Народное мнение: «коммуналка» дорожает, а зарплаты не растут
Обычно жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) дорожают в январе, и по-новому мы начинаем платить с февраля - по январским счетам. В этом году традиционного повышения не было. Квитанции с новыми расчетами мы получили в июле.
Но это еще не все – новое повышение цен ожидается с 1 сентября.
Причины перемен вполне понятны: власти решили поменьше волновать народ перед выборами президента, прошедшими в марте этого года, и отложили традиционное повышение цен на «коммуналку». При этом выбрали плавный, с их точки зрения, график увеличения тарифов в два приема – летом и осенью.
Граждан призвали не нервничать, заявив, что повышение будет умеренным. Июльское подорожание уже состоялось, и, как сообщила Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат), в этом месяце стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла на 5,7%.
Что же касается Москвы, то, как недавно объяснял руководитель столичного департамента экономической политики и развития Максим Решетников, суммарное увеличение «коммунальной» нагрузки на столичных жителей в 2012 году составит 11,4%. И что интересно, теперь повышать тарифы будут два раза в год – в июле и в сентябре. То есть нынешний эксперимент хотят окончательно внедрить в жизнь (см. «Тарифы на услуги ЖКХ в Москве будут расти два раза в год»).
Может быть, оно и правильно: в начале года после длительных новогодних праздников народ впадает в некоторую депрессию, связанную с отсутствием денег, возвращением на работу и общим авитаминозом. А тут еще «коммуналка» растет…
Но в любом случае хорошо бы знать – когда именно вам опустят в почтовый ящик квитанцию с новыми цифрами – в январе или в июле.
О том, нужен ли потребителям четкий график, определяющий плановое повышение цен на жилищно-коммунальные услуги, «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» поговорил с жителями столицы.
Москвичам, согласившимся поучаствовать в социологическом исследовании, было предложено ответить на несколько вопросов.
Первый вопрос был «вводным»: «Знаете ли вы о том, что тарифы на ЖКУ ежегодно растут?»
- Да, знаю, – ответили 96,1% опрошенных;
- нет, не знаю, – заявили 3,9%.
Затем мы усложнили задачу и спросили, нужен ли, на взгляд наших собеседников, четко установленный законом период, в течение которого цены на жилищно-коммунальные услуги будут подниматься.
Примерно треть респондентов ответила, что такой «график повышения» нужен: «конечно, человек должен на что-то рассчитывать»; «это было бы удобно»; «надо заранее знать, в каком месяце повысят».
Однако приблизительно такая же по количеству участников опроса группа довольно скептически отнеслась к данной инициативе.
Часть скептиков считает, что от смены «роковых» дат ничего не изменится – на материальном благосостоянии семьи это не отразится: «не пойму, что это даст»; «какая разница, они от этого меньше станут, что ли?».
Прозвучали предложения изменить тарифы на «коммуналку» один раз и оставить надолго, а не дергать людей каждый год.
Были предложены и более радикальные решения - никогда их не повышать: «лучше установить законодательно, чтобы они вообще не дорожали»; «увеличения тарифов уже не должно быть.
Сколько можно, с 91 года увеличивают»; «да вообще нечего их поднимать».
Еще одно популярное мнение - сначала следует повышать зарплату, а потом уже коммунальные платежи: «тарифы надо увеличивать соответственно увеличению заработной платы. А не сначала тарифы, а потом через два года зарплату»; «не пойму, как это связано со временем года, зарплаты так не растут»; «моя зарплата не растет в зависимости от времени года».
Остальные затруднились с ответом.
Задавая третий вопрос, мы все-таки попросили людей подумать, в какое время года повышение цен на ЖКУ было бы менее болезненным.
Учитывая те настроения, которые были продемонстрированы нам при ответе на предыдущий вопрос, мы уже ожидали услышать: болезненно всегда, от времени года не зависит.
Таков был общий смысл наиболее часто встречающихся комментариев (их дала почти половина участников опроса):
«только что разговаривали с мужем о том, что невозможно платить такие суммы, а самое главное, что ничем помочь себе не можем»;
«всегда тяжело, пенсию не повышают, как тарифы»;
«не знаю, мы и так захлебнулись».
Остальные участники разделились на мелкие группы, которые называли в качестве подходящего сезона разные времена года: лето («летом меньше жжешь электричества, поэтому удобно»), зиму («летом отпуска и так много расходов»), весну («человек всегда перед зимой покупает одежду, еще и цены поднимут - тяжело.
