Петреску! Сиди наверху!
На модерации
Отложенный
Очень трудно описать то, что происходит с московским «Динамо». Пока ещё никому не удалось. Как может команда, играющая серо и буднично, за несколько недель превратиться в нечто феерическое, а затем так же внезапно утухнуть? Такого и не было никогда. Я вот не помню ничего подобного. Чтобы долго, через препоны и колдобины, идти к своей игре, как это бывает у великих тренеров, — это да. «Барса», бесковский «Спартак», «Динамо» Лобановского. Игра периодически теряется, потом её снова находят, — это бывает. Но чтобы вот так, как у «Динамо», — такого не припомню.
Так что ж всё-таки это было? Пришла тут мне одна мыслишка, коей и поделюсь.
Итак, сначала был Кобелев (предыдущих рассматривать излишне — традиций никаких не осталось. Особенно если вспомнить орду португальцев). Получилось нечто серое, но довольно стабильное. Глаз не радовало, восторгов не вызывало.
Потом был Божович. Толку от него было не больше. «Динамо» выглядело нереформируемым, как наша политико-экономическая система. Божовича выгнали, а поскольку кого ставить вместо него, было непонятно, — дыру на скамейке заткнули Силкиным.
И тут случилось чудо. «Динамо» заиграло волшебно. С теми же игроками, которые только что с огромным трудом, через не могу, возили тачку по полю! Так никто и никогда в российском чемпионате не играл (ну, может быть, иногда «Спартак» у Романцева), а в советском это было моментами только у Бескова и, может быть, у Ахалкаци (Лобановского не берём — игра киевского «Динамо» волшебной быть не может по определению). Естественно, что все подумали, что Силкин — великий тренер. Других вариантов вроде не было. К несчастью, Силкин подумал то же самое. Но, как позже выяснилось, это было совсем не так. И это была главная ошибка Силкина и всех, кто наблюдал за динамовским чудом.
Что же произошло?
Силкин получил в наследство мощную, хорошо подготовленную, но ненастроенную машину. Бензин залит, всё смазано, всё на месте, — осталось подкрутить верньеры, передвинуть ползунки, включить-выключить тумблеры и понажимать кнопки. Ни Божовичу, ни Кобелеву установить нужную конфигурацию органов управления не удалось. Удалось это Силкину. Он что-то там подкрутил, передвинул, включил-выключил — и машина вдруг рванула и понеслась. Силкину и делать ничего не надо было — сидеть на скамейке и наслаждаться игрой. Чем он и занимался.
Но настройку любой машины надо постоянно корректировать. А футбольный клуб — очень сложная машина. Тут живые люди, и настройка постоянно сбивается. Только великие тренеры могут её восстанавливать, и то им требуется немало времени и усилий, чтобы вновь добиваться результата. А Силкин, однажды найдя магическую комбинацию, решил, что он познал секрет пульта управления. Это была ошибка. И когда игра «Динамо» к осени расстроилась, Силкин, очевидно, эту комбинацию восстановил. Машина должна была опять понестись! Но она не понеслась. Она стала ещё сильней тормозить. Начались лихорадочные поиски новых вариантов — но результата не было, дела шли всё хуже и хуже. Поняв, видимо, что мечты о собственном величии оказались только мечтами, Силкин вернулся к испытанному варианту — к обороне. Надо было как-то добывать очки, а построить прочную оборону — самый простой способ.
Тут-то и начались конфликты с игроками, которые помнили летнее волшебство, сами хотели его восстановить и ждали помощи от Силкина, которому однажды удалось. А он требовал теперь заботиться об обороне и бежать назад.
Воронин, Семшов, Самедов, Кураньи — лидеры команды, несколько месяцев игравшие в игру, которая нравилась им самим не меньше, чем зрителям, — а также помощник Силкина Хохлов, о котором упорно говорят, что он был автором магической настройки никак не в меньшей степени, чем Силкин, — возмутились и высказали это прямо и даже публично. Видимо, Силкин всё ещё считал себя отчасти великим тренером и на что-то надеялся, потому что принялся разрушать команду. Хохлова отправили тренировать дубль, Воронина — в Германию, Самедова — в Локомотив. Кураньи просто некуда было девать, а Семшова спасла его репутация: он — один из двух игроков нашего чемпионата (вместе с Семаком) — которого одинаково уважают футболисты, тренеры и болельщики, где бы те ни играли.
