Все, что вы знаете о Китае, – чепуха.
Вчера наткнулся на статью в FOREIGN POLICY, решил и с вами поделиться.
Во-первых, автору и в голову не приходит, что его выводы справедливы и для США.
Во-вторых, автор проводит прямые аналогии между демократизацией Китая и его ослаблением, если не развалом. Причем, априори считается, что это происходит естественно, как бы само по себе… Но мы-то догадываемся, сколько это стоит. Денег у Вашингтона на Китай может и не хватить.
Но в целом любопытно.
Перевод мой, комментарии мои. )))
С уважением!

Мы восхищаемся ростом. Не следует ли побеспокоиться об обвале?
FOREIGN POLICY MAGAZIN*
http://www.foreignpolicy.com/articles/2012/08/29/everything_you_think_you_know_about_china_is_wrong
МИНКСИН ПЕЙ (Minxin Pei)
– директор Центра по международным и стратегическим исследованиям (Keck Center for International and Strategic Studies) в колледже Клермон-МакКенна (Claremont McKenna College), эксперт по вопросам управления в Китайской Народной Республике, отношениям США – Азия, проблемам демократизации в развивающихся странах
29 августа 2012 года
Последние 40 лет сознание американцев никак не поспевало за скоростью самоустранения их внешних конкурентов. В 70-х они представляли себе Советский Союз вечно растущим гигантом, пока коррупция и неэффективность окончательно не разрушили жизненно важные органы разлагающегося коммунистического режима. В 80-е американцы опасались, что Япония сможет экономически догнать Соединенные Штаты, но клановый характер японской модели капитализма, спекулятивное безумие и политическая коррупция все в тех же 80-х привели в 1991 году к краху экономики Японии.
Неужели тот же недуг поразил американцев и в случае с Китаем?
Последние новости из Пекина прямо указывают на слабость Китая: неуклонное снижение экономического роста, завалы нереализованных товаров, рост «плохих» кредитов, грызня в высшем руководстве, сопровождаемая бесконечными политическими скандалами. Многие факторы, которые обеспечивали Китаю рост, - такие как демографический бум, наплевательское отношение к окружающей среде, сверхдешевый труд и, казалось бы, неограниченный доступ к внешним рынкам сбыта, уже теряют свое значение, либо потеряли вовсе.
И пока китайские проблемы напрямую не коснулись высокопоставленных кругов США, нет смысла тревожить простых американцев. Намеченное на конец ноября и шумно разрекламированное выступление президента страны Барака Обамы под девизом «поворот к Азии», строится на представлении о продолжающемся восхождении Китая. В то же время Пентагон заявляет, что к 2020 году приблизительно 60 процентов военно-морского флота США будет базироваться в Тихоокеанском регионе. Вашингтон также рассматривает вопрос размещения антиракетных систем морского базирования в Восточной Азии, что, в свою очередь, отражает озабоченность растущей ракетной мощью Китая.
В преддверии президентских выборов в США, намеченных на 6 ноября, и демократы, и республиканцы не могут не замечать возросшую китайскую мощь, - хотя бы по причинам национальной безопасности и политической целесообразности. Демократы, указывая на растущую экономическую мощь Китая, призывают к увеличению государственных инвестиций в образование и «зеленые» технологии. В конце августа два левых аналитических центра (Центр за Американский Прогресс и Центр за Будущие Поколения), подготовили отчет, в котором прогнозируется, что к 2030 году китайские колледжи выпустят 200 миллионов молодых специалистов. Этот отчет (в котором также упоминается прогресс Индии в данной области) рисует мрачную картину отставания США и требует активных действий. Республиканцы, оправдывая повышение расходов на оборону в эпоху нынешнего заоблачного дефицита бюджета, ссылаются, в частности, на то, что военный потенциал Китай будет продолжать расти, поскольку растет и экономика страны. В программе Республиканской партии, утвержденной на Национальном съезде в конце августа 2012 г, говорится: "В условиях ускоренного наращивания военных усилий Китая, Соединенные Штаты и его союзники должны поддерживать свои военные возможности так, чтобы быть в состоянии препятствовать любым попыткам агрессивного или вызывающего поведения Китая в отношении своих соседей".
Восприятие внутренней политики американцами влияет на то, какими они видят своих внешних соперников. Не случайно, что период с начала 70-х и до конца 1980-х, когда американцы проморгали начало конца своих противников, тесно увязан по времени с резким недовольством позицией США в мире (" невнятная речь»** президента Джимми Картера" в 1979 году, например). Сегодня темпы роста в Китае упали с 10 до 8 процентов в год, но Китай все равно выглядит лучше Америки, ежегодный рост которой «топчется» на уровне ниже 2 процентов, а безработица остается на уровне выше 8 процентов. Многие американцы считают, что у них, может быть, все и плохо, но у нас в США еще хуже.
Разрыв между нарастающими проблемами Китая и одновременно неизменным восприятием его как мощной державы сохраняется, хотя упрекнуть американские СМИ в неточных оценках Китая нельзя. Масс-медиа всегда указывали, к примеру, на внутреннюю уязвимость Китая.
