Финансовая разведка: как кошмарить бизнес

Росфинмониторинг готов бороться с отмыванием денег ценой радикального ухудшения делового климата

Росфинмониторинг, ФНС и МВД подготовили документ неодолимой силы. Из него понятно, как командированные на экономику силовики хотели бы ее контролировать. Принятия одного этого документа достаточно, чтобы перечеркнуть все попытки улучшить деловой климат в стране. Даже разговоры и упоминания о подобных планах приводили бы инвесторов в ужас, если бы они уже не были готовы ко всему.

Вот вкратце основные новации: законопроект разрешает налоговикам рассчитывать подлежащие к уплате налоги без учета сделок по уклонению от налогов. Разумеется, до того как такие сделки квалифицированы судом. Если почта не смогла доставить юрлицу письмо ФНС по его регистрационному адресу, налоговики могут заморозить все банковские счета и депозиты адресата, одновременно собрав у банков данные о движении по ним средств. Это волшебная рейдерская схема.

Любое уклонение от налогов и таможенных сборов будет автоматически влечь за собой еще одно преступление — отмывание этих средств. Возникает двойная ответственность. Банки должны будут информировать Росфинмониторинг о каждом открытом гражданами счете (депозите). Незадекларированную гражданами валюту или ценные бумаги можно будет конфисковать при наложении штрафа в размере 2-10-кратной незадекларированной суммы. Вводится понятие бенефициара, но сугубо в фискально-контрольных целях.

Российские фирмы и частные лица по-прежнему не смогут пользоваться удобным и нужным для деловых целей институтом траста, для этого придется идти в другие юрисдикции. Но чиновники смогут по полной программе пользоваться понятием «бенефициарный владелец» для борьбы с отмыванием, уклонением и т. д.

Теперь по порядку. Росфинмониторинг завершил начатую еще зимой по заданию Владимира Путина работу над законопроектом, который должен быть направлен на пресечение незаконных финансовых операций (отмывание и легализацию). Но документ значительно шире этой задачи.

Подготовкой его сначала руководил бывший первый вице-премьер Виктор Зубков. Потом, по сведениям «Ведомостей», работу возглавил помощник президента по кадровым вопросам Евгений Школов, бывший сотрудник КГБ и замминистра внутренних дел.

Мартовский вариант проекта предлагал сажать бизнесменов за «легализацию» незначительных сумм, увеличить на порядок уставные капиталы, запретить считать уменьшающими прибыль расходами траты на выпуск ценных бумаг офшорными «дочками». Некоторых из этих норм теперь в тексте нет. Но все стало гораздо круче. «Получается, теперь любое ведомство может выпускать документы макроэкономического характера [меняющие экономический климат]», — заметил в разговоре с одним из сотрудников Forbes высокопоставленный чиновник. Читать далее...