Расстроенная и лишённая нескольких основных частей машина совсем развалилась. «Динамо» настолько омертвело, что возникли серьёзные опасения, что в этом составе ему уже никогда не подняться. Силкин, поняв, наконец, что его величие было отчасти хохловским, а отчасти случайным, ушёл сам.
И тут случилось новое чудо: я имею в виду матч с «Локомотивом». Обозреватели наши пишут о замечательных тренерских идеях Петреску, который начисто переиграл Билича, о замечательном Джуджаке и восхитительном Кокорине. А некоторые даже утверждают, что «Локомотив» не заслуживал поражения — иными словами, что «Динамо» победило случайно.
Но я-то видел эту игру, и у меня сложилось совсем другое впечатление. Я увидел знакомые черты прошлогоднего волшебства. Футбол в основе — игра очень простая: надо, чтобы игроки бежали в открытые зоны перед воротами соперника, а им бы давали туда точный пас на ход. Именно так играло «Динамо» в прошлом году. И вообще — это его фирменная игра, как минимум, со времён Бескова, которые я ещё помню. Допускаю даже, что Петреску, тщательно изучив пульт управления, нашёл магическую комбинацию, которая работает в этом году. Но насколько сознательно это получилось? Может быть, интуитивно, как у Силкина? Тогда и результат будет таким же. Если сознательно — то Петреску действительно выдающийся тренер, и «Динамо» принесёт нам ещё много радости. Но я в это не верю. С Силкиным это уже проходили.
Я думаю, всё проще: силкинское давление закончилось, а Петреску ещё не успел ничего сделать, и «Динамо» просто вспомнило, как оно играло в прошлом году. Если это так, то Петреску вообще ничего не надо делать, чтобы, не приведи Господь, что-нибудь случайно не испортить — то есть вести себя ровно как Силкин: сидеть и радоваться игре. И по возможности подальше от игроков. Случайно ли «Динамо» вспомнило прошлогоднюю игру, когда Петреску сидел наверху? Может, ему насовсем там остаться? Великий Константин Иванович Бесков смотрел матч только сверху, чтобы видеть тактическую картину. На скамейке во время игры, считал он, тренеру делать нечего. Пусть Петреску подражает Бескову. Достаточно лишь сказать об вслух — и его все сразу начнут уважать: более достойного примера для подражания не найти.
А учитывая ошибку Силкина, Петреску надо изучать, изучать и изучать пульт управления, чтобы подготовиться к тому времени, когда понадобится новая настройка.
У меня нет уверенности, что Петреску это понимает. Начнёт сейчас чудить — и «Динамо» конец. Самое правильное, по-моему, — дать игрокам самим вспомнить, как они играли год назад. Правда, нет Самедова и Воронина, но появился Джуджак и подрос Кокорин. Так что шансы увидеть возрождённое «Динамо» есть.
Если, конечно, Петреску не возомнит себя великим тренером.
Комментарии
Это заметил и новый тренер российской сборной - италианец.
Сейчас мир идёт по английскому пути свехкоммерциализации футбола,рассматривая футбольный клуб как завод или колхоз (нужное выбрать). Но такой футбол уже начал отвращать от себя настоящих любителей-болельщиков.
Когда ездил в музей и останавливался у односельчанина, сходили мы с ним на матч Чемпионшипа с участием команды Бобби Мура "Вэст Хам" на стадионе в Аптон парке. Как приехали на метре, сразу понял, почему эта команда нынче успехами не радует - это уже не рабочее предместье Лондона, а индия с пакистанами и с добавками из румынского цыганства - сари, пенджаби, паранджи... "Бытиё определяет сознание".
Так и с московским "Динамо". Раньше вокруг стадиона в Петровском парке кишели москвичи и адекватные гости столицы. Сейчас это жители солнечных югов и другие мигранты. И как это созвучно с Петреску и его "варяжскими гостями"!..
Есть театры режиссерские, а есть театры актерские, где основная задача режиссера - не мешать, ну, разве чуть подправить.
Так и здесь - нечего командовать режиссеру в актерском театре.
Кстати, в прошлом году такая же ситуация была в Челси.
Результат известен.
Динамо-команда, которую по психологическому набору игроков нужно умело настраивать, учитывая их интересы, мотивацию. А это тренерский пилотаж высшего уровня, немногим он удается. Иностранным тренерам особенно трудно.
Расскажите об этом Моуриньо :)