Столкновение идеологий
На модерации
Отложенный
Коммунизм vs Фашизм.
Для того чтобы прояснить немного в чем же сходства и различия, из-за постоянного их приравнивания друг к другу, возникла идея сравнительного анализа этих двух исторически противоборствующих идеологий.
Фашизм тут означает привычное для нас с детства понятие и подразумевается в основном как немецкий национал-социализм под руководством Гитлера.
Итак, сразу же стоит заметить, что обе идеологии являются крайне радикальными. Крайне.Но уже даже тут между ними возникает огромная пропасть, поскольку находится по разные стороны баррикад политических убеждений. Сравнительный анализ следует проводить по каждой сфере жизни общества, чтобы лучше представить то, насколько же все-таки далеки друг от друга данные политические режимы.
1. Идеология.
Коммунизм, как и любая левая идеология, выступает за равенство людей, независимо от национальной, этнической, половой и прочей принадлежности. Основывается на интернационализме и идеалах Великой Французской революции "Свобода, равенство, братство". Марксизм разделяет коммунизм на две главные фазы его развития:
1. социализм, условиями которого являются усиление общественной роли государства, общественная собственность (трудовых коллективов тех, кто производит продукт) на средства производства продукта. Социализм - это система общественного устройства, при которой системно оказывается помощь нуждающимся, т.е. существуют и соблюдаются нормы минимального материального обеспечения каждого гражданина.
2. "полный коммунизм", который предполагал наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмирание денег.
Фашистская идеология же не столь очевидна и одной из ее характерных особенностей является амбивалентность по отношению практически ко всему. В первую очередь, отличается такими яркими признаками, как радикальный ксенофобский национализм, который выливался в антисемитизм, шовинизм и расизм на фоне идеализации арийской расы. Второй важной составляющей идеей, на которую опирались нацисты, был антикоммунизм, включающий также антимарксизм и антибольшевизм. Главной идеей же было создание мирового порядка, в котором бы Германия занимала господствующее положение по отношению к другим народам, призванным, в их представлении, им прислуживать.
В сравниваемых режимах прослеживается явная конфронтация идеологий. Во многом же фашизм был антибольшевистской реакцией "просвещенных демократий" на "красную чуму", которая в то время тревожила практически каждого западного политика.
2.Экономика
Сталинская экономическая модель - явление особое, само по себе требующее тщательного изучения. Споры по поводу её эффективности/неэффективности не утихают и сегодня. Однако основными характерными особенностями экономической модели СССР была замкнутость системы и построение её по принципу корпорации. Все заводы, фабрики, предприятия были государственными и работали, соответственно, на него, на усиление его мощи и укреплении позиций. Неизбежность большой войны была очевидна, и все усилия были направлены на индустриализацию с последующим наращиванием военной мощи.
С передачей Гинденбургом власти нацистам, назначением Гитлера рейхсканцлером и одобрением рейхстагом закона "О чрезвычайных полномочиях" вся власть сконцентрировалась в руках человека, которого поддерживали не только немецкие элитарные круги, но тайно также и западные демократические режимы во главе с Британской империей и США. Они видели в этом оружие, которое они смогут использовать против коммунизма.
В Германии был установлен особый вид государственно- монополистического капитализма, доведенного до крайней формы. Все хозяйство страны было подчинено органам государственного правления во главе с Генеральным советом хозяйства, который контролировался крупнейшими промышленниками Симменсом и Круппом. Проводилось насильственное присоединение предприятий к крупнейшим монополиям. Государство осуществляло регулирование цен, нарушая главный рыночный механизм. Вводился контроль на абсолютное большинство финансовых операций, таких как валютные расчеты, выдача кредитов, субсидий, внешняя торговля и т.д. Экономическая политика осуществлялась методами административного диктата. Сельскохозяйственная продукция поставлялась на принудительной основе. Главным же в экономике была мобилизация производства и повышение военных расходов.
Один из ключевых моментов, относящийся к идеологии, но требующий отдельного рассмотрения. В СССР человек- всесторонне развитая личность с высокими патриотическими чувствами к первому в мире социалистическому государству, с приоритетом интеллектуально-идейных и коллективистских начал перед материально-потребительскими, человек-интернационалист, основным направлением которого было интеллектуальное развитие, получение знаний. Этот архетип объединял в себе четыре начал: гармоничное, героическое, аскетическое, мессианское. Целью же была идея воспитания нового человека, совершенного в нравственном, физическом и интеллектуальном плане.
Идеалом человека нацистской Германии был человек-порядок (человек-солдат), безоговорочно преданный фюреру. Но на этом идеология только начиналась. Воплощалась она в крайне-экстремистскую модель разделения общества на господ и рабов, сверхчеловека и недочеловека. Отходя к идеям ницшеанства, национал-социализм воплотил в жизнь политику расовой сегрегации на официальном уровне.
4.Отношение к истории
В коммунистической идее как таковой заложен смысл исторического развития. Отцы-основатели закладывали в него стремление к достижению великой утопической на тот момент цели. Главный лозунг, который олицетворяющий собой эти цели звучал как "Каждый по способностям, каждому по потребностям!". Многие видели себя наследниками Великой буржуазной революции и страстно пылали идеей построения мирового коммунистического государства, основанного в первую очередь на идее равенства для всех и каждого, независимо от каких - либо принадлежностей к расе, полу, культуре, etc.
Национал-социализм с самого начала очень критически относился как к капиталистической экономической модели построения общества, так и к модерну в особенности, как идее общечеловеческого развития. И если антикапиталистические идеи все больше отходили на задний план в ходе войны, то антимодернизм и антиисторизм с каждым годом проявлялись все сильней. Гитлер и иже с ним хотели ввергнуть мир во второе Средневековье, как состояние неразвития, что во многом отражало интересы поддерживающих его западных элит, не смевшим об этом заявлять открыто. В своем идейном содержании идеологии нацизм опирался на целый ряд направленных в этом спектре течений от язычества до ницшеанства.
Все это определяет огромные противоречия между рассмотренными идеологиями, что категорически запрещает ставить между ними знак равенства. Все это происходит только потому, что формы, в которые вылилось содержание, в кое-чем действительно имеют сходные тенденции, но суть явлений фашизма в том, что он были прямой противоположностью коммунизму и так же сам себя и позиционировал. Приравнивание происходит исключительно с целью дискредитировать левые коммунистические идеи как таковые для табуирования их возрождения.
P.S Справедливости ради стоит отметить, что главным отличием фашистского режима Муссолини от Гитлеровского национал- социалистического было то, что фашизм, ставя во главу идеологии сильное государство, не допускал идей превосходства одной нации над другой. Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали.
Комментарии
Оптимальная идеология та, которая практически обеспечивает максимально высокий уровень качества жизни человека, общества, государства. Трагическая история и жизнь всех стран и времен дает ответ о качестве всех идеологий.
Людей интересуют не философские упражнения по сравнению горе-идеологий, а реальный практический результат - качество жизни - тут то и выясняется практическая истина.
Когда его заветные желания -
Еда да сон? Животное - и все.
(с) Шекспир
Когда его заветные желания -Еда да сон? Животное - и все.(с) Шекспир"
Качество жизни определяется в первую очередь стратег-показателями - здоровье, умственное развитие, образование, трудоустройство, самосовершенствование...но человек лишен сегодня горе-идеологиями даже минимума - нормальной еды и сна.
Больному и глупому деградирующему человеку любые абстракт-горе-идеологии нужны в самую последнюю очередь. Ему нужны конкрет-идеологии для достижения высокого качества жизни.
То, что голодному человеку рассуждения о высоких материях побоку,- очевидно. Но так же очевидно, что только материальным жить невозможно.
Идеологии есть всегда. США идеологизирована похлеще остальных, что не мешает ей с теми показателями качества жизни, которые вы описали. По крайней мере, пиариться.
Ну а на счет голодных и больных, то их судьба при социализме и капитализме существенно отличалась. По моему в этой группе всем понятно, как именно.
Сегодня наблюдаем гигантские ГОРЫ идеологий и слов, которые родили микроскопическую мышь пользы - на словах все складно-красиво, на деле наоборот - только эта болячка сегодня актуальна.
Спросите любого нормального человека - что ему лучше - ИЛИ очень красивая идеология+посредственная практика жизни ИЛИ прекрасная практика жизни+некоторая правильная практичная идеология - ответ очевиден, второе.
Пример, супер-красивое-идеологическое - "землю крестьянам, фабрики рабочим" - закончилось супер-некрасивым-практическим.
Чистый социализм или капитализм существует только на бумаге, на деле все сложнее - и то и другое одновременно имеет место - научный подход.
Многие кап-страны сегодня имеют громадные успехи в соц-деле. Китай выбрал мудрую золотую середину и доказал очевидное - крайности не полезны. Реализм+практика.
2. эта болячка актуальна с античных времен. Недовольные найдутся всегда. Но все познается в сравнении...
3. Я бы поставил несколько другой вопрос: гниение или созидание?
4. Закончилось оно так потому, что не смогли уберечь страну от предательства номенклатурной элиты, жаждащей набить себе пасть, повысить качество исключительно своей жизни.
5. относительно согласен.
6. Ну уж Китай то точно назвать страной, лишенной идеологии, язык не поворачивается. Что еще раз подтверждает успех коммунизма. Пусть даже не чистого и формализированого, но это говорит о том, что он также может быть реформирован в соответствии с обьективными причинами.