В новый год это нечестно.
А весна, впереди лето, у людей хорошее настроение, и они надеются, что за лето эта проблема решится»).
Кроме того, довольно много респондентов отказались отвечать, заявив, что им без разницы.
Ну а напоследок мы задали, видимо, самый животрепещущий вопрос: «как вы считаете, почему в нашей стране тарифы ЖКХ только растут?»
Причины были названы следующие:
- потому что это Россия (очень часто встречающееся мнение во многих наших опросах): «велика Россия, жаль досталась дуракам»;
«страна у нас сейчас такая, мне 72 года и застал те времена, когда цены падали. А сейчас все только растет»;
«у нас особенная стать»;
- потому что мы бездарные управленцы:
«не очень эффективно ведем хозяйство»;
«плохо экономим»;
«кто-то с чем-то не справляется»;
- потому что нет соответствующего «пригляда» за коммунальщиками:
«каждый творит что хочет»;
«никто ничего не контролирует»;
«никто не наблюдает за этим»;
- потому что надо вкладывать в сферу ЖКХ, для этого нужны средства:
«предыдущие деятели все разрушили, а теперь надо много времени, чтобы это восстановить»;
- потому что чиновникам требуются деньги на личные нужды:
«запросы чиновников все время растут»;
«карманы у некоторых большие»;
«они привыкли ездить на Канары. А за чей счет? За наш»;
«потому что очень много присосавшихся к ЖКХ людей, и всех надо кормить»;
- потому что кругом инфляция и всеобщее подорожание:
«все растет и тарифы растут»;
«у нас на что-то падает цена? Даже в сезон на фрукты - и то цена не падает»;
- потому что в мировой экономике проблемы:
«они растут во всех странах, по моему опыту. И в Америке, и в Европе. Инфляция идет»; «кризис во всем мире».
Некоторые участники признались, что не понимают, почему это происходит: «сама удивляюсь. Лучше что-то стало, что ли? В привычку вошло»; «я откуда знаю. У нас ничего не изменилось в лучшую сторону, дом без лифта, а тарифы растут».
А теперь подведем итоги нашего исследования.
Людей больше волнует не график повышения тарифов, а непосредственно сам факт ежегодного роста платежей, однозначно для них неприятный.
И хотя у нас регулярно индексируют пенсии, социальные выплаты и зарплаты бюджетникам, повышение цен остается для них крайне болезненным.
У тех, кто трудится не в бюджетной сфере, изменение зарплат происходит на усмотрение руководства компании, а не государства.
Так что в целом люди тяжело переживают любое удорожание услуг, продуктов и товаров. И это, конечно, напрямую связано с невысоким уровнем жизни в стране большинства населения.
Для обычных граждан предметы первой необходимости дорожают постоянно, при этом семейный бюджет почти не увеличивается, и позволить себе какие-то даже необходимые покупки, не говоря уже о развлечениях, с каждым днем они могут все меньше и меньше.
Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке.
Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы.
В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.
Комментарии
… Мы занимались не сбором денег, а уничтожением коммунизма. Это разные задачи, с разной ценной. …Что такое приватизация для нормального западного профессора, для какого-нибудь Джеффри Сакса? Который пять раз уже менял позицию по этому поводу, и докатился до того, что надо отменить приватизацию и начать всё заново.
Для него, в соответствии с западными учебниками, это классический экономический процесс, в ходе которого оптимизируется затраты на то, чтобы в максимальной степени эффективно разместить активы переданные государством в частные руки.
А мы знали, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого ли, дёшево, бесплатно, с приплатой — двадцатый вопрос, двадцатый.
А первый вопрос один: каждый появившийся частный собственник в России — это необратимость. Это необратимость.
Приватизация в России до 97 года вообще не была экономическим процессом.
Она решала совершенно другого масштаба задачи, что мало кто понимал тогда, а уж тем более на Западе.
Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили. Мы решили её полностью.
Мы решили её с того момента, когда на выборах в 96-ом году Зюганов отказался от лозунга «национализация частной собственности».
Отказался не потому, что он полюбил частную собственность, а потому что он понимал, что если хочешь власть в этой стране получить, безумие отнимать назад.
У тебя самого отнимут так, что мало не покажется. Этим самым мы заставили его, независимо от его желания, играть по нашим правилам, ровно то, чего и надо было добиться.
…Мы решали другую задачу, и эту задачу решили.