Зарыть сокровища в России

На модерации Отложенный

Недавняя инициатива, направленная против права  высокопоставленных чиновников на собственность за границей, сама по себе очень правильная. Еще в Библии сказано, что где сокровище ваше, там и сердце. Где человек отстаивает интересы того места, где он хранит свои деньги - просто в силу функционирования простейшего механизма потребительской психологии. Поэтому, например, монашество или духовный путь несопоставим со стяжательством. Безусловно, хотелось бы, чтобы люди, управляющие Россией, хранили свои сокровища в России. В российских банках, пускай даже стеклянных, чулках и коробках, в сундуках с бриллиантами, закопанных в своих поместьях. Тогда, даже если мы допустим, что это не очень идеалистические люди, думающие о своем собственном благополучии больше, чем о благополучии целой страны – а это приходится допустить, исходя из реального положения дел – то все-таки есть шанс, что они сохранят лояльность России в сложной ситуации. Это не значит, что надо поощрять коррупцию и складирование награбленного на своих огородах. Это просто минимальная гарантия, что они будут время от времени своим сознанием возвращаться к этому зарытому сундучку.

Если же отнестись всерьез к тому, что предлагается, то это уже революция. Революция в управлении, в идеологии, в сознании. Государство, народ, нация, общество становятся ценностями, требующими подчинения индивидуального начала коллективному. Идея хорошая, но очень трудная в реализации. Сегодня у государства помимо внешних врагов есть и враг внутренний – это наша русское разложение. Порок, который ставит личное выше общественного.

Русские люди ни в чем не останавливаются на середине. Либерализм, призыв заниматься в первую очередь личным благополучием и делать личную карьеру мы понимаем в совершенно радикальных тонах. В отличие, кстати, от Запада, где свободы сопрягаются с ответственностью. Они вкладываются в западного человека вместе с определенными обязанностями. Да, ты работаешь на себя, но соблюдаешь права других. В России либерализм понимается совершенно иначе. Раз свобода, то, значит, никаких ограничений. Если тебе предложено заниматься собой, то на другого ты должен самым последним образом омерзительно наплевать. Соответственно, русский коррупционный либерализм создает ситуацию, когда невозможно управлять государством. Потому что пока одни, несогласные, «болотные» активно саботируют на площадях, другие просто тихонько тащут все себе. Русские люди разрушили все границы, преодолели все пределы, осуществили все формы трансгрессии. Именно об этом говорил Достоевский, что широк русский человек и даже непонятно, где кончается широта и начинается подлость. Мы действительно всеобъемлющие, мы все в себя включаем.

Мы не можем остановиться. Мы будем воровать все больше и больше, пока не украдем весь мир с солнцем и луною вместе. Русский человек – это всечеловек, он хочет украсть все.

Сегодня коррупция является мотивацией и власти, и тех, кто до нее еще не добрался. Перебороть этот тренд чрезвычайно трудно. Одним указом здесь не отделаешься. Изобретательность русских не знает пределов, любые ограничения они смогут легко обойти. Возможно, стоит поступить самым радикальным образом. Я бы предложил Путину построить в России Платонополис. У Платона было так – занимать высшие посты в государстве могут те люди, у которых вообще нет частной собственности. Она, частная собственность свободно приобретается на рынке, укрепляется и охраняется. Но любой человек, обладающий сколько-нибудь ощутимой собственностью, допустим, с миллиона начиная, просто не имеет права участвовать в политике. Так Платон предлагает готовить стражей государства – философов, которые будут охранять идеи. Их нужно воспитывать с детства в любви к духу, а не к материи. Тех, кто любит материю, тоже не надо заставлять – ну, любят материю, пусть любят.

Это более радикальный метод. Таким образом собирается некая аскетическая дружина или бригада. Они изучают философию, русскую историю. Своего рода воины-монахи – русские тамплиеры. Они не имеют ничего, они дают обет бедности, и Россия для них превыше всего. Но вся политическая власть принадлежит только им. Деньги и благополучие граждан -  под их контролем. Эти русские тамплиеры будут сами утверждать законы, в рамках которых люди могут пользоваться своею свинообразной материальной свободой.

Вот какое идеальное государство нужно строить в России. А те паллиативы, которые предлагаются в форме ограничения права чиновников на активы за границей, с трудом выполнимы в силу ничтожности этой задачи. Когда что-то летит в одном направлении, притормозить очень трудно. Тренд, который выбрало российское общество, направлен в абсолютную бездну. Быстрее мы туда прилетим или медленнее – не имеет значения, нужно вообще развернуться в противоположном направлении. Тот, кто хочет притормозить этот полет в бездну – в данном случае Путин – уже дает позитивный сигнал. Значит, кто-то осознает, что дальше это продолжаться не может. Ведь Россию просто продадут и на этом все закончится. Значит, понимание серьезности есть. Это предложение из  сферы рациональных, хотя и невыполнимых. Но хорошо, что оно есть. Даже невыполнимое, оно лучше, чем откровенное признание беспомощности политики государства и общества перед тем валом греха и порочности, который открыто наступает на наше общество в масках и без оных.