?

Еще одна «пуська». Екатерина Самуцевич…29 лет. Борется с «гетеронормативным давлением» на женщин. Ее возмущает, когда человеку женского пола прививается с детства, что нужно выходить замуж, рожать…

Эта предопределенность Екатерине Самуцевич претит. Она говорит: «Многие девушки совсем этого не хотят»..

Не знаю, многие ли? Но точно: такие есть. Мимика лица у Самуцевич немного собачья, она то и дело облизывается

Интересно было посмотреть и на «православного пиарщика» Березовского – Алексея Вишняка.

Этот тип вызывает вопросы с десятью вопросительными знаками. Лицо у Вишняка хитрое такое, совсем не православное и не простодушное.Духовного в этом хитрющем лице нет ни на грош. Борис Абрамович Березовский, который, видимо, совершенно сошел с ума от одиночества в последнее время (хотя и раньше был слегка с прибабахом) встречается в своем Лондоне с этим Вишняком. Неоднократно. Кого ему подсунут из ФСБ – с тем и встречается. Как рехнувшийся старик. И делится с этими людьми своими планами. Березовский подтвердил в эфире «Эху Москвы», что «знает Вишняка давно». Интересно, что же их связывало?

Мог ли Мамонтов сделать вывод, что Березовский, действительно, готовил акцию нападения на РПЦ? А почему бы и нет? У Бориса Березовского было много авантюр. И покруче этой. Вспомните историю с пропажей Ивана Рыбкина, кандидата на пост президента! Ивана Рыбкина хотели ликвидировать в Киеве, а потом свалить это дело на Путина.

Но Борис Абрамович стесняется неудач. Он сообщил, что не делился в Вишняком своими планами «ударить по РПЦ».

Верится с трудом, думаю, что делился-таки планами. А подсунутый ему Вишняк поделился тоже с кем надо.

Некоторые СМИ, например, сайт «Часкор», утверждают, что Алексей Вишняк имеет в Храме Христа Спасителя несколько магазинчиков. Тоже вполне правдоподобно. Нынче под телекамерами надо отрабатывать свою преференцию иметь магазины в таком сладком месте.

Мамонтову удалось собрать вполне интересных людей. Певица Валерия с Иосифом Пригожиным. Тоже довольно интересная пара. Как бы религиозные. Не говорю, что они убедительны в своей православной вере, но вполне убедительны в качестве граждан, которые считают «РПЦ государствообразующей структурой».

Это утверждение, пожалуй, следует считать основополагающим тезисом пропаганды Мамонтова. Не за РПЦ борется Аркадий Мамонтов, а за государство, которое шатается и хватается за последнюю соломинку.

То, что наше государство, не справляясь с нравственным воспитанием граждан, старается опираться на РПЦ, - сейчас вряд ли кто-то сможет оспорить. Другое дело, получается ли это? Некоторые люди, точку зрения которых сегодня выразил в «Коммерсанте» атеист Михаил Прохоров, хотели бы видеть более четкий кодекс взаимоотношений церкви и государства с обществом, чтобы оба института не перешагивали бы красную ленточку.

То, что Мамонтов обвиняет Березовского в том, что тот пытался подорвать православные устои нашего государства и для этого проплатил акцию «пуссек» - это вполне может быть.

В СМИ сегодня все либералы возмущаются этим недоказанным утверждением. А я лично ничему уже не удивляюсь: вполне может быть. Березовский – авантюрист, игрок, и вполне мог попробовать и этот путь.

Жаль, мало дали выступить трезвомыслящему писателю Юрию Полякову, главреду «Литературной газеты».

Как раз трезвый Юрий Поляков обвиняет государство в том, что оно не выполняет своей роли, а потом прячется за спину РПЦ. У государства есть механизмы поддержания общественной морали. Почему не пользовалось?

«В 90-е годы молодежь воспитывалась в духе попирания, отрицания…», - говорит Юрий Поляков. И напоминает, когда начались нападки на святое: «Куда посадили Марата Гельмана после выставки «Осторожно, религия!» - его, организатора этой выставки, посадили в «Общественную палату». Напомнил Ирий Поляков и о том, кто возглавлял в Третьяковке Отдел современного искусства - Андрей Ерофеев, младший брат писателя. Пока Андрея Ерофеева не уволили из Третьяковки, он вволю попропагандировал скандальные проекты типа выставки «Запретное искусство-2006» (организованный в Общественном центре имени Андрея Сахарова в 2007 году вместе с директором центра Юрием Самодуровым), где «художнеги» рубли топорами иконы и все такое. Ну, кто назначил Андрея Ерофеева на должность главного куратора современного искусства? Ну, наверное, тогдашний министр культуры Швыдкой. То есть государство в его лице.

Почему наше государственное «Агентство по печати» поддерживает исключительно тех писателей, которые пишут чернуху? - резонно вопрошает Юрий Поляков.

Впрочем, пока не возникла акция «Pussy Riot», казалось, что эта тенденция уже затихает. Марату Гельману пришлось закрыть свою галерею на Винзаводе и вообще свернуть свои проекты и в Перми, и из «Общественной палаты» его вытурили.

Но тут кто-то проплатил акцию «пуссек» (вполне возможно, что Березовский), и все пошло по новому кругу.

Новой для меня фигурой оказался Алексей Комов, Президент АЦ "Семейная Политика.РФ", Всемирный Конгресс Семей - представитель в РФ/СНГ, Посол ВКС в ООН - тоже интересный персонаж. Я раньше его не видела. Он сказал, что есть специальный план Франфуртской школы – разрушить существующий порядок жизни. Для этого нужна Революция.

Комов - такой вполне себе респектабельный светский молодой человек, наверное, прошедший специальную подготовку где надо. Его биографию вы тоже не отыщете в Интернете. Государство обновляет людей, которые представляют его на международной арене. Да, люди все сплошь специальные.

Но это вовсе не отрицает того факта, что попытки разрушить порядок вещей, действительно, производятся. Только на месте старого порядка обычно образуется куча дерьма.

Сегодня удалось организовать революции в ряде мусульманских стран. Однако стало ли там лучше жить? Воцарился ли улучшенный порядок жизни в Ираке, в Ливии, в Тунисе, в Египте, в Сирии, которую сейчас доедают? Нет, не воцарился. Там хаос.

В этих странах, чтобы организовать новый порядок достаточно, в частности, было скинуть прежних правителей.

А в России? Тут аж требуется разрушить Христианство!

В фильме Мамонтова перед нами прошла целая плеяда общественных деятелей России. Юный православный активист, который срывал майку с изображением «пуссек» с какого-то заранее в нее одетого гражданина. В присутствии видеокамер.

Петр Стегний…Артем Радченков, следователь по особо важным делам, который вел дело «кощуниц».

В первой части фильма Аркадия Мамонтова, который показывали еще зимой, присутствовали более затертые персонажи, к примеру, Николай Стариков…Блогер Дмитрий Беляев, который выложил переписку Навального со Станиславом Белковским, как уверен блогер «с правой рукой Березовского».

Подбор защитников режима был не очень.

Ко второму фильму Мамонтов солидно подготовился.

И фильм получился. Я ставлю ему «пятерку».

Я считаю, что Мамонтов делает очень важную и очень интересную работу. Он фокусирует наше внимание на том, мимо чего мы в силу отвратительности происходящего стараемся пробежать мимо. А Мамонтов заставляет задуматься.

ФИЛЬМЫ МОЖНО посмотреть ЗДЕСЬ    Провокаторы.     ч.1 и    ч.2