Успехи программы школьных ваучеров в США

На модерации Отложенный

В июле президент Барак Обама подписал правительственное распоряжение, обещая «повысить эффективность образования и расширить образовательные возможности для афроамериканцев». Согласно этому документу, федеральные агентства должны «продвигать, стимулировать и предпринимать шаги» для увеличения «доступности колледжей, повышения уровня образования в колледжах и поддержания интереса афроамериканских студентов к образованию». К сожалению, его администрация негативно относится к Стипендиальной программе в Вашингтоне, округ Колумбия, которая позволяет студентам – большинство из которых являются выходцами из бедных и афроамериканских семей – воспользоваться ваучером и поступить в частную школу.

Возможно, Обама пересмотрит свое отношение к ваучерам теперь, когда впервые за долгое время мы увидели результаты ваучерной программы, действующей на всех уровнях - от детского сада (в 1997 году) и до зачисления в колледж (в 2011 году). В нашем исследовании мы сравнили студентов, которым удалось выиграть в ваучерную лотерею, и тех, кому не удалось – единственное различие между этими двумя группами обуславливалось удачным жребием - золотым стандартом, которым руководствуются эксперты в своих исследования.

Результаты исследования показывают, что афроамериканские студенты, сумевшие воспользоваться ваучером для поступления в частную школу, на 24% чаще поступали в колледж, чем афроамериканские студенты, которым не удалось выиграть в ваучерной лотерее.

Ваучерная программа была введена в Нью-Йорке. Это произошло в 1996 году, когда архиепископ Джон О`Коннор (John J. O'Connor) предложил главе отдела школьного образования города Нью-Йорка Руди Кру (Rudy Crew) «перевести самых отстающих учащихся бесплатных средних школ в католические школы». Когда мэр города Рудольф Джулиани попытался профинансировать эту инициативу из городского фонда, он столкнулся с серьезным сопротивлением со стороны тех, кто усмотрел в ней нарушение Первой поправки к конституции США, в частности пункта о запрещении издавать законы, учреждающие государственную религию (позже Верховный суд неоднократно отклонял этот аргумент в процессе рассмотрения других дел). Пока бушевали споры, группа филантропов, включавшая таких известных деятелей Уолл-Стрит как Брюс Ковнер (Bruce Kovner), Роджер Хертог (Roger Hertog) и Питер Флэнэгэн (Peter Flanagan), учредила Нью-йоркский стипендиальный фонд за образовательный выбор.

Этот фонд предоставил трехлетние стипендии – то есть ваучеры – по 1400 долларов ежегодно примерно для 1000 семей с низкими доходами, в которых были дети возраста начальной школы. Получатель этой стипендии мог посещать любую из сотен частных школ - религиозных или светских - города Нью-Йорк. Крупнейшим предоставителем частного школьного образования являлась католическая епархия, и средняя стоимость обучения в ее школах составляла в то время 1728 долларов в год. Общие расходы на обучение в этих школах – из всех источников дохода – достигали 2400 долларов на одного учащегося в год (для сравнения, общие расходы на одного учащегося в бесплатных средних школах составляли более 5000 долларов). В этой лотерее приняли участие более 20 тысяч учащихся. 

Из 2666 студентов, принявших участие в нашем исследовании, необходимую информацию предоставили более 99% из них. Чтобы проверить предположение о том, что победители этой лотереи чаще поступали в колледжи, мы проверили номера социального страхования студентов и другие идентификационные данные по базе данных студентов колледжей, которую мы запросили в Национальной студенческой клиринговой палате, получающей эту информацию от высших учебных заведений, где учатся 96% всех студентов США.

Нам неизвестно ни о каких иных исследованиях эффективности ваучерной программы, в рамках которых экспертам удалось бы настолько успешно проследить результаты ее действия на протяжении длительного периода времени.

Несмотря на то, что нам не удалось доказать, что ваучерная программа способствовала увеличению численности латиноамериканских студентов колледжей (а белых и азиатских студентов оказалось слишком мало для полноценного анализа), эффективность этой программы среди афроамериканских студентов оказалась значительной. Количество афроамериканских студентов, поступивших на дневное и вечернее отделение колледжей, увеличилось на 24%. Кроме того, число студентов дневного отделения увеличилось на 31%, а процент афроамериканских студентов селективных колледжей (куда принимаются только студенты, чьи баллы SAT составляют 1100 и выше) увеличился более чем в два раза, с 3% до 8%.

Такие результаты кажутся особенно поразительными, учитывая относительно скромные затраты на подобное вмешательство: всего 4200 долларов на одного учащегося за три года. Это говорит о том, что правительство в действительности сэкономит, если введет подобную ваучерную программу, поскольку расходы на обучение в частном секторе меньше, чем расходы в секторе бесплатного школьного образования. Чтобы добиться сходного увеличения (19%) числа афроамериканских студентов, поступающих в колледж, путем сокращения количества учеников в классе, в Теннеси в конце 1980-х годов системе бесплатных средних школ пришлось потратить по 9400  долларов на одного ученика.

Президент Обама совершенно справедливо рассуждает об особенно трудных препятствиях в сфере образования, которые афроамериканским студентам необходимо преодолеть, чтобы подготовиться к учебе в колледже. И, похоже, он ничего не имеет против частных школ как таковых, поскольку его собственные дочери учатся в частных школах. Тем не менее – очевидно, из-за негативного отношения к ваучерной программе со стороны влиятельных профсоюзов учителей – президент до сих пор не сделал следующий шаг и не помог открыть двери частных школ для детей из бедных семей.

«Моя восьмилетняя дочь учится сейчас в третьем классе, и она делает поразительные успехи. Это чудо, что она так изменилась», - рассказала одна из афроамериканок, получивших ваучер, на заседании специальной рабочей группы в 1999 году. Причина этих изменения была очевидной. Она заключается в возможности родительского выбора в вопросах образования ребенка. И это совсем не «чудо» - если только вы не являетесь одним из тех родителей, которым посчастливилось принять участие в этой программе.

Мэтью Чингос (Matthew Chingos) – научный сотрудник Центра Брауна по политике образования Института Брукингса. Пол Питерсон (Paul Peterson) – профессор Гарвардского университета, где он руководит Программой политики и управления в области образования, кроме того он является старшим научным сотрудником Института Гувера Стэнфордского университета. Их доклад под названием «Влияние программы школьных ваучеров на число студентов колледжей: экспериментальное подтверждение из Нью-Йорка» был опубликован в четверг, 23 августа.