До Екатерины II памятников в России не было. По крайней мере, ни в летописях, ни в других архивных документах ничего о них не говорится. Поэтому принято считать, что Петр Великий на Сенатской площади, названный впоследствии Медным всадником, стал первым. Неудивительно, что к его установке подошли очень серьезно. Подготовка заняла 12 лет.
Архитектор из-за границы
Перед тем как пригласить скульптора, императрица советовалась с философами Дени Дидро и Вольтером. До этого она уже отвергла эскиз, созданный Растрелли, и теперь не знала, кому поручить создание монумента. Друзья по переписке порекомендовали мастера из Франции – Этьена Мориса Фальконе. Тот давно мечтал перейти от фарфоровых изваяний к монументальному искусству. И, недолго думая, согласился переехать в Россию на несколько лет. С собой он взял помощницу – семнадцатилетнюю ученицу Мари Анн Коло.
Контракт с мастером заключили в 1766 году. Обязались выплатить 200 тысяч ливров. По тому времени сумма немалая. Рабочий, получавший ливр в день, считался в Париже обеспеченным человеком. А большой зарплатой называли выплаты на крупной мануфактуре – 620 ливров в год.
По договору Фальконе должен был беспрекословно выполнить приказ Екатерины – сделать памятник по ее идее. А именно: изваять Петра, который восседает на смирном коне и держит в руке скипетр – символ власти. Правда, французский скульптор решил, что это совсем не соответствует характеру царя-реформатора. И дерзнул ослушаться императрицу.
Первые шаги
Французский мастер захотел изобразить императора на «лошади в галопе и на подъеме» – так он писал сам. Каждая деталь в его скульптуре – это аллегория. Например, конь в таком положении означал, что Петр вывел страну из сонного состояния, Россия при нем начала бурно развиваться.
Несколько месяцев Фальконе работал в придворной конюшне. Просил помощника ставить жеребцов на дыбы, делал эскизы. Позже во дворе мастерской соорудил помост, похожий на будущий постамент, и заставлял лошадей вставать на задние ноги уже на возвышении. Для этих целей скульптору выделили двух лучших императорских скакунов. В архивных документах даже сохранились их имена – Бриллиант и Каприз.
Решение, во что нарядить Петра, тоже далось непросто. С разных сторон скульптор слышал множество советов. Одни придворные считали, что царь должен быть в старинной русской одежде. Но, по мнению Фальконе, кафтан не подходил тому, кто боролся с лаптями и бородами и переодел соотечественников в европейские костюмы.
Другие утверждали, что император сам должен быть в европейском. Но скульптор решил изобразить императора в античном стиле. Для XVIII века – рядовой случай. Римская тога, меч и лавровый венок были собирательным образом и подчеркивали героический характер личности. Фальконе знал: Петр был именно таким.
Вдобавок Фальконе захотел посадить царя не в седло, а на медвежью шкуру. Это тоже аллегория: символ народа, который император приобщил к цивилизации.
Лицо Петра
Есть много легенд, связанных с головой Медного всадника. По одной из них, ученица Фальконе – Мари Коло – вылепила ее всего за один день. По другой, это она сделала Петру зрачки в виде сердечек и так призналась в любви своему учителю.
Доля правды в этих легендах есть, но малая. Во-первых, голову действительно сделала юная Мари. Фальконе никак не удавалось добиться мужественного, властного выражения лица завоевателя. Сколько дней Коло трудилась, неизвестно, но в итоге мастер остался доволен. И никогда не скрывал, что ему помогла ученица.
«Коло попросила разрешения у учителя ему помочь, – говорит хранитель городских памятников Надежда Ефремова. – И вот что значит женщина: для нее, может, Петр был не только героем, но и красивым мужчиной. Она смогла уложить ему волосы, вплести в кудри лавровый венок. То, что не удавалось самому Фальконе».
Екатерина II удостоила Мари пожизненной пенсии и распорядилась, чтобы девушку зачислили в Российскую Академию художеств. Коло стала в ней первой женщиной и самым юным членом.
Что касается зрачков в виде сердечек, то, действительно, Петр I смотрит на Петербург «влюбленными» глазами. Вот только… его конь тоже. Да и многие памятники мира. Это распространенный прием.
«Для того, чтобы сделать взгляд предельно выразительным, – объясняет Надежда Ефремова. – Но Фальконе не просто взял голову, которую сделала его ученица, и присоединил ее к фигуре Петра. Важен был импульс, который дала Коло. Это позволило выполнить Фальконе ту голову, которую он смог совместить с посадкой всадника.
А Мари, к слову, была влюблена не в учителя, а в его сына – художника Пьера Этьена Фальконе. И через какое-то время вышла за него замуж.
«Гром-камень»
Продолжая аллегоричные идеи, французский скульптор захотел поставить Петра на скалу в форме волны. В его концепции это символизировало, что император вывел Россию к морю.
Подходящий камень искали через объявление в городской газете. Большой валун, которому можно было придать нужную форму, обнаружили недалеко от Петербурга. 13 метров в длину, 8 – в высоту и 6 – в ширину. Весила глыба 1600 тонн, а именовали ее «гром-камнем». По легенде, в валун попала молния, после чего язычники приписали ему магическую силу и даже использовали как капище.
Фальконе предложил обтесать камень в лесу и только после доставить на площадь. Но Екатерина воспротивилась. Ей хотелось, чтобы транспортировка наделала в Европе шума: чем больше камень, тем сильнее эффект. В XVIII веке подходящих технологий для перевозки громадины не было. Поэтому перемещение заняло почти год.
Идею по доставке предложил греческий инженер Карбурий, который работал с Фальконе. Вокруг валуна выкопали котлован, одну сторону камня обтесали. Он стал вполовину легче, и с помощью множества рычагов глыбу смогли приподнять и ровным боком уложить на платформу из толстых брtвен. Механизм для передвижения придумали хитрый. Платформа опиралась на деревянные полозья, между которыми поместили 30 медных шаров. 15 ноября 1769 года конструкцию начали катить к берегу залива.
Зимние месяцы выбрали специально. Болотная почва подмtрзла и смогла выдержать тяжесть. Восемь с половиной километров до пристани преодолевали несколько месяцев – 70 метров в день. И только в марте следующего года подвезли к воде. Тянула камень пара лебедок, а деревянные рельсы то и дело переставляли.
К весне на берегу построили дамбу, которая почти на километр уходила в залив. И соорудили еще одну конструкцию – прам. Это такой плот, который закрепили между двумя судами. Валун с дамбы перетянули на него. И еще месяц он шел по воде. 23 сентября 1770 года его выгрузили и установили на Сенатской площади.
Предполагаемый шум в Европе действительно случился. За рубежом транспортировку тяжеленного валуна назвали победой русской техники. Екатерина в честь этого приказала выпустить памятную медаль с изображением «гром-камня» и надписью «дерзновению подобно».
Вот только Фальконе столкнулся с новой задачей: когда принялся вытесывать из камня волну, то не хватило длины. Пришлось доставлять уже «отрубленные» части. Сейчас постамент состоит из четырех фрагментов.
Змея «приползла»
В изначальном замысле Фальконе змеи под ногами лошади Петра не было. Она понадобилась не столько как украшение, сколько как инженерная необходимость – не хватало точки опоры. На двух задних копытах памятник не держался. Поэтому скульптор предложил извивающееся создание. Одно из его колец слегка касается хвоста коня.
«Змея должна была усилить надежность крепления статуи с постаментом, – рассказывает Надежда Ефремова. – В 2021 году при реставрации мы смогли тщательнее исследовать монумент. И эндоскопия показала, что имеется опорный стержень в хвосте лошади. Дальше стержень соприкасается с металлом, а змея маскирует эту точку соприкосновения».
Скрытая точка опоры тоже стала аллегорией. Фальконе определил ее как символ зла и зависти, с которыми боролся Петр.
Открытие
Екатерина сразу наметила место для будущего памятника – рядом с Адмиралтейством и Сенатом. Императрица настаивала, чтобы скульптура стояла в центре Сенатской площади. Но Фальконе и здесь поступил по-своему: расположил всадника ближе к Неве.
Статую отлили в 1775 году. Мастер, вопреки просьбам Екатерины, не снабдил Петра скипетром. Правой рукой император указывает вперед. По задумке мастера, в сторону Швеции – главное направление завоеваний. Неудивительно, что Екатерина множество раз вносила изменения. И в итоге охладела к скульптору.
Фальконе посчитал, что его труды в России не оценили, и еще до открытия монумента вернулся во Францию. 18 августа (по новому стилю) 1782 года первый в Российской империи пятиметровый монумент торжественно предстал перед петербуржцами и приглашенными гостями.
Как всадник стал медным
Сначала у памятника не было определенного названия. Его именовали просто «Петром на Сенатской площади». Медным всадником он стал после публикации одноименной поэмы Александра Пушкина – в 1833-м. Хотя скульптура – из бронзы.
Одно повеление императрицы все же осталось без изменений. На постаменте сделали надпись: «Петру Первому – Екатерина Вторая». Так немка по происхождению подчеркнула родство с царем. Не по крови, конечно, а по реформаторскому духу.
Комментарии
Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
С рукою простертой летишь на коне.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
...пегую сволочь - в вечный бан!....
И "в вечный бан" - правильно!
Такими памятниками надо гордиться !