Дело Пусси Райот как зеркало российского общества

Одна из основных заслуг как самих участниц акции ПР в ХСС, так и ее правительственных и церковных «пиарщиков» состоит в том, что акция эта представила нам отражение сегодняшнего состояния нашего общества. Мы увидели то, что и так, конечно, знали, но увидели это рельефно, часто гротескно до карикатурности. С этим во многом и связана та агрессивность, с которой вообще любят пенять на зеркало те, чья рожа крива.

Что же отразилось в этом зеркале?

Ну, прежде всего, мы увидели тех, кого все эти «мелочи» вообще не волнуют, кто занят своим большим и серьезным делом – зарабатыванием денег. Но таких на сей раз оказалось немного.

Увидели мы и тех, кто, собственно говоря, приложил к тому, чтобы создать огромное событие «Дело Пусси Райот», сил много больше, чем три несчастных девочки, попавшие под каток. Чтобы раздуть такую историю, нужно обладать огромной мощью. Государству и церкви пришлось немало потрудиться, чтобы песенка про «срань» была услышана во всем мире и чтобы мир проникся правотой певиц. Но и эта группа не так интересна – о ней мы хорошо знали и раньше, да она и не так многочисленна. А вот три другие группы гораздо важнее.

Первая. Ее составили те, кто легко управляем и позволяет легко собой манипулировать. Им сказали «кощунницы, богохульницы и развратиницы вас оскорбили» и они немедленно и совершенно искренне в это поверили. И с готовностью потянулись к ремням, нагайкам, а иные - к кадилам, а кто-то – к вилам, в общем, ко всем известным им орудиям возмездия. Оскорбившись, они оказались не склонны отказываться от этого чувства обиженности и сегодня хранят его в той же свежести, как и пол-года назад. Любопытно, что в группу эту входят отнюдь не только люди молодые или малограмотные, но и впоне убеленные сединами и даже учеными званиями. «Раз сказали, что обидили, значит обидили.

И нечего тут рассуждать. А раз обидили, то спускать обидчику никак нельзя».

Группа вторая. В нее вошли те, кто точно так же проглотил изначально наживку, брошенную пусепиарщиками от власти, но одни быстрее, другие медленнее начал чувствовать, что проглотили какую-то гадость. Нормальные человеческие чувства у людей из этой группы, - чувство доброты, сострадания, чувство правды, справедливости – начали преобладать над внушенной обидой, результатом чего стала внутренняя работа понимания. Но работа эта у людей второй группы не зашла слишком далеко. Они ЧУВСТВУЮТ, что дело происходит отвратительное и что их в это дело втягивают. ЧУВСТВУЮТ сочувствие и симпатию к жертвам и отвращение к палачам. Но при этом на уровне ума продолжают считать акцию в ХСС скверной выходкой.

Эта группа оказалась ОЧЕНЬ большой. Гораздо большей, чем этого ожидали авторы всего действа (я говорю, не о ПР, а о государстве и церкви). И это само по себе очень отрадно. Значит живое в душе народа еще сильно и еще может сопротивляться тем, кто хочет его затоптать. Но радость эта – радость грустная. Потому что третья группа пока совсем не так многочисленна, как вторая. Что это за третья группа?

Третья группа – это те, кто ясно ПОНЯЛ все это «Дело ПР». Понял, что в самой акции не было ничего плохого – ее авторы просто нашли адекватный способ громко обратить внимание общества на проблемы церкви и общества. Что все попытки светской и духовной власти доказать противное несостоятельны ни с точки зрения логики, ни с точки зрения юридической, ни с точки зрения религиозной. Что суммарный результат этого «дела» вообще превосходит все ожидания – настолько общество в целом стало умнее, и добрее, и честнее за эти полгода. А главное - что мы, в самом деле, оказались по уши в том, что певицы назвали «сранью». И что нам надо из всего этого как-то выбираться и отмываться.