Депутат на шару

На модерации Отложенный

Для нас выборы — это развлечение, а для кандидата — нудная работа с большими тратами времени и денег.


Избиратели переживают, что после выборов их в очередной раз «кинули». Фото: И. Шаповалов

Выборы — это массовый психоз. Одни жаждут избраться. Другие — получить, не тратясь, идеального депутата, который будет защищать их права. Депутат без изъяна должен не пить, не есть, не воровать, не думать о собственных интересах, а пять лет своей жизни в парламенте или горсовете только то и делать, что удовлетворять фантазии избирателей. Хотят граждане, чтобы в их дворе не строили новый дом, депутат должен грудью и прочими частями тела встать против застройщиков. Хотят русского языка — должен принести им русского. Хотят украинского — тоже пусть несет. Двуязычия? Значит, по языку в руки и к своим любимым избирателям на участок. Вот он я! Принес! Пользуйтесь!

Впрочем, такими высокими потребностями наш избиратель не ограничивается. В основном, его интересует материальное, низменное. Избиратель стареет. Большую его часть составляет очаровательная старушка за шестьдесят, уже похоронившая своего мужа и имеющая бездну свободного времени для фантазирования о лучшей жизни. Старушка желает повышения пенсии, снижения квартплаты, поздравительной открытки на Новый год и прочие праздники, бесплатного пайка и вообще ВНИМАНИЯ. То шум ей за окном мешает. То климат испортился. То соседские собаки гавкают. А еще ей хочется, чтобы у депутата было располагающее лицо, на которое приятно посмотреть, и чтобы он не был похож на бандита. Ну где такого найти? Это же не депутат. Это ангел. Святой. Если такой вдруг заведется на белом свете, он не жилец — бабульки просто замучают его до смерти просьбами и предложениями.

А еще избиратели страшно переживают и нервничают, что после выборов их в очередной раз «кинули». Сердятся! Приходят в благородное неистовство. Как он мог?! Нас, таких хороших и доверчивых, вокруг пальца обвел и ручкой помахал. Говорил, что будет в оппозиции. А как только в Раду вошел, сразу вступил в правящую коалицию, слившись с «злочинною владою»!

Да как же вас не обманывать? Если бы я был кандидатом в депутаты, то тоже обязательно бы вас обманул. Пообещал бы одно, а сделал бы то, что мне нужно. Причем никаких ни материальных, ни моральных рычагов у вас как избирателей на меня бы не было. Посудите сами: избирательная кампания на мажоритарном округе стоит от полумиллиона до двух миллионов долларов. Полмиллиона — это если вам впаривают уже лицо «раскрученное», то есть хорошо узнаваемое и известное по предыдущим скандалам и бурной публичной жизни. За полмиллиона можно превратить в депутата звезду эстрады, видного ученого (желательно с удостоверением, что он академик), популярного телеведущего, журналиста или… бывшего депутата, уже примелькавшегося перед телекамерами. Много у нас таких? По пальцам пересчитать! Но бесплатно даже они стать депутатами не могут. Избирательная кампания, повторяю, требует денег. Даже с приличным и узнаваемым лицом полмиллиона нужно вынуть либо из собственного кармана, либо взять взаймы у «доброго дяди». Но с «добрым дядей» все равно придется расплачиваться. Он вкладывается в будущую политическую «звезду» с целью получения прибыли. Именно его фантазии депутату и придется удовлетворять в первую очередь.

А если останется свободное время, то еще и избирательские. Надо же и народу сделать приятное. А, вдруг еще раз переизберут?

Поймите правильно: это для вас выборы — развлечение. Для кандидата в депутаты — это нудная ежедневная работа, связанная с затратами времени и денег. Отпечатал свою «морду» с лозунгами в виде листовок — плати. Нанял девочек-мальчиков, чтобы разнести эту макулатуру по почтовым ящикам — плати. Все бизнес-дела на несколько месяцев — по боку. И даже бензин для машины, чтобы разъезжать по своему участку, расспрашивая старушек об их нуждах, тоже нужно залить за свой, а не избирательский счет. Не говоря уже о тратах на предвыборный штаб и залог государству в виде двенадцати необлагаемых зарплатных минимумов. Минимум у нас в этом году — 1134 гривни. Умножьте на двенадцать и спросите себя сами: хочется ли вам даже такую «мелочь» отдать ПРОСТО ТАК.

А ведь залогом и бензинчиком траты на кампанию не ограничиваются! Ради выборов приходится покупать даже машины. Причем из тех, на которых депутаты не ездят. На днях встретил знакомого — перспективного политика из левых, покупающего «Ниву». В обычной жизни парень ездит на японском джипе стоимостью $60 000. Но он избирается в глубинке, обещая туземцам все заасфальтировать и ПОДНЯТЬ. И леса, и поля, и болота. В дебрях, где обитает его электорат, он должен выглядеть прилично, но бедненько. Чтобы быть ближе к народу. «Ниву» он убьет за время выборов. А потом, естественно, отобьет, оставив туземцев, как и раньше, без асфальта. Туземцы могли бы, конечно, найти из своих кандидата — действительно им близкого по мировоззрению. Но они очень не любят себе подобных и очень друг другу завидуют. Если кто-то из них, не дай Бог, станет депутатом, значит, все поймут, что они его «хуже», а он — «лучше». Поэтому куда больше шансов у моего знакомого «варяга» из Киева.

Изредка, конечно, в депутаты идут идеалисты. Знавал я и такого! Правда, всего одного. Десять лет назад, потратив на выборы чуть меньше двух тысяч долларов, он умудрился занять в своем округе почетное второе место, уступив кандидату от тогдашней власти. По странному стечению обстоятельств, против него на округе проголосовали в полном составе воинская часть и больница со всеми докторами, санитарками и пациентами. Парень обошел, действительно, почти каждую старушку, записал все их бредни и собирался после выборов их удовлетворять. А так как у него не было денег, то избирался он в округе, где жил — чтобы меньше тратиться на переезды. Единственное, чего у него не было — это продуктовых пайков и связей в больнице и воинской части, которые голосовали КАК НАДО. «Победивший» его депутат на округе уже больше никогда не появился. Зато бабушки еще несколько месяцев ходили к проигравшему идеалисту, требуя то срезать тополь, то заасфальтировать яму во дворе. Расстроенный «политик» ответил им прямо: «Что, бабки, гречку съели, а до выборов еще далеко? У вас теперь есть депутат, пусть он вам и пилит, и асфальтирует».

Приглашая сантехника, мы платим ему деньги и можем требовать за них качественную услугу. Будущий депутат всегда тратит деньги на нас. Мы получаем его, так сказать, на шару. А на шару ничего хорошего не выдают. Только то, что самим не нужно. Это и есть реальная демократия. Без иллюзий.