Наследники Иннокентия Володина

Они примут и «план Баруха», и всё, что угодно…
 
Недавно вновь показали телесериал «В круге первом» по роману Солженицына. Завязка сюжета – набившая оскомину «классика»: советский дипломат, член партийной элиты, госсоветник второго ранга, подполковник дипслужбы Иннокентий Володин пытается сорвать получение Советским Союзом ядерного оружия.
Примечателен по этому поводу разговор в «шарашке». Беседа отражает настроения как интеллигентского сообщества, так и вершителей судеб нашей страны, тех, что из «верхнего слоя».
- Тебе нужна атомная бомба? Мне – не нужна. Я к мировому господству не стремлюсь…
- Значит, пусть этот прыщ отдаёт бомбу Западу?..
- Ты спутал, Лёвочка. Бомба – на Западе, её там изобрели, а вы воруете.
- Её там и кинули! Ты согласен получить Хиросиму? На русской земле?
- А по-твоему – воровать бомбу? Бомбу надо морально изолировать, а не воровать.
- Как изолировать?! Идеалистический бред!
- Очень просто: надо верить в ООН! Вам план Баруха предлагали – надо было подписывать! Так нет, Пахану бомба нужна!..
Что же это за «план Баруха» такой?
Представитель США в комиссии ООН по атомной энергии Барух огласил 14 июня 1946 года план тотального запрещения ядерного оружия. План предусматривал, что все государства, проводящие исследования в ядерной сфере, должны обмениваться соответствующей информацией; все ядерные программы должны носить исключительно мирный характер; ядерное оружие и иные виды оружия массового уничтожения должны быть уничтожены. Для этого требуется создать компетентные международные структуры. Причем, на них не должно было распространяться право вето постоянных членов Совета Безопасности.
Это коренным образом расходились с Уставом ООН и её структурой, поэтому «план Баруха» был отвергнут Советским Союзом. Советские представители объяснили своё решение ещё и тем, что в ООН доминировали США и их союзники. Поэтому СССР предложил, чтобы США уничтожили свои ядерные боеприпасы ещё до того, как остальные страны создадут систему контроля. Это предложение США отвергли.

Так что Сталин в ООН не поверил; имея уже разработанное оружие, американцы могли, даже в случае его уничтожения, в кратчайшие сроки возобновить производство, а СССР без атомной бомбы остался бы беззащитен.

...Идея возвращения к новой версии «плана Баруха» временами посещает ту часть российского «верхнего слоя», что мечтает о вхождении в мировую элиту без «лишнего атомного груза».
Коллективный Иннокентий Володин жив и, по-прежнему, хорошо себя чувствует в особо охраняемых государством и просто закрытых «элитных» местах, куда простым смертным вход заказан. 
Так, чрезвычайный и полномочный посол СССР в США, последний министр иностранных дел СССР Александр Бессметных уже в наши дни делится дорогими его сердцу (и, вероятно, уму) воспоминаниями: дескать, «при Рейгане мы договорились о самых серьезных сокращениях ядерных вооружений и даже замахнулись в Рейкьявике на возможность ликвидации всего ядерного оружия».
А не так давно на заседании «Плехановского клуба» один из его участников рассказал, что некто, «кого он и назвать-то не может», «ну, очень-очень высокопоставленный» рассуждал о том, что ядерное оружие очень мешает России войти в дружную семью демократических народов, и поэтому от него надо бы избавиться... 
Правда, после этих слов кто-то из присутствовавших ясно и громко произнес: 
- Только за мысли об этом вешать надо!
И наступило гробовое молчание... 
Интересные персонажи встречаются и в Высшей школе экономики. Вот, худощавый и одетый так, что со спины его можно принять за студента-первокурсника, начинает знакомство с пароля: 
- Быть русским – стыдно. 
При этих словах непроизвольно чешутся кулаки, но вместо того, чтобы, дать им волю или, как нынче принято, отмолчаться, спокойно отвечаешь:
- Абсолютно не согласен, русские – великий народ, и я горжусь, что принадлежу к нему. 
- Но ведь именно русские начали Первую мировую войну, втянув мир в катастрофу, - не унимается, как впоследствии выяснилось, кандидат наук. 
Да, есть, от чего впасть в ступор… А когда выяснилось, что интеллектуал, страдающий о «разделе Польши» и «оккупированных нами островах» ничего не знает ни о «Линии Керзона», ни о нападении японцев на Порт-Артур…
А ведь учился он, судя по возрасту, в советской школе и в советском вузе.
Бисмарк якобы сказал, что битву при Садовой в 1866 году, в которой Пруссия разгромила Австро-Венгрию, выиграл учитель истории.
Па аналогии, в крахе СССР вполне можно обвинить его советского коллегу. 

Юрий Трофимов