Одним из объяснений такого расхождения является то, что, как и элита, так и обычные американцы до сих пор мало знают о Китае и характере его экономических проблем за последнее десятилетие. Нынешний экономический спад в Пекине не является ни циклическим, ни результатом слабого внешнего спроса на китайские товары. Корни экономических проблем Китая гораздо глубже: бездумное разбазаривание государством капитала и вытеснение частного сектора, системная неэффективность и отсутствие инноваций, заинтересованность хищной правящей элиты только в самообогащении и сохранении своих привилегий как средстве самообороны, крайне слабо развитый финансовый сектор, усиление экологического и демографического давления. Тем не менее, даже у тех, кто следит за событиями в Китае, почти не возникает сомнения в том, что если здесь и началась черная полоса, страна все равно стоит на крепких ногах.
Само поведение руководства страны создает восприятие сильного и напористого Китая. Правящая Коммунистическая партия продолжает эксплуатировать националистические настроения, выступает в роли защитника национальных интересов страны, укрепляя тем самым свою власть. Китайские государственные СМИ и учебники истории посадили подрастающее поколение на диету искаженных ура-патриотических фактов, откровенной лжи, и националистических мифов. С их с помощью очень легко спровоцировать антизападные или антияпонские настроения. Еще более тревожным является бескомпромиссная позиция Пекина по территориальным спорам с ключевыми азиатскими союзниками Америки, такими как Япония и Филиппины. Риск того, что территориальные споры, особенно в Южно-Китайском море, могут привести к реальным вооруженным конфликтам, заставляют многих в США считать, что ослаблять бдительность в отношении Китая нельзя.
К сожалению, этот разрыв между реальным восприятием американцами китайской силы и реальностью китайской слабости имеет и реальные негативные последствия. Пекин будет использовать любую критику Китая и укрепление военных позиций США в Восточной Азии как бесспорное доказательство недружелюбия Вашингтона. Коммунистическая партия будет винить США в своих экономических трудностях и дипломатических неудачах. Режим сможет использовать ксенофобию как еще один козырь в борьбе за выживание в трудные времена. Немалая часть китайцев уже сегодня возлагает ответственность на Соединенные Штаты за эскалацию территориальных споров в Южно-Китайском море, и считает, что Соединенные Штаты подталкивают Ханой и Манилу к конфронтации с Китаем.
Такое расхождение может привести к самым серьезным последствиям: США потеряют возможность и вовремя переосмыслить китайскую политику, и подготовиться к возможной смене траектории в движении Китая в ближайшие двадцать лет. Главной составляющей политики Вашингтона по отношению к Китаю остается сохранение статус-кво, такого мира, в котором власть Коммунистической партии, как предполагается, сохранится еще на протяжении нескольких десятилетий. Эти подозрения подкрепляются политикой Вашингтона в отношении бывшего Советского Союза, Индонезии Сухарто, а в последнее время и в отношении Египта Хосни Мубарака и Ливии Муаммара аль-Каддафи. В Вашингтоне прочно укоренилась привычка игнорировать возможность смены режима в неуязвимых с виду автократиях.
Соединенным Штатам следует пересмотреть основные положения своей политики по отношению к Китаю и всерьез рассмотреть альтернативную стратегию, основанную на предположении о снижении китайской мощи и повышении вероятности в ближайшие два десятилетия неожиданного перехода к демократии. Если такие изменения произойдут, геополитический ландшафт Азии изменится до неузнаваемости. Северокорейский режим рухнет почти в одночасье, Корейский полуостров станет единым. Волны демократических преобразований в Юго-Восточной Азии приведут к свержению коммунистических режимов во Вьетнаме и Лаосе. Неизвестно, правда (а это-то и есть самое главное), сможет ли Китай, слабая или слабеющая страна с 1,3 миллиарда населения, осуществить мирный переход к демократии.
Рано, конечно, полностью списывать потенциал коммунистической партии, ее способность к адаптации и обновлению. Китай может стремительно «откатить» назад всего за несколько лет, и игнорировать эту возможность Соединенные Штаты не могут. Но также нельзя исключать и скорую «кончину» партии, а недавние признаки неблагополучия в Китае послужили весьма ценной подсказкой возможности таких, можно сказать, сейсмических сдвигов. Американские политики совершат еще одну стратегическую ошибку исторического масштаба, если пропустят или неправильно истолкуют все эти предзнаменования.
* Американский журнал со штаб-квартирой в столице США. Тираж более ста тысяч экземпляров, выходит каждые два месяца. Журнал основан в 1970 году Самюэлем Хантингтоном
** Неубедительное выступление Президента Картера в Конгрессе США по поводу неудачной попытки освобождения заложников после захвата посольства США в Иране
Комментарии
Тут перечислены главные причины, которые заставляют думать, что китайское процветание покоится на шатком основании.
2. "Корни экономических проблем Китая гораздо глубже: бездумное разбазаривание государством капитала и вытеснение частного сектора, системная неэффективность и отсутствие инноваций, заинтересованность хищной правящей элиты только в самообогащении и сохранении своих привилегий как средстве самообороны, крайне слабо развитый финансовый сектор, усиление экологического и демографического давления".
А тут упомянуты некоторые отрадные явления: вытеснение частного сектора, финансовая простота.
В целом трудно понять, к чему идёт дело. Несомненно только то, что и Китай и весь мир "на пороге".
что американцы видят Китай не таким, каков он есть. Не таким, каким они видят его через свои "американские очки".
Важно, что есть основания для краха правящей партии.
Каким будет Китай при таком развитии событий?
Как Вы думаете?: