Несколько слов о ГКЧП

На модерации Отложенный

Помню, как в теплый августовский день меня обескуражили словами: «Слышал, в Союзе коммунисты власть захватили? Чрезвычайное положение объявили!» Я тогда вообще ничего не понял. Коммунисты и так были у власти. За политикой я тогда вообще не наблюдал. «Насытился» вдоволь до отъезда. Жил я к тому моменту уже почти полгода в Нетании, курортном городе Израиля. Объедался всякими манго и авокадо, купался в море и радовался жизни.

Пошел я на центральную площадь, а там «русские» только об этом и говорят. Был тогда на Площади Независимости переговорный пункт. Я туда. А там очередь. Дозвониться почти невозможно. У всех, кто выходил из кабинки, спрашивали: «Ну, как?». Как правило, в ответ говорили, что так и не дозвонились, некоторые утверждали, что только и успевали сказать, что все в порядке, и связь обрывалась. В тот вечер я так и не смог дозвониться. Через пару дней мне сказали, что путч провалился. Я запросто дозвонился в Киев. Мне сказали, что в Киеве вообще этот путч не почувствовали, хотя страх из-за сообщений по Центральному Телевидению испытали. «Ну, хорошо всё, что хорошо заканчивается!» Я сказал что-то вроде этого, и на этом на истории путча, как думал, для себя поставил точку. Оказалось, многоточие.

 

Я не буду рассказывать историю ГКЧП, тем более, что мало кто знает ее хуже, чем я каких-то пять лет назад. Я позволю себе только привести пару цитат и прокомментировать некоторые из них.

Говорили, что в СССР была предпринята попытка захвата власти. Кто ее предпринял? Власть? Представители власти предприняли попытку захватить власть? Потом стали говорить, что «заговорщикам» стало известно о том, что по новому союзному договору их хотели от власти отстранить. Какие мелкие шкурнические интересы! Во как!

 

Александр Руцкой:

 

«Я бы не называл события 1991 года путчем по той причине, потому что никакого путча не было. Было стремление определенной группы людей, руководства определенного бывшего Советского Союза, направленное на сохранение Советского Союза как государства любым путем. Вот была главная цель этих людей. Никто из них не преследовал каких-либо корыстных целей, никто не делил портфели власти. Одна цель – сохранить Советский Союз»

 

 

Итак, основная цель ГКЧП заключалась в том, чтобы не допустить развала СССР, то есть следовать воле народа, определенной результатом референдума!

Список членов КГЧП (цитата с Википедии):

  1. Янаев Геннадий Иванович (1937—2010) — вице-президент СССР, исполняющий обязанности Президента СССР (18 - 21 августа 1991 г.), член ЦК КПСС. Председатель ГКЧП
  2. Бакланов Олег Дмитриевич (р. 1932) — первый заместитель председателя Совета обороны СССР, член ЦК КПСС.
  3. Крючков Владимир Александрович (1924—2007) — председатель КГБ СССР, член ЦК КПСС.
  4. Павлов Валентин Сергеевич (1937—2003) премьер-министр СССР, член ЦК КПСС.
  5. Пуго Борис Карлович (1937—1991) министр внутренних дел СССР, член ЦК КПСС.
  6. Стародубцев Василий Александрович (1931—2011) — председатель Крестьянского союза СССР, член ЦК КПСС.
  7. Тизяков Александр Иванович (р. 1926) — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР.
  8. Язов Дмитрий Тимофеевич (р. 1923) министр обороны СССР, член ЦК КПСС.

Если эти люди – не власть, то кто же тогда власть? Президент? А президент-то не вкурсе.

Хотя теперь-то оказывается, что и президент был в курсе, и свободы его никто не лишал. Президент ждал. Достойная позиция для руководителя страны!

События описывать не буду. Кто прав, кто не прав – история рассудит. История, которую, как известно, пишут победители. Сегодня одни победители – завтра другие победители. Сегодня одна история – завтра другая история. Сегодня одни герои – завтра другие герои.

Для историков оговорюсь: сегодня одну историю преподают в школах и рассказывают народу – завтра другую.

Но и сегодня ясно одно: все члены КГЧП и другие активные участники августовского «путча» 1991 года люди честные, патриоты, заботившиеся в первую очередь о государстве, а не о себе лично. Кроме слов А.Руцкого приведу еще доказательства.

«Путчисты» были арестованы и амнистированы до суда. Амнистированы по статье, наказанием по которой должна была быть исключительная мера: расстрел. Амнистирована властью, к которой они не скрывали своего недружелюбного отношения. Амнистированы, даже не покаявшись в содеянном. Что это? Милосердие власти к своим врагам? Власть к тому моменту показала свои «демократичность» и «милосердие», расстреляв Белый дом, запросто пойдя на то, на что не посмели пойти «путчисты». А дело в том, что за измену, за которую предполагалось судить «путчистов», нужно было судить руководителей страны. В том, в чем обвиняли «путчистов», виновны были власти, то есть те, кто обвинял.

А суд все же состоялся. Один из «путчистов» не принял амнистию! Под угрозой смертной казни он решил доказывать свою невиновность и своих товарищей. Генерал армии Валенти́н Ива́нович Варе́нников не был членом КГЧП, но был активным «путчистом». Он сумел доказать в суде свою невиновность и по большому счету правильность действий всего КГЧП, обвиняя себя и своих товарищей лишь в нерешительности и в том, что не довели начатое до конца.

Я считаю его действия Поступком настоящего офицера, Поступком, которым может гордиться Советская Армия! Как можно сравнить его Поступок с поступками сбежавших и скрывавшихся от российского правосудия «демократов» и олигархов постсоветской эпохи? Как можно сравнить его Поступок с действиями Ельцина, который подумал о своей безопасности и готов был укрыться в американском посольстве в любой момент? В чью пользу оценка???

Цитата:

«Формально получается так, что каждый из этих людей, кроме Варенникова, принявший амнистию, как бы согласился с тем, что он виновен, и как бы согласился с тем, что он виновен в том, в чём его обвиняли, в том числе и по 64-й статье. Формально так. Но все они принимали амнистию с оговоркой: «Я невиновен. И только лишь потому, что мы устали, нам надоело, в интересах общества, в интересах государства, откликаясь на решение Государственной Думы об амнистии, только поэтому мы принимаем амнистию».

А. Т. Уколов

 

Еще одно доказательство честности «путчистов».

Цитата из Википедии:

«Около пяти утра 26 августа 1991 года управляющий делами ЦК КПССН. Е. Кручина при неясных обстоятельствах выпал с балкона пятого этажа своей квартиры в Плетневом переулкеи разбился насмерть. Согласно данным, которые приводят журналисты газеты «Московские новости», Кручина оставил на столе предсмертную записку, в которой написал следующее:

 

«Я не заговорщик, но я трус. Сообщите, пожалуйста, об этом советскому народу»

 

Согласно данным журналистов «Московских новостей», на кресле у рабочего стола Кручина оставил толстую папку с документами, содержащими подробную информацию о нелегальной коммерческой деятельности КПСС и КГБ, в том числе о создании оффшорных предприятий на деньги партии за пределами СССР за последние годы.» Конец цитаты

Итак, папка есть! Доказательства есть! Процесса нет! Зато информация о «о нелегальной коммерческой деятельности КПСС и КГБ» в массы запущена. Если бы в этом можно было обвинить заговорщиков, то обвинили бы! Так кто же занимался нелегальной коммерческой деятельностью???

Михаил Леонтьев в своём предисловии к книге «Красная дюжина. Крах СССР: они были против» отмечал:

 

 

«Самое показательное — контраст между масштабом события и масштабом личностей. «Пойми мой характер, если хоть один погибнет — я жить не смогу» — это «первое лицо», номинальный глава путчистов Янаев Крючкову во время путча»

Какой лидер, пусть и номинальный, государственного переворота мог бы такое сказать???Я полагаю, что «пучтисты» были уверены в поддержке народа, но вышедший на улицы народ выступил против них. Отсюда, я думаю, и нерешительность, отсюда и поражение без боя.

Еще цитата из Википедии.

24 августа 1991 года в 21 час 50 мин. в служебном кабинете № 19 «а» в корпусе 1 Московского Кремля дежурным офицером охраны Коротеевым был обнаружен труп Маршала Советского Союза Ахромеева Сергея Фёдоровича, работавшего советником Президента СССР. Согласно версии следствия, маршал покончил жизнь самоубийством, оставив предсмертную записку, в которой так объяснил свой поступок:

 

«Не могу жить, когда гибнет мое Отечество и уничтожается все, что я всегда считал смыслом в моей жизни. Возраст и прошедшая моя жизнь дают мне право уйти из жизни. Я боролся до конца»

 

Без комментариев...

Еще цитаты:

В 2006 году Владимир Крючков заявил:

«Мы противились подписанию договора, разрушающего Союз. Я чувствую, что был прав. Жалею, что не были приняты меры по строгой изоляции Президента СССР, не были поставлены вопросы перед Верховным Советом об отречении главы государства от своего поста».

 

Историк А.И. Фурсов: «В декабре 1991 г. Буш-папа поздравил соотечественников с победой над СССР в холодной войне. СССР распадался, по сути, его уже не было, и на роль потерпевшего поражение была «назначена» РФ, руководство которой в немалой степени способствовало крушению СССР, т.е. объективно выступало союзником США».

 

Анатолий Лукьянов:

 

«Уже давно спорят, а что же такое было ГКЧП: путч, заговор или переворот? Давайте определимся. Если это был заговор, то где вы видели, чтобы заговорщики ехали к тому, против кого они сговариваются? Если это был бы путч, то это означало бы ломку всей системы государственной. А все было сохранено: и Верховный Совет СССР, и правительство, и все остальное. Значит, это не путч. А может, это переворот? Но где вы видели переворот в защиту того строя, который существует? Признать это переворотом даже при большой фантазии невозможно. Это была плохо организованная попытка людей поехать к руководителю страны и договориться с ним о том, что нельзя подписывать договор, который разрушает Союз, и что он должен вмешаться. Там были Болдин, Шенин, Крючков, Варенников и Плеханов. Всем им Горбачев пожал руки – и они разъехались. Это надо знать людям, это была отчаянная, но плохо организованная ПОПЫТКА группы руководителей страны спасти Союз, ПОПЫТКА людей, веривших, что их поддержит президент, что он отложит подписание проекта союзного договора, который означал юридическое оформление разрушения советской страны»

 «Попытка не удалась! За попытку спасибо!»

                                           (А.Вознесенский «Юнона и Авось»)