Дело не в классах, а в понимании классов...

На модерации Отложенный

Некоторые комментаторы блога часто пишут мне почти идентичную фразу: «Христианское собрание не может быть двуклассовым»... На первый взгляд это аргумент, но на самом деле этот аргумент слишком шаткий...

Во-первых, в Библии нет такого категоричного утверждения, и это уже наша собственная интерпретация.
Во-вторых, даже если собрание было «одноклассовым» в первом веке, это еще не значит, что оно должно оставаться таковым все время.
Вполне возможно, что в короткий период последних дней ситуация может немного измениться. Но давайте рассмотрим несколько библейских мест, весьма ясно говорящих о двух группах праведных людей.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мат. 5:5).

Почему кроткие наследуют землю, а не небо? Они недостаточно праведны? Но кротость перечислена среди составляющих «плода духа» наряду с любовью и верой (Гал. 5:23). Или, быть может, Иисус использовал слово «земля» в более ветхозаветном, политическом смысле, как земля Израиля? Но он учил совершенно о другом – о небесном царстве, которое «не от мира сего» (Иоан. 18:36). Он никак не мог иметь в виду, что Бог наградит кротких людей земным политическим устройством. Тем не менее он говорит о жизни на земле как благословении для праведных. При этом в других случаях он говорил своим ученикам, что возьмет их к себе на небо (Иоан. 14:3).

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мат. 25:31–40).


Далее Иисус добавляет, что по этому же признаку «козлы» будут уничтожены – они не сделали добро «меньшим братьям» Христа. Кто эти «братья»? В Евангелиях Иисус употребляет это слово всего несколько раз, и ни разу он не относит его к неопределенному кругу лиц или к человечеству в целом. Своими «братьями» он всегда называет своих учеников (Мат. 12:49; 23:8; 28:10; Лук. 8:21; Иоан. 20:17).

Понимая это, проанализируем вышеприведенную пророческую картину последнего суда. Мы видим две четкие группы: «братья Иисуса» и все остальные. Выживание вторых зависит от их отношения к первым. Если мы делаем добро братьям Иисуса, мы спасемся; не делаем – не спасемся.

Сама логика понятия «делать добро кому-либо» подразумевает, что делающий добро не является тем, по отношению к кому оно делается. Это объект и субъект – два разных лица. И заметим, что речь идет только о последних днях, о периоде возвращения Христа к царской власти. Это не касается предшествующих столетий истории христианства.


И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых… После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (Отк. 7:2–4; 9).

Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них (Отк. 7:14, 15).

Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли (Отк. 14:3).


Как бы мы ни понимали число 144 000 – буквальное или символическое, – мы не можем игнорировать тот факт, что в тексте говорится о двух группах людей: исчислимом и неисчислимом («никто не мог перечесть»).



В спорах о буквальности толкования цифры часто забывают, что в первом случае Иоанн называет хоть какую-то цифру, прямо говоря о «числе запечатленных», а во втором случае он подчеркивает невозможность исчисления в принципе. Число есть – числа нет.

Зачем такое противопоставление? Сначала Иоанн видит одну группу людей с одними характеристиками, и тут же, «после сего», он описывает другую группу с другими характеристиками. И снова речь идет только о периоде последних дней («пришли от великой скорби»).

Далее, первая группа знает некую «песню», которую кроме них не знает никто, и только они «искуплены от земли». Вторая группа не знает эту песню и не искуплена от земли. Эти два момента не позволяет толковать «великое множество» как христиан из неевреев, потому что Новый Завет многократно подчеркивает интернациональность христианства и отсутствие любых национальных разделений (Рим. 10:12; 1 Кор. 12:13; Гал. 3:28; Кол. 3:11). Не может быть, чтобы христиане определенной национальности не знали какую-то «песню» или не были «искуплены от земли» только потому, что не являются евреями по плоти. Здесь имеет место другая, более глубокая и качественная разница, чем просто национальность. И эта разница подчеркивается в самом тексте: одни «искуплены от земли», другие «пришли от великой скорби». И эти вторые тоже являются христианами, потому что «убелили одежды свои Кровию Агнца», «служат Ему (Богу)» и он «обитает в них».

Эти две главы Откровения – седьмая и четырнадцатая – очень важны для понимания ситуации. Не исключено, что до написания книги Откровение, то есть практически весь первый век, у христиан не было четкого понимания этой темы. Но оно есть у нас сегодня. И сегодня это довольно очевидные вещи, однако они очевидны только для тех, кто понимает важную истину: Бог создал людей для жизни на земле, а не на небе (Пс. 113:24; Ис. 45:12, 18). Евреи, в том числе первые ученики Христа, никогда не собирались переселяться на небо. У Бога никогда не было планов тотального переселения праведников в какие-то другие миры. Если какие-то люди и берутся на небо, это исключительная мера для выполнения какой-то особой и совершенно конкретной задачи, а не универсальная награда для всех. С таким пониманием совершенно естественно толковать число 144 000 как буквальное. Без такого понимания, да, это число кажется странным, непонятным, и лучше бы его вообще не было в Библии, оно только путает.

Если благая весть действительно будет проповедана «по всей вселенной» (Мат. 24:14), то совершенно логично, что непосредственно перед концом это число может оказаться гораздо меньше общего числа верующих. Но подобное разделение может иметь место только в последние дни, а не в начале истории христианства. Вот почему ситуация последних дней несколько отличается от ситуации первого века. Но это временная и очень короткая по меркам истории ситуация. Так сказать, ситуация переходного периода.

Свидетели Иеговы всегда понимали это очень хорошо, в отличие от остального христианского мира. В 1914 году в фильме «Фотодрама творения» были подчеркнуты благословения для земли и человечества на ней в период правления Царства Бога. В 1918 году Джозеф Рутерфорд в проповедях делал акцент на том, что миллионы людей переживут великую скорбь и продолжат жить на обновленной земле. Заметим, это было еще до современной трактовки «великого множества». Об этом писали и более ранние мыслители, такие как Джон Мильтон, который в поэме «Возвращенный рай» описал земной рай как награду для праведных. Об этом же говорил Исаак Ньютон и многие другие.


Кадр из «Фотодрамы творения» о восстановленном рае


Дело совсем не в том, сколько в христианстве «классов». В православии и католицизме тоже есть классы духовенства и мирян, а в монашестве при желании можно усмотреть класс номер три.

Все дело в том, чтобы разобраться, что и как будет происходить в последние дни. Если христианское собрание, церковь, которая «не может быть двуклассовой», берется на небо в полном составе, но при этом число ее участников («число запечатленных») ограниченно, то что будет с остальными последователями Христа, которых в последние дни может быть гораздо больше? Вот что важно прояснить и уяснить. Все остальное лишь второстепенная техническая терминология для объяснения ситуации. Ее можно объяснить и как-то иначе, без использования слова «класс». Это слово совершенно непринципиально.





Источник: Библейский уголок: Дело не в классах