Израильский газ, иранский иск и российская цена

В текущих дебатах по поводу израильского нападения на Иран, основное внимание было  уделено Израилю и Америке. А что же Россия?

Ответственный сотрудник в газовой промышленности Израиля сказал: «Русские тут уже отираются немало времени. Каждый знает о российском интересе в борьбе за европейский энергетический рынок. Они хотят у нас покупать или резину тянуть? Непонятно, но они здесь».

В начале июля, новый израильский новостной сайт по энергетике и инфраструктуре «Thastiot» утверждал, что во время разрекламированного визита Владимира Путина в Израиль, Путин и Нетаньяху договорились о создании дочерней компании Газпрома – российского нефтегазового гиганта, которая поможет в разработке крупнейшего газового месторождения Израиля, недавно открытого в Восточном Средиземноморье -  Левиафан.

«Скорее всего, израильский газ пойдет на Дальний Восток», - считает  Оад Марани, генеральный директор IDLC Еnergy, которая уже проводит бурение участка Мира.. Для него этот вопрос носит чисто экономический характер. «На Дальнем Востоке мы увидим в три раза больше того, что мы видим в Европе. Хотя мы и не сможем удерживать весь запас, это все же лучше, чем любой европейский вариант, который связан с прокладкой дорогостоящего трубопровода».

Однако ответственный сотрудник в этой области, с которым удалось побеседовать, в этом не очень уверен. Да, на Дальнем Востоке имеется неограниченный спрос (японцы стали меньше опираться на атомную энергию, а китайцам, сколько ни давай, им все мало), но европейский рынок остается актуальным, а у Израиля есть огромный объем газа уже открытого и того, что будет открыт. По оценкам геологической службы США (USGC),запасы газа в Восточном Средиземноморье составляют 345 триллионов кубических футов, в то время как запасы российского газа в Сибири по оценкам составляют 643 триллиона.

Крупный бизнес! При таком большом количестве русских, которые ездят туда сюда в Израиль по этому делу, возникает мысль о взаимосвязи между газовой сделкой и российской позицией по  вопросу Ирана.

На той же неделе Путин посетил Нетаньяху в Иерусалиме, Eurasiamonitor написала:

«Государственное учреждение, которое контролирует экспорт и импорт российского оружия... подтвердило, что Иран подал иск против России в арбитражный суд Женевы за ущерб в размере около $4 млрд за отмену в 2010 контракта на продажу пяти единиц зенитной противоракетной системы С-300 на большие расстояния, стоимостью примерно от $800 млн до $1 млрд».

По некоторым оценкам, стоимость газового месторождения Левиафан может составлять, по словам Гилада Алпера, аналитика инвестиционной компании ExcellenceInvestment, $15 млрд. Сегодня оно продается по цене 3 миллиарда долларов.

Другой взгляд: Левиафан содержит 473 миллиарда кубических метров газа. Газпром экспортировал 150 миллиардов кубических метров газа в Европу в 2011 по цене $384 за тысячу кубометров - доход  - $ 57,6 млрд. В этом году «Газпром» поднял цену до $ 415 - 8% повышение даст еще $ 4,6 млрд дохода «Газпрому». Во что обойдется Израилю сохранение нейтралитета в этом деле? Стоит это отказа от сделки в $ 800 млн? Может, российская продажа ракет и израильские запасы газа указывают, что они пришли к соглашению с израильской точки зрения?

Выдающиеся американцы, как Дэвид Петреус без конца твердят, что у Израиля нет возможности разрушить иранский ядерный потенциал и, уж конечно, не амбиции Ирана стать ядерной державой. Но если Израиль действительно может оттянуть проект, убрав в то же время из общей расстановки сил одного из наиболее важных союзников Ирана, то все может выглядеть очень отлично от того, что говорит Канцелярия премьер-министра Нетаньяху. Каждый знает, что Россия играет роль «спойлера» на международной арене. Но этот «спойлер» тоже имеет свою цену.