11 обалденных сетов России

 

Пятница, 10 августа

 Сколько помню, они были великанами с заячьими сердцами, легенды об их глобальной волейбольной гегемонии болельщики моего поколения знают только из архивов. Когда выходили из раздевалки, обескураживали монументальными размерами; когда отбивали, площадка дрожала; когда вытягивали лапищи на блок, заслоняли соперникам свет. Но эта внешняя мощь прикрывала невидимую хилость. Гиганты носили в себе слишком мяконькие душонки, чтобы выстоять в критический момент. Если они сталкивались с бронированным сопротивлением соперника, если им приходилось страдать на площадке, они проигрывали. Новейшая история волейбола битком набита шокирующими трагедиями русских, которые в решающих сражениях выигрывали два сета, чтобы сдать три следующих. 

 На олимпиаде в Лондоне передряги их не обезоруживают, потому что они в передряги не попадают. Вообще. 

 Правда, сегодня Болгария одолела их, в некоторой степени благодаря ошибке судей, в третьей партии, но этот провал был не более чем мелким затруднением. Так же, как и нервная четвёртая партия. Русские наконец начали играть во всестороннейший волейбол. Они ловко защищаются, очки получают не только благодаря силе – обратите внимание, сколько они их завоёвывают после изящной подачи Сергея Гранкина. Когда я в блоге в своём репортаже с четвертьфинала написал, что поляки уступили противнику, демонстрирующему высшую волейбольную инженерию, вы несколько протестовали на форуме. Большинство специалистов тоже заметили в тот вечер, прежде всего, постыдную слабость наших игроков. А я видел безупречное русское совершенство, нарушаемое только неточными подачами. 

 Прежде, чем их пощипала Болгария, волейболисты Владимира Алекно на олимпийском турнире выиграли 11 сетов подряд. И в каком стиле! Они взлетели после двух партий, отданных на групповом этапе защитникам титула. В последующих сетах они побеждали США – 24, 16 и, в нокаутирующем таймбрейке, 8. Потом Сербию – 15, 20, 17. Потом Польшу – 17, 23, 21. Потом Болгарию – 21 и 15. На противников падали одни только тяжкие удары. 

 Бразильцы несколько лет назад очаровывали игрой более цельной и синхронной. Но даже они не кутнули на великом чемпионском турнире с сетовой серией, какую в Лондоне пережила команда Алекно. И если ей не бросит вызов также и финальный соперник, то русские в захватывающем дух стиле спустя 32 года допрыгаются до золота, а мы так и не будет знать, возмужали ли мы, наконец, ментально. 

 Русское opus magnum 

 Воскресенье, 12 августа 2012 

 Только раз в жизни я боялся к кому-то подойти. Недавно, после осеннего полуфинала чемпионата Европы по волейболу, проигранном Россией Сербии 2 : 3.

Я поглядел на тренера Владимира Алекно, сидящего в углу венского Дворца спорта, и увидел нечто непревзойдённое – неподвижное, ледяное бешенство. Я струсил. Я подумал, что если скажу хоть слово, то он наступит на меня, тут и конец. То есть мне конец, он-то выживет. 

 Мне вспомнилась та минута сегодня, когда Алекно смотрел, как на его людей сыплются мощные удары, пока не решил, что на этот раз он на поражение не согласен. 

 Это был самый невероятный волейбольный финал, какой мне довелось испытать в жизни. Конечно, вовсе не потому, что русские – с тех пор, как развалился Советский Союз, они выиграли только один чемпионат (1991) – сломили Бразилию, несмотря на то, что проигрывали 0 : 2 и 17 : 20 в третьем сете. Не такую драматургию видывала эта игра. 

 Однако я не помню, чтобы со дна при подобных обстоятельствах выкарабкались именно русские – они реагируют, скорее, противоположным образом, у них маниакальное пристрастие попусту растрачивать огромные преимущества. Я не помню, чтобы тренер в столь архиважный момент приказал выполнить такой экстремальный тактический маневр – передвинул центрального на позицию нападающего, нападающему велел принимать, да ещё оказал непреодолимое влияние на ход матча. (Пусть плохо соображающие, что происходит над сеткой, представят себе в центре защиты Дрогбу, выигрывающего для Челси финал Лиги Чемпионов). Выброшенный на фланг Дмитрий Мустерский выиграл в третьей, переломной партии 16 из своих 31 очков! 

 И ему случалось время от времени бывать на этой позиции в Локомотиве Белгород, и Максиму Михайлову случалось принимать подачи в Казани. Но одно дело клубные соревнованьица, а другое – олимпийский финал. Алекно поступил в Лондоне столь же шокирующее, сколь и архиотважно. Он дал матчу эпохальный ход, ворвался в легенду, подарил российскому волейболу миф, по масштабу сравнимый с триумфом героев Хуберта Вагнера в Монреале. Он в тренерской карьере натерпелся тяжких поражений, в том числе и в качестве тренера сборной. Но он выковал своё opus magnum. 

 И увенчал год поразительный, в волейболе беспрецедентный. С Зенитом Казань он выиграл Лигу Чемпионов (помните его двойной тайм-аут, взятый в финале с «Искрой», чтобы выбить из ударной подачи Мариуша Влязлы?), российскую лигу, Суперкубок России. С национальной сборной – Мировую Лигу, Кубок Мира и олимпийское золото. Сегодня я наверняка не боялся бы к нему подойти. 

Rafał Stec

http://rafalstec.blox.pl/html

piątek, 10 sierpnia 2012

11 odlotowych setów Rosji

Rosyjskie opus magnum

niedziela, 12 sierpnia